Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИКЕБА́НА

Авторы: Г. Б. Шишкина
Современная икебана.

ИКЕБА́НА (икэ­ба­на), вид япон. де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, со­став­ле­ние цве­точ­но-рас­ти­тель­ных ком­по­зи­ций. Тер­мин «И.» ут­вер­дил­ся по­сле 1955, обоб­щив все ра­нее су­ще­ст­во­вав­шие (под разл. на­зва­ния­ми) шко­лы и на­прав­ле­ния. Тра­диц. клас­сич. И. от­ли­ча­лась стро­гой рег­ла­мен­та­ци­ей фор­мы, эле­мен­ты ко­то­рой на­де­ля­лись сим­во­лич. смыс­лом. Бу­кет цве­тов под­би­рал­ся в со­от­вет­ст­вии с се­зо­ном, от­ме­чае­мым со­бы­ти­ем, на­строе­ни­ем хо­зяи­на до­ма; обыч­но ста­вил­ся в ни­ше (то­ко­но­ма) в ин­терь­е­ре чай­но­го па­виль­о­на, гл. ком­на­те двор­ца или до­ма.

Иск-во И. вос­хо­дит к обы­чаю ук­ра­шать цве­та­ми изо­бра­же­ния Буд­ды Шакья­му­ни, при­шед­ше­му в Япо­нию из Сев. Ин­дии. В 15–19 вв. ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ла шко­ла икэ­но­бо, прак­ти­ко­вав­шая стиль рик­ка. Ком­по­зи­ции в этом сти­ле со­стоя­ли из 7 ос­но­во­по­ла­гаю­щих эле­мен­тов (в 18 в. до­ба­ви­ли ещё два), сим­во­ли­зи­рую­щих разл. пей­заж­ные об­ра­зы (холм, во­до­пад, го­род, до­ли­ну и др.); их со­еди­не­ние долж­но бы­ло вы­ра­жать един­ст­во и про­ти­во­по­лож­ность на­чал инь и ян. В пре­де­лах рик­ка бы­ли раз­ра­бо­та­ны 3 сти­ле­вые ма­не­ры (син – фор­маль­ная, гё – по­лу­фор­маль­ная и со – не­фор­маль­ная) и 29 форм (ком­по­зи­ция в ши­ро­ком плос­ком со­су­де с пес­ком, толь­ко из од­но­го ви­да рас­те­ний и т. д.). На­ря­ду со шко­лой икэ­но­бо су­ще­ст­во­ва­ли и др. на­прав­ле­ния и шко­лы, в т. ч. стиль на­гэи­рэ. В трак­та­те «На­гэи­рэ Ки­си-но На­ми» (1740) го­во­рит­ся о 3 раз­но­вид­но­стях на­гэи­рэ: тя­ба­на («цве­ты для чая», ос­но­ва­на в 16 в. Сэн­но Ри­кю, ко­то­рый вклю­чил цве­точ­ную ком­по­зи­цию в об­щий ан­самбль чай­ной це­ре­мо­нии), сё­ка, или сэй­ка («жи­вой цве­ток», в его ос­но­ве асим­мет­рич­ная фор­ма с 3 гл. ли­ния­ми, со­от­вет­ст­вую­щи­ми Не­бу, Че­ло­ве­ку и Зем­ле), и икэ­го­ми (боль­шое ко­ли­че­ст­во цве­тов в ва­зе).

В 20 в. тра­диц. эс­те­ти­ка И. бы­ла ре­фор­ми­ро­ва­на мас­те­ром Ун­си­ном Оха­рой, в нач. 1910-х гг. по­ло­жив­шим на­ча­ло сти­лю мо­ри­ба­на («на­гро­мо­ж­дён­ные цве­ты»), в ко­то­ром ком­по­зи­ции со­з­да­ва­лись в го­ри­зон­таль­ных, а не вер­ти­каль­ных ём­ко­стях. Для кре­п­ле­ния рас­те­ний он ис­поль­зо­вал не пе­сок, а ме­тал­лич. ци­лин­д­ры с пе­ре­го­род­ка­ми (сип­по), позд­нее сме­нив­шие­ся кэнд­за­на­ми (ме­тал­лич. на­кол­ки); вклю­чал в свои ком­по­зи­ции ев­роп. цве­ты. В 1930-х гг. раз­ви­ва­лось на­прав­ле­ние дзэ­нэй­ба­на (цве­ты в аван­гард­ном сти­ле): в нём бы­ла от­кры­та кра­со­та увя­даю­щих и за­со­хших рас­те­ний, ста­ли ис­поль­зо­вать­ся тро­пич. рас­те­ния, пе­рья, пря­жа, ме­талл, пла­ст­мас­са, ство­лы де­ревь­ев и т. д. Про­из­ве­де­ния совр. И. от­ра­жа­ют влия­ние мо­дер­ни­ст­ской скульп­ту­ры, аван­гар­ди­ст­ских ин­стал­ля­ций, аб­ст­рак­цио­ни­ст­ских ди­зай­нер­ских объ­ек­тов и т. п. На нач. 21 в. в Япо­нии су­ще­ст­ву­ет ок. 3 тыс. школ И. со свои­ми сис­те­ма­ми обу­че­ния.

Лит.: Fujiwara Y. Rikka: the soul of japanese flower arrangement. Tokyo, 1976; Прон­ни­ков В. Икэ­ба­на, или Все­лен­ная, за­пе­чат­лен­ная в цвет­ке. М., 1985; Flower arrangement. The ike­bana way. Tokyo, 1988; Masanobu K. The his­tory of ikebana. Tokyo, 2003; Ни­ко­ла­ен­ко Н. Икэ­ба­на. М., 2005.

Вернуться к началу