ЯПО́НЦЫ (самоназвание – нихондзин), 1) население Японии. 2) Народ, осн. население Японии. Численность 125,4 млн. чел. (2010, перепись). Живут также в Бразилии (1,6 млн. чел. – МИД Японии, 2016), США (1,3 млн. чел. – 2010, перепись), Китае (140,1 тыс. чел. – 2010), Канаде (109,7 тыс. чел. – 2011, перепись), на Филиппинах и др. Говорят на японском языке. В осн. последователи синтоизма и буддизма (амидаизм, дзен), есть христиане и приверженцы синкретич. религий.
Сложились в период Яёй культуры на основе переселенцев с Корейского п-ова, вытеснивших местных австронезийцев и айнов и основавших гос-во Ямато. Наиболее тесное родство с автохтонным населением сохранили жившие в длительной изоляции айны на севере и рюкюсцы (до 1875 сохранявшие тесные связи с Китаем) на юге. Традиц. культура типична для народов Вост. Азии. Основа традиц. экономики – пашенное заливное рисосеяние; развиты рыболовство и мор. промыслы. Выделяются кастовые группы буракумин (от токусю буракумин – «жители особых посёлков») – потомков т. н. людей подлых профессий (кожевенников, мусорщиков, скоморохов и др.), живущих в спец. поселениях (в осн. на юго-западе). Особую проф. группу образуют ныряльщицы за моллюсками (ама).
Бытовая культура Я. основана на культивируемых в дзен-буддизме принципах умиротворения, меланхолии и подёрнутости «патиной времени» (ваби-саби). Сельские поселения в осн. линейной планировки. Старинные сёла Гокаяма и Сиракава-го включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Жилище 1–2-этажное на невысоких сваях с каркасными стенами из раздвижных рам, оклеенных белым картоном и вощёной бумагой. Сидят в осн. на полу, выстланном циновками из ситника (татами), обедают за низкими столиками, спят на матрасах. Особой культурой (иск-во проведения чайных церемоний, ведения беседы, музыки и др.) обладали проф. куртизанки и руководительницы застолий (гэйся, гейша). Традиц. одежда – кимоно. У рюкюсцев была известна татуировка рук у женщин (хадзити). Традиц. кухня (васёку) включена ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества (далее – СНКНЧ). В её основе – пресный варёный рис, который едят из пиал (тяван) палочками; добавлением (окацу) к нему служат сырые, тушёные, квашеные и маринованные (цукэмоно) овощи, рыба и морепродукты. Употребляют также лапшу, пюре из ферментиров. сои, риса, ячменя, пшеницы (мисо), соевый соус. Осн. напитки – чай и алкогольные напитки из риса (саке, мирин). Для рюкюсцев характерно употребление свинины, батата, ямса, таро и др.
Среди гос. праздников (сюкудзицу): Новый год (1 янв.); День совершеннолетия (Сэйдзин но хи – 2-й понедельник января; посвящается тем, кому в текущем или прошедшем году исполнилось 20 лет); Дни весеннего (Сюмбун но хи) и осеннего (Сюбун но хи) равноденствий; «Золотая неделя», включающая День конституции (Кэмпо кинэмби – 3 мая), День зелени (Мидори но хи – 4 мая) и День детей (Кодомо но хи – 5 мая); День моря (Уми но хи – 3-й понедельник июля); День гор (Яма но хи – 11 авг.), День почитания старших (Кэйро но хи – 3-й понедельник сентября) и др. Распространена традиция любования цветами (ханами) – япон. сливы (умэ), япон. вишни (сакура) и др. Традиц. игры – го, сёги (типа шахмат), ханафуда (род карточной игры). Развиты боевые иск-ва – джиу-джицу, сумо, синкагэ-рю (фехтование на мечах) и др., у рюкюсцев – карате, тегуми, кобудо (фехтование деревянными или бамбуковыми шестами – бо; дубинками – тонфа; цепами – мунтяку; бола – сурудзин; косами – кама; короткими пиками – сай; кривыми кинжалами – ротин и др.).
