Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯПО́НЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 760-761

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Арутюнов; М. В. Есипова (устное творчество)

ЯПО́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – ни­хонд­зин), 1) на­се­ле­ние Япо­нии. 2) На­род, осн. на­се­ле­ние Япо­нии. Чис­лен­ность 125,4 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Бра­зи­лии (1,6 млн. чел. – МИД Япо­нии, 2016), США (1,3 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись), Ки­тае (140,1 тыс. чел. – 2010), Ка­на­де (109,7 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), на Фи­лип­пи­нах и др. Го­во­рят на япон­ском язы­ке. В осн. по­сле­до­ва­те­ли син­то­из­ма и буд­диз­ма (ами­даизм, дзен), есть хри­стиа­не и при­вер­жен­цы син­кре­тич. ре­ли­гий.

Сло­жи­лись в пе­ри­од Яёй куль­ту­ры на ос­но­ве пе­ре­се­лен­цев с Ко­рей­ско­го п-ова, вы­тес­нив­ших ме­ст­ных авс­тро­не­зий­цев и ай­нов и ос­но­вав­ших гос-во Яма­то. Наи­бо­лее тес­ное род­ст­во с ав­то­хтон­ным на­се­ле­ни­ем со­хра­ни­ли жив­шие в дли­тель­ной изо­ля­ции ай­ны на се­ве­ре и рю­кюс­цы (до 1875 со­хра­няв­шие тес­ные свя­зи с Ки­та­ем) на юге. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Азии. Ос­но­ва тра­диц. эко­но­ми­ки – па­шен­ное за­лив­ное ри­со­сея­ние; раз­ви­ты ры­бо­лов­ст­во и мор. про­мыс­лы. Вы­де­ля­ют­ся ка­сто­вые груп­пы бу­ра­ку­мин (от то­ку­сю бу­ра­ку­мин – «жи­те­ли осо­бых по­сёл­ков») – по­том­ков т. н. лю­дей под­лых про­фес­сий (ко­же­вен­ни­ков, му­сор­щи­ков, ско­мо­ро­хов и др.), жи­вущих в спец. по­се­ле­ни­ях (в осн. на юго-за­па­де). Осо­бую про­ф. груп­пу об­ра­зу­ют ны­ряль­щи­цы за мол­люс­ка­ми (ама).

Бы­то­вая куль­ту­ра Я. ос­но­ва­на на куль­ти­ви­руе­мых в дзен-буд­диз­ме прин­ци­пах уми­ро­тво­ре­ния, ме­лан­хо­лии и подёр­ну­то­сти «па­ти­ной вре­ме­ни» (ва­би-са­би). Сель­ские по­се­ле­ния в осн. ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. Ста­рин­ные сё­ла Го­кая­ма и Си­ра­ка­ва-го вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕСКО. Жи­ли­ще 1–2-этаж­ное на не­вы­со­ких сва­ях с кар­кас­ны­ми сте­на­ми из раз­движ­ных рам, ок­ле­ен­ных бе­лым кар­то­ном и во­щё­ной бу­ма­гой. Си­дят в осн. на по­лу, вы­стлан­ном ци­нов­ка­ми из сит­ни­ка (та­та­ми), обе­да­ют за низ­ки­ми сто­ли­ка­ми, спят на мат­ра­сах. Осо­бой куль­ту­рой (иск-во про­ве­де­ния чай­ных це­ре­мо­ний, ве­де­ния бе­се­ды, му­зы­ки и др.) об­ла­да­ли проф. кур­ти­зан­ки и ру­ко­во­ди­тель­ни­цы за­сто­лий (гэй­ся, гей­ша). Тра­диц. оде­ж­да – ки­мо­но. У рю­кюс­цев бы­ла из­вест­на та­туи­ров­ка рук у жен­щин (хад­зи­ти). Тра­диц. кух­ня (ва­сё­ку) вклю­че­на ЮНЕСКО в Спи­сок не­ма­те­ри­аль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва (да­лее – СНКНЧ). В её ос­но­ве – пре­сный ва­рё­ный рис, ко­то­рый едят из пи­ал (тя­ван) па­лоч­ка­ми; до­бав­ле­ни­ем (ока­цу) к не­му слу­жат сы­рые, ту­шё­ные, ква­ше­ные и ма­ри­но­ван­ные (цу­кэ­мо­но) ово­щи, ры­ба и мо­ре­про­дук­ты. Упот­реб­ля­ют так­же лап­шу, пю­ре из фер­мен­ти­ров. сои, ри­са, яч­ме­ня, пше­ни­цы (ми­со), со­евый со­ус. Осн. на­пит­ки – чай и ал­ко­голь­ные на­пит­ки из ри­са (са­ке, ми­рин). Для рю­кюс­цев ха­рак­тер­но упот­реб­ле­ние сви­ни­ны, ба­та­та, ям­са, та­ро и др.

