Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́МВЛИХ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 705-706

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

Я́МВЛИХ (’Ιάμβλιχος) [ок. 240, Хал­ки­да, Кой­ле-Си­рия, Рим. им­пе­рия (ны­не Кин­нес­рин) – ок. 325], др.-греч. фи­ло­соф, ос­но­ва­тель си­рий­ской шко­лы не­оп­ла­то­низ­ма; его имя – гре­ци­зи­ро­ван­ная фор­ма ара­мей­ско­го yamliku «он царь». Учил­ся у не­оп­ла­то­ни­ков Ана­то­лия и Пор­фи­рия, ос­но­вал свою шко­лу в Апа­мее в Си­рии.

Са­мое зна­чит. со­чи­не­ние Я. – свод 10 трак­та­тов под об­щим назв. «О пи­фа­го­рей­ской фи­ло­со­фии», от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись че­ты­ре: «О пи­фа­го­рей­ской жиз­ни» (био­гра­фия Пи­фа­го­ра), «Про­треп­тик», или «Уве­ща­тель­ное сло­во к фи­ло­со­фии», «Об об­щей ма­те­ма­ти­че­ской нау­ке», ком­мен­та­рии к «Вве­де­нию в ариф­ме­ти­ку» Ни­ко­ма­ха из Ге­ра­сы. Со­чи­не­ния «О при­род­ном чис­ле», «О нрав­ст­вен­ной ариф­ме­ти­ке и о бо­го­слов­ской ариф­ме­ти­ке» из­вест­ны по экс­цер­птам у Ми­хаи­ла Псел­ла. «Тео­ло­гу­ме­ны ариф­ме­ти­ки» – вы­пис­ки из од­но­им. трак­та­та Ни­ко­ма­ха из Ге­ра­сы и трак­та­та Ана­то­лия «О де­ка­де и за­клю­чаю­щих­ся в ней чис­лах». Соч. «От­вет учи­те­ля Абам­мо­на на пись­мо Пор­фи­рия к Ане­бо­ну и раз­ре­ше­ние со­дер­жа­щих­ся в нём труд­но­стей» в совр. из­да­ни­ях из­вест­но под назв. «О мис­те­ри­ях егип­тян». В «Ан­то­ло­гии» Ио­ан­на Сто­бея со­хра­ни­лись фраг­мен­ты из со­чи­не­ния Я. «О ду­ше» и 19 пи­сем Я., об­ра­щён­ных к его учи­те­лю Ана­то­лию и уче­ни­кам Со­пат­ру, Дек­сип­пу и Ев­ста­фию.

Ус­та­нов­лен­ный Я. по­ря­док пре­по­да­ва­ния диа­ло­гов Пла­то­на стал ка­но­ни­че­ским для позд­ней­ших не­оп­ла­то­ни­ков: по­сле­до­ва­тель­но изу­чая три груп­пы диа­ло­гов, трак­тую­щих 3 осн. раз­де­ла фи­ло­со­фии – эти­ку («Ал­ки­ви­ад», «Гор­гий», «Фе­дон»), ло­ги­ку («Кра­тил», «Те­этет») и фи­зи­ку («Со­фист», «По­ли­тик»), уча­щий­ся вос­хо­дит к фи­лос. тео­ло­гии («Федр», «Пир») и уче­нию о До­б­ре («Фи­леб»). Курс пре­по­да­ва­ния завер­ша­ет­ся изу­че­ни­ем сис­те­ма­тич. из­ло­же­ния фи­зи­ки («Ти­мей») и тео­ло­гии («Пар­ме­нид»). Со­хра­ни­лись фраг­мен­ты ком­мен­та­ри­ев к «Ти­мею», «Фед­ру» и «Пар­ме­ни­ду», где спо­соб­ность к те­ур­гии («бо­же­ст­вен­но­му де­ла­нию») при­пи­сы­ва­лась «выс­шим су­ще­ст­вам» – ар­хан­ге­лам, ан­ге­лам, де­мо­нам и ге­ро­ям.

