Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ЙВИС МАЙЛС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков
М. Дейвис.

ДЕ́ЙВИС, Дэвис (Davis) Майлс [26 (по др. данным, 25).5.1926, Олтон, штат Иллинойс  28.9.1991, Санта-Моника, штат Калифорния], американский джазовый трубач и композитор. Один из основоположников современного джаза, стоял у истоков ряда направлений неакадемической музыки (кул-джаз, фьюжн и джаз-рок). Из обеспеченной афроамериканской семьи. Систематического музыкального образования не получил. В 1945 вошёл в оркестр Б. Экстайна, где в то время играли авторитетные джазмены  Ч. Паркер, Диззи Гиллеспи, А. Блейки. В 1949 возглавил (совместно с Г. Эвансом) собственный джазовый ансамбль «Capitol Band» (композиции этого периода творчества Дейвиса собраны в альбом «Birth of the Cool» – «Рождение стиля кул», 1957 ). В 1949 Дейвис с ансамблем впервые гастролировал в Европе, выступил на Международном джазовом фестивале в Париже. В 1955 с огромным успехом впервые выступил на Ньюпортском джазовом фестивале, исполнив композицию «Round about midnight» Т. Монка. В 1957 в Париже записал сочинённую им музыку для французского фильма «Лифт на эшафот» (режиссёр Л. Маль, 1957). В 1959 записал (при участии Б. Эванса, Дж. Колтрейна, Дж. Кобба, Кэннонболла Эддерли и др.) один из самых удачных в своей карьере альбомов «Kind of blue». В отличие от более ранних записей Дейвиса в стиле хард-боп со сложной для восприятия гармонией и виртуозными импровизациями, этот альбом выполнен в технике модального джаза (образец – композиция «So what»). В 1960 выпустил альбом «Sketches of Spain» («Испанские эскизы»; премия «Грэмми» 1960), в который вошли новаторские аранжировки II части «Аранхуэсского концерта» Х. Родриго, кансоны («Canción del fuego fatuo») из балета «Любовь-волшебница» М. де Фальи, 2 разножанровые пьесы в стиле фламенко (в обработке Г. Эванса). В 1960-е гг. Д. сотрудничал с молодыми музыкантами – У. Шортером, Р. Картером, Х. Хэнкоком, Т. Уильямсом. Альбомы этих лет – «Seven steps to heaven» (1963), «My funny Valentine» (концерт, записанный в Линкольн-центре, 1965), «Miles smiles» (1967) и др. – считаются шедеврами акустического джаза.

В конце 1960-х гг. Дейвис стал применять специфические для рок-музыки ритмические формулы, в аранжировках активно использовал тембры электромузыкальных инструментов, при этом в полной мере сохраняя импровизацию. В его творческой мастерской формировались известные в дальнейшем музыканты Дж. Завинул, Дж. Маклафлин, Чик Кориа, Д. Холланд, Л. Уайт, А. Морейра и др. Этот экспериментальный период творчества нашёл отражение в альбомах «Filles de Kilimanjaro» («Девушки Килиманджаро», 1969), «In a silent way» (1969), «Bitches brew» («Сучье варево»; премия «Грэмми», 1970), «Jack Johnson» (1971), «Big fun» (1974). В 1980-х гг. вновь занялся стилевыми экпериментами, добиваясь органичного соединения элементов рока, фанки и поп-музыки, не теряя джазовой основы. В сотрудничестве с Дж. Скофилдом, Дж. Дюком, М. Миллером, М. Стерном  и др. записаны альбомы «The man with a horn» («Человек с трубой», 1981), «Tutu» (1986) и «Amandla» (1989). Последний студийный диск «Doo-Bop» (вышел в 1992) оценивается критиками как очередной и не вполне удачный эксперимент Дейвиса по слиянию джаза и рэпа.

На протяжении жизни Дейвис много гастролировал в США (в т. ч. с 1961 неоднократно выступал в Карнеги-холле) и за рубежом, включая Японию (концертный альбом «Miles in Tokyo», 1969), Австралию (1988), страны Восточной Европы. Выступал на Ньюпортском джазовом фестивале (1955–75), Джазовом фестивале в Монтрё (1973–91; коллекция концертных записей выпущена на 20 компакт-дисках в 2002), в Монтерее (штат Калифорния, 1963), на Фестивале Северного моря  в Гааге (1985) и др. Почётная премия «Грэмми» за достижения всей жизни (1990; всего 9 премий «Грэмми»).

В историю джаза вошёл как неутомимый новатор (всего издал 60 студийных альбомов). При том что на протяжении жизни Дейвис неоднократно менял свой стиль, он, как правило, добивался убедительных художественных результатов; оказал огромное влияние на несколько поколений джазовых музыкантов.

О жизни и творчестве Дейвиса снят документальный фильм «The Miles Davis story» (2001, режиссёр М. Дибб).

Соч.: Автобиография / Пер. Е. Калининой. Екатеринбург; М., 2005.

Лит.: Williams R. M. Davis: the man in the green shirt. N.Y., 1993; Vail K. Miles' diary: the life of M. Davis, 1947–1961. L., 1996; Кан Э. Kind of blue. История создания шедевра Майлса Дэйвиса / Пер. М. Сапожникова. М., 2010.

Вернуться к началу