Японские девушки в День совершеннолетия у ворот синтоистского храма. Осака. Фото В. А. Шнирельмана

Сре­ди гос. празд­ни­ков (сю­куд­зи­цу): Но­вый год (1 янв.); День со­вер­шен­но­ле­тия (Сэйд­зин но хи – 2-й по­не­дель­ник ян­ва­ря; по­свя­ща­ет­ся тем, ко­му в те­ку­щем или про­шед­шем го­ду ис­пол­ни­лось 20 лет); Дни ве­сен­не­го (Сюм­бун но хи) и осен­не­го (Сю­бун но хи) рав­ноден­ст­вий; «Зо­ло­тая не­де­ля», вклю­чаю­щая День кон­сти­ту­ции (Кэм­по ки­нэм­би – 3 мая), День зе­ле­ни (Ми­до­ри но хи – 4 мая) и День де­тей (Ко­до­мо но хи – 5 мая); День мо­ря (Уми но хи – 3-й по­не­дель­ник ию­ля); День гор (Яма но хи – 11 авг.), День по­чи­та­ния стар­ших (Кэй­ро но хи – 3-й по­не­дель­ник сен­тяб­ря) и др. Рас­про­стра­не­на тра­диция лю­бо­ва­ния цве­та­ми (ха­на­ми) – япон. сли­вы (умэ), япон. виш­ни (са­ку­ра) и др. Тра­диц. иг­ры – го, сё­ги (ти­па шах­мат), ха­на­фу­да (род кар­точ­ной иг­ры). Раз­ви­ты бое­вые иск-ва – джиу-джи­цу, су­мо, син­ка­гэ-рю (фех­то­ва­ние на ме­чах) и др., у рю­кюс­цев – ка­ра­те, те­гу­ми, ко­бу­до (фех­то­ва­ние де­ре­вян­ны­ми или бам­бу­ко­вы­ми шес­та­ми – бо; ду­бин­ка­ми – тон­фа; це­па­ми – мун­тя­ку; бо­ла – су­руд­зин; ко­са­ми – ка­ма; ко­рот­ки­ми пи­ка­ми – сай; кри­вы­ми кин­жа­ла­ми – ро­тин и др.).

Из ре­мё­сел раз­ви­ты об­ра­бот­ка де­ре­ва, ме­тал­ла (в т. ч. из­го­тов­ле­ние брон­зо­вых гон­гов – до­ра; са­му­рай­ских ме­чей с по­ли­ров. лез­ви­ем – ка­та­на), про­из-во ке­ра­ми­ки (гру­бая, т. н. ка­мен­ная, ке­ра­ми­ка; се­ла­до­но­вая – сейд­зи; с рос­пи­сью ан­го­бом; бе­лый фа­янс – ха­куд­зи; рас­пис­ной фар­фор: сти­ли На­бе­си­ма – с рос­пи­сью по го­лу­бо­му под­гла­зур­но­му фо­ну; Ка­ки­эмон – по бе­ло­му фо­ну, с су­саль­ным зо­ло­том из Ку­та­ни – юри-кин­саи и др.), ла­ка, шёл­ка (в т. ч. вер­ти­каль­но-по­ло­са­тый шёлк для са­му­рай­ско­го кос­тю­ма – сен­даи­хи­ра; тон­кий узор­ный шёлк – мон­са; ор­на­мен­ти­ро­ван­ный с по­мо­щью тра­фа­ре­тов – юд­зен), тка­ней из во­ло­кон япон. тек­стиль­но­го ба­на­на (ба­со­фу), ра­ми, бу­ма­ги из во­ло­кон ко­ры брус­со­не­тии (ва­си); из­го­тов­ле­ние фи­гу­рок из бу­ма­ги (ори­га­ми), ку­кол (нин­гё); пле­те­ние (кор­зи­ны, ва­зы, вее­ра); ор­на­мен­та­ция тка­ней спо­со­бом ика­та (ка­су­ри, у рю­кюс­цев – цу­му­ги), с по­мо­щью бу­маж­ных тра­фа­ре­тов (исэ-ка­та­га­ми; в т. ч. мел­кие ор­на­мен­ты на си­нем и го­лу­бом фо­не на кос­тю­ме са­му­ра­ев Эдо – эдо ко­мон; с круп­ны­ми раз­но­цвет­ны­ми мо­ти­ва­ми цве­тов и птиц у рю­кюс­цев – бин­га­та), вы­шив­ки (си­сю); иск-во кал­ли­гра­фии, фло­ри­сти­ки (ике­ба­на) и са­до­во-пар­ко­вое иск-во (бон­сай).