Из ремёсел развиты обработка дерева, металла (в т. ч. изготовление бронзовых гонгов – дора; самурайских мечей с полиров. лезвием – катана), произ-во керамики (грубая, т. н. каменная, керамика; селадоновая – сейдзи; с росписью ангобом; белый фаянс – хакудзи; расписной фарфор: стили Набесима – с росписью по голубому подглазурному фону; Какиэмон – по белому фону, с сусальным золотом из Кутани – юри-кинсаи и др.), лака, шёлка (в т. ч. вертикально-полосатый шёлк для самурайского костюма – сендаихира; тонкий узорный шёлк – монса; орнаментированный с помощью трафаретов – юдзен), тканей из волокон япон. текстильного банана (басофу), рами, бумаги из волокон коры бруссонетии (васи); изготовление фигурок из бумаги (оригами), кукол (нингё); плетение (корзины, вазы, веера); орнаментация тканей способом иката (касури, у рюкюсцев – цумуги), с помощью бумажных трафаретов (исэ-катагами; в т. ч. мелкие орнаменты на синем и голубом фоне на костюме самураев Эдо – эдо комон; с крупными разноцветными мотивами цветов и птиц у рюкюсцев – бингата), вышивки (сисю); иск-во каллиграфии, флористики (икебана) и садово-парковое иск-во (бонсай).
Устное творчество. В СНКНЧ включены иск-во исполнения эпоса о родах Минамото в святилище Яхасира в Камифукаве под Нарой – даймокутате; рассказа историй (кодан и ракуго). Репертуар и манера исполнения нар. песен различны в разных регионах. В целом характерно использование грудного резонатора (в отличие от вокальных жанров музыки высокой традиции, где преобладает использование головного резонатора), различаются песни в свободном и регулярном метре (2- и 3-дольные), преобладают 5-ступенные звукоряды с полутонами. Муз. фольклор Я. («минъё»; термин применяется с кон. 19 в., исключая музыку айнов и рюкюсцев; последняя обозначается термином «симаута») представлен песнями: трудовыми (рыбаков, лодочников, виноделов и др.) – сольными и ансамблевыми (унисонно-гетерофонными) без сопровождения; свадебными и похоронными с сопровождением дерев. ударных инструментов; песнями приёмов и празднеств, игровыми вопросно-ответными, колыбельными и др. Наиболее древний пласт – календарные песни и танцы, связанные с первым днём Нового года (песни акамидзу-ута, сопровождающие обряд черпания «молодой» воды) и праздником Косёгацу (15-й день 1-го месяца Нового года, полнолуние; сопровождался обходом домов ряжеными, певшими «многолетия» мандзай-ута, и танцем девочек с веерами тяккирако, в СНКНЧ), с праздником посадки риса Тауэ (в т. ч. танцы из Акиу, префектура Мияги, – Акиу-но-Тауэ-одори, в СНКНЧ) и др. Отд. группу представляют респонсорные песни ондо, которые сопровождают танцы бон-одори во время осенних буддийских поминальных праздников О-бон. К фольклорному пласту относится шаманская музыка и музыка нар. синтоистских праздников (мацури) мацурибаяси / сайрэйбаяси. В СНКНЧ входят танцы в масках в святилище Касима (пригород Мацуэ) – сада-син-но; посвящённые божеству горы Хаятине (префектура Ивате) – хайятинэ-кагура; театрализов. танец куми-одори у рюкюсцев. Осн. муз. инструменты сельских религ. церемоний и танцев – барабаны и поперечные флейты. В период Эдо (16 – сер. 19 вв.) происходило взаимопроникновение сельских и гор. традиций (напр., песни в сопровождении сямисэна из репертуара гейш), в качестве сопровождающего инструмента также стали использовать сякухати и др. продольные флейты. С нач. 1950-х гг. развивается традиция ансамблевой игры на барабанах кумидайко (ныне стала профессиональной). Нар. песни оказали влияние на формирование в 20 в. жанра эстрадных песен энка. Крупнейшая звуковая антология нар. песен – «Нихон минъё тайкан» (1944–88, переиздана в 1992–94).