Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОНСА́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 27-28

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Н. Головкин
Бонсай: композиция с клёном дланевидным. Фото Б. Н. Головкина

БОНСА́Й, тра­ди­ци­он­ное вост. ис­кус­ст­во со­став­ле­ния ком­по­зи­ций на ос­но­ве рас­те­ний, вы­ра­щи­вае­мых в ви­де ми­ниа­тюр­ных ко­пий. Воз­ник­ло в Ки­тае бо­лее 2 тыс. лет на­зад, в 6 в. н. э. про­ник­ло в Япо­нию, где позд­нее дос­тиг­ло под­лин­но­го рас­цве­та. Пер­вые письм. све­де­ния о Б. со­дер­жат­ся в япон. ру­ко­пи­сях 14 в. Ев­ро­пей­цы впер­вые по­зна­ко­ми­лись с Б. в кон. 19 в., а по­пу­ляр­ным в Ев­ро­пе, в т. ч. и в Рос­сии, он стал во 2-й пол. 20 в. В 1984 соз­да­на Ев­роп. ас­со­циа­ция Б. По тра­ди­ции ком­по­зи­ции в сти­ле Б. – сим­вол те­ку­че­сти жиз­ни и под­лин­но­сти про­шед­ше­го. Про­цесс соз­да­ния этих ком­по­зи­ций про­дол­жи­те­лен, не­ко­то­рым из них сот­ни лет. Ис­поль­зу­ют ряд ис­кусств. приё­мов, по­зво­ляю­щих за­тор­мо­зить рост рас­те­ния, при­дать ему фор­му, со­от­вет­ст­вую­щую за­мыс­лу, и ис­кус­ст­вен­но «со­ста­рить»: это об­рез­ка по­бе­гов, под­рез­ка кор­ней, при­да­ние нуж­но­го на­прав­ле­ния и фор­мы вет­вям, оп­ре­де­лён­ная аг­ро­тех­ни­ка и др. Осн. сти­ли ком­по­зи­ций Б. по­вто­ря­ют в ми­ниа­тю­ре при­род­ные фор­мы: де­ре­вья с пря­мым (тёк­кан) или по­лу­на­клон­ным (ся­кан) оди­ноч­ным или раз­дво­ен­ным ство­лом, мно­го­стволь­ные (ка­бу­да­ти), с «пла­ку­чей» кро­ной и др. По­пу­ляр­ны ком­по­зи­ции в ви­де ле­са (ёсэ-уэ) или ле­жа­ще­го на зем­ле де­ре­ва с пре­вра­щён­ны­ми в ство­лы вер­ти­каль­ны­ми вет­вя­ми. В сти­ле Б. вы­ра­щи­ва­ют де­ко­ра­тив­ные (мож­же­вель­ник, клён дла­не­вид­ный и др.) или пло­до­вые (мел­ко­плод­ные яб­ло­ни, пи­ра­кан­та, са­ку­ра и др.) дре­вес­ные рас­те­ния, а так­же мно­го­лет­ние тра­вя­ни­стые цвет­ко­вые рас­те­ния. Наи­бо­лее при­год­ны для Б. дре­вес­ные ви­ды, у ко­то­рых зо­на ак­тив­но­го ветв­ле­ния рас­по­ло­же­на близ­ко к ос­но­ва­нию ство­ла. Под­бор кон­тей­не­ра, гар­мо­ни­рую­ще­го с рас­те­ни­ем, иг­ра­ет в ком­по­зи­ци­ях Б. важ­ную роль, для ими­та­ции при­род­но­го ланд­шаф­та ис­поль­зу­ют кам­ни и мхи.

Лит.: Дхан­да Л. Куль­ту­ра бон­сай. М., 1990; Кас­синс К. Бон­сай для на­чи­наю­щих. М., 2004.

Вернуться к началу