Уст­ное твор­че­ст­во. В СНКНЧ вклю­че­ны иск-во ис­пол­не­ния эпо­са о ро­дах Ми­на­мо­то в свя­ти­ли­ще Яха­си­ра в Ка­ми­фу­ка­ве под На­рой – дай­мо­ку­та­те; рас­ска­за ис­то­рий (ко­дан и ра­ку­го). Ре­пер­ту­ар и ма­не­ра ис­пол­не­ния нар. пе­сен раз­лич­ны в раз­ных ре­гио­нах. В це­лом ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние груд­но­го ре­зо­на­то­ра (в от­ли­чие от во­каль­ных жан­ров му­зы­ки вы­со­кой тра­ди­ции, где пре­об­ла­да­ет ис­поль­зо­ва­ние го­лов­но­го ре­зо­на­то­ра), раз­ли­ча­ют­ся пес­ни в сво­бод­ном и ре­гу­ляр­ном мет­ре (2- и 3-доль­ные), пре­об­ла­да­ют 5-сту­пен­ные зву­ко­ря­ды с по­лу­то­на­ми. Муз. фольк­лор Я. («минъё»; тер­мин при­ме­ня­ет­ся с кон. 19 в., ис­клю­чая му­зы­ку ай­нов и рю­кюс­цев; по­след­няя обо­зна­ча­ет­ся тер­ми­ном «си­мау­та») пред­став­лен пес­ня­ми: тру­до­вы­ми (ры­ба­ков, ло­доч­ни­ков, ви­но­де­лов и др.) – соль­ны­ми и ан­самб­ле­вы­ми (уни­сон­но-ге­те­ро­фон­ны­ми) без со­про­во­ж­де­ния; сва­деб­ны­ми и по­хо­рон­ны­ми с со­про­во­ж­де­ни­ем де­рев. удар­ных ин­ст­ру­мен­тов; пес­ня­ми приё­мов и празд­неств, иг­ро­вы­ми во­прос­но-от­вет­ны­ми, ко­лы­бель­ны­ми и др. Наи­бо­лее древ­ний пласт – ка­лен­дар­ные пес­ни и тан­цы, свя­зан­ные с пер­вым днём Но­во­го го­да (пес­ни ака­мид­зу-ута, со­про­во­ж­даю­щие об­ряд чер­па­ния «мо­ло­дой» во­ды) и празд­ни­ком Ко­сё­га­цу (15-й день 1-го ме­ся­ца Но­во­го го­да, пол­но­лу­ние; со­про­вож­дал­ся об­хо­дом до­мов ря­же­ны­ми, пев­ши­ми «мно­го­ле­тия» манд­зай-ута, и тан­цем де­во­чек с вее­ра­ми тякки­ра­ко, в СНКНЧ), с празд­ни­ком по­сад­ки ри­са Та­уэ (в т. ч. тан­цы из Акиу, пре­фек­ту­ра Мия­ги, – Акиу-но-Та­уэ-одо­ри, в СНКНЧ) и др. Отд. груп­пу пред­став­ля­ют рес­пон­сор­ные пес­ни он­до, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют тан­цы бон-одо­ри во вре­мя осен­них буд­дий­ских по­ми­наль­ных празд­ни­ков О-бон. К фольк­лор­но­му пла­сту от­но­сит­ся ша­ман­ская му­зы­ка и му­зы­ка нар. син­тои­ст­ских празд­ни­ков (ма­цу­ри) ма­цу­ри­баяси / сай­рэй­бая­си. В СНКНЧ вхо­дят тан­цы в мас­ках в свя­ти­ли­ще Ка­си­ма (при­го­род Ма­цуэ) – са­да-син-но; по­свя­щён­ные бо­же­ст­ву го­ры Хая­ти­не (пре­фек­ту­ра Ива­те) – хай­я­ти­нэ-ка­гу­ра; те­ат­ра­ли­зов. та­нец ку­ми-одо­ри у рю­кюс­цев. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты сель­ских ре­лиг. це­ре­мо­ний и тан­цев – ба­ра­ба­ны и по­пе­реч­ные флей­ты. В пе­ри­од Эдо (16 – сер. 19 вв.) про­ис­хо­ди­ло взаи­мо­про­ник­но­ве­ние сель­ских и гор. тра­ди­ций (напр., пес­ни в со­про­во­ж­де­нии ся­ми­сэ­на из ре­пер­туа­ра гейш), в ка­че­ст­ве со­про­во­ж­даю­ще­го ин­ст­ру­мен­та так­же ста­ли ис­поль­зо­вать ся­ку­ха­ти и др. про­доль­ные флей­ты. С нач. 1950-х гг. раз­ви­ва­ет­ся тра­ди­ция ан­самб­ле­вой иг­ры на ба­ра­ба­нах ку­ми­дай­ко (ны­не ста­ла про­фес­сио­наль­ной). Нар. пес­ни ока­за­ли влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние в 20 в. жан­ра эс­т­рад­ных пе­сен эн­ка. Круп­ней­шая зву­ко­вая ан­то­ло­гия нар. пе­сен – «Ни­хон минъё тай­кан» (1944–88, пе­ре­из­да­на в 1992–94).

Лит.: Ме­ще­ря­ков А. Н. Кни­га япон­ских сим­во­лов; Кни­га япон­ских обык­но­ве­ний. М., 2007.

Вернуться к началу