Фи­лос. сис­те­ма Я. в це­лом ос­но­вы­ва­ет­ся на уче­нии Пло­ти­на о трёх на­чаль­ных ипо­ста­сях (Еди­ное, Ум, Ду­ша) с мо­ди­фи­ка­ция­ми, обу­слов­лен­ны­ми влия­ни­ем не­опи­фа­го­ре­из­ма и ма­ги­ко-те­ур­гич. «Хал­дей­ских ора­ку­лов». От ин­тел­лек­туа­лиз­ма Пло­ти­на и Пор­фи­рия Я. от­лича­ет вы­дви­же­ние на пер­вый план те­ур­гии, сис­те­мы ри­ту­аль­ных и ма­гич. прак­тик, ве­ду­щих к «ге­но­зи­су» – мис­тич. слия­нию с бо­га­ми. Об­щая тен­ден­ция ме­та­фи­зи­ки Я. – ум­но­же­ние умо­по­сти­гае­мых сущ­но­стей и про­ме­жу­точ­ных уров­ней бы­тия ме­ж­ду транс­цен­дент­ным аб­со­лю­том и чув­ст­вен­ным ми­ром. Мо­ди­фи­ци­руя уче­ние Пло­ти­на о Еди­ном, Я. вво­дит Еди­ное бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка, «аб­со­лют­но не­вы­ра­зи­мое в сло­ве на­ча­ло», ко­то­ро­му под­чи­не­но ни­же­стоя­щее Еди­ное, ото­жде­ст­в­ляв­шее­ся Пло­ти­ном с иде­ей До­б­ра. Тво­ре­ни­ем Еди­но­го-До­б­ра яв­ля­ет­ся умо­по­сти­гае­мый мир, при этом свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду ни­ми вы­сту­па­ет пи­фа­го­рей­ская па­ра пер­во­на­чал «пре­дел и бес­пре­дель­ное» (πέρας ϰαὶ ἄπειρον), со­от­вет­ст­вую­щая па­ре «Еди­ное и Не­оп­ре­де­лён­ная Двои­ца» в «Не­пи­са­ных уче­ни­ях» Пла­то­на. Из умо­по­сти­гае­мо­го, или мыс­ли­мо­го, ми­ра (ϰόσμος νοητός) эма­ни­ру­ет мыс­ля­щий мир (ϰόσμος νοερός). Мыс­ли­мый мир со­дер­жит в се­бе пла­то­нов­ские идеи и со­сто­ит из трёх эле­мен­тов: отец (πατήρ, или су­ще­ст­во­ва­ние, ὕπαρξις), си­ла (δύναμις, или си­ла су­ще­ст­во­ва­ния) и ум (νοῦς, или мыш­ле­ние си­лы). Мыс­ля­щий мир со­дер­жит сверхъ­ес­те­ст­вен­ные мыс­ля­щие су­ще­ст­ва и так­же чле­нит­ся на три ипо­ста­си: ум (νοῦς), тво­рец (δημιουργός) и про­ме­жу­точ­ная ипо­стась, по­ро­ж­даю­щая бо­же­ст­вен­ную жизнь. Ма­те­рия вы­во­дит­ся из Не­оп­ре­де­лён­ной двои­цы и яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ин­ди­ви­дуа­ции и раз­ли­че­ния ло­го­сов – от­ра­же­ний пла­то­нов­ских эй­до­сов (иде­аль­ных форм ве­щей) в ду­ше и чув­ст­вен­ном ми­ре. В пси­хо­ло­гии Я. под­верг пе­ре­смот­ру уче­ние Пло­ти­на о том, что выс­шая часть ду­ши не сли­ва­ет­ся с те­лом, но ос­та­ёт­ся в умо­по­сти­гае­мом ми­ре, и ут­вер­ждал, что ду­ша пол­но­стью со­еди­ня­ет­ся с те­лом и толь­ко че­рез те­ур­гию выс­шая часть ду­ши мо­жет пре­одо­леть власть судь­бы. Фи­ло­со­фия Я. ока­за­ла влия­ние на афин­скую шко­лу не­оп­ла­то­низ­ма (Прокл, Да­ма­ский), а так­же на апо­фа­тич. бо­го­сло­вие в со­чи­не­ни­ях Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та.

Coч.: Theologumena arithmeticae / Ed. V. De Fal­co. Lipsiae, 1922; Les mystères d’Égypte / Éd. É. Des Places. P., 1966; In Platonis dialo­gos commentariorum fragmenta / Ed. J. Dil­lon. Leiden, 1973; De vita Pythagorica / Ed. L. Deubner. Stutgardiae, 1975; De com­muni mathematica scientia / Ed. N. Festa. Stutgar­diae, 1975; In Nicomachi Arithmeticam in­tro­ductionem. Stutgardiae, 1975; Protreptique /Éd.É. des Places. P., 1989; Жизнь Пи­фа­го­ра / Пер., вступ. ст. В. Б. Чер­ни­гов­ско­го. 2-е изд. М., 1998; Ком­мен­та­рии на диа­ло­ги Пла­то­на / Пер., вступ. ст. Р. В. Свет­ло­ва. СПб., 2000; De anima / Text, translation and commentary by J. F. Finamore, J. Dillon. Leiden; Boston, 2002; О еги­пет­ских мис­те­ри­ях / Пер., ком­мент. и пре­дисл. И. Ю. Мель­ни­ко­вой. М., 2004; The letters / Ed. J. Dillon, W. Polleichtner. Atlan­ta, 2009; Тео­ло­гу­ме­ны ариф­ме­ти­ки / Пер. В. В. Би­би­хи­на, А. И. Щет­ни­ко­ва, вступ. ст. А. И. Щет­ни­ко­ва // ΣΧΟΛΗ. 2009. Т. 3. Вып. 1; Пись­ма / Пер. Е. В. Афо­на­си­на // Там же. 2010. Т. 4. Вып. 1; О ду­ше (фраг­мен­ты) / Пер. Е. В. Афо­на­си­на // Там же. 2012. Т. 6. Вып. 2.

Лит.: O’Meara D. Pythagoras revived: Ma­the­matics and philosophy in late antiquity. Oxf.; N. Y., 1989; The divine Iamblichus: Phi­losopher and man of gods / Ed. H. J. Blu­men­thal, E. G. Clark. L., 1993; Shaw Gr. Theurgy and the soul: The neoplatonism of Iamblichus. University Park, 1995; Ши­ча­лин Ю. А. Ис­то­рия ан­тич­но­го пла­то­низ­ма в ин­сти­ту­цио­наль­ном ас­пек­те. М., 2000; Staab Gr. Pythagoras in der Spätantike. Münch.; Lpz., 2002; Ямв­лих Хал­кид­ский // ΣΧΟΛΗ . 2010. Т. 4. Вып. 2; Iamblichus and the foundations of late plato­nism / Ed. E. Afonasin, J. Dillon, J. F. Fi­na­more. Leiden; Boston, 2012; Kupper­man J. S. Living theurgy: A course in Iamb­lichus’ philo­sophy, theology and theurgy. L., 2014.

Вернуться к началу