ИКЕБА́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИКЕБА́НА (икэбана), вид япон. декоративно-прикладного иск-ва, составление цветочно-растительных композиций. Термин «И.» утвердился после 1955, обобщив все ранее существовавшие (под разл. названиями) школы и направления. Традиц. классич. И. отличалась строгой регламентацией формы, элементы которой наделялись символич. смыслом. Букет цветов подбирался в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина дома; обычно ставился в нише (токонома) в интерьере чайного павильона, гл. комнате дворца или дома.
Иск-во И. восходит к обычаю украшать цветами изображения Будды Шакьямуни, пришедшему в Японию из Сев. Индии. В 15–19 вв. лидирующее положение занимала школа икэнобо, практиковавшая стиль рикка. Композиции в этом стиле состояли из 7 основополагающих элементов (в 18 в. добавили ещё два), символизирующих разл. пейзажные образы (холм, водопад, город, долину и др.); их соединение должно было выражать единство и противоположность начал инь и ян. В пределах рикка были разработаны 3 стилевые манеры (син – формальная, гё – полуформальная и со – неформальная) и 29 форм (композиция в широком плоском сосуде с песком, только из одного вида растений и т. д.). Наряду со школой икэнобо существовали и др. направления и школы, в т. ч. стиль нагэирэ. В трактате «Нагэирэ Киси-но Нами» (1740) говорится о 3 разновидностях нагэирэ: тябана («цветы для чая», основана в 16 в. Сэнно Рикю, который включил цветочную композицию в общий ансамбль чайной церемонии), сёка, или сэйка («живой цветок», в его основе асимметричная форма с 3 гл. линиями, соответствующими Небу, Человеку и Земле), и икэгоми (большое количество цветов в вазе).
В 20 в. традиц. эстетика И. была реформирована мастером Унсином Охарой, в нач. 1910-х гг. положившим начало стилю морибана («нагромождённые цветы»), в котором композиции создавались в горизонтальных, а не вертикальных ёмкостях. Для крепления растений он использовал не песок, а металлич. цилиндры с перегородками (сиппо), позднее сменившиеся кэндзанами (металлич. наколки); включал в свои композиции европ. цветы. В 1930-х гг. развивалось направление дзэнэйбана (цветы в авангардном стиле): в нём была открыта красота увядающих и засохших растений, стали использоваться тропич. растения, перья, пряжа, металл, пластмасса, стволы деревьев и т. д. Произведения совр. И. отражают влияние модернистской скульптуры, авангардистских инсталляций, абстракционистских дизайнерских объектов и т. п. На нач. 21 в. в Японии существует ок. 3 тыс. школ И. со своими системами обучения.