Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗА́ВИНУЛ ДЖО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

ЗА́ВИНУЛ (Zawinul) Джо (наст. имя Йозеф Эрих) (7.7.1932, Вена – 11.9.2007, там же), австрийский джазовый композитор и пианист. Из семьи венгерских цыган. В 1944–45 учился в Венской консерватории игре на скрипке и фортепиано, в 1950-е гг. работал в джазовых и танцевальных оркестрах Австрии. Получив в 1959 стипендию Беркли музыкального колледжа (Бостон), переехал в США, но в том же году оставил учёбу и начал играть в оркестре М. Фергюсона, аккомпанировал (1959–61) джазовой певице Д. Вашингтон. С 1961 выступал как пианист с квинтетом саксофониста Дж. «Кэннонболла» Эддерли, для которого в 1966 написал инструментальную пьесу «Mercy, mercy, mercy»; пьеса стала первой композиторской удачей З. и главным хитом одноимённого альбома Эддерли. Играл на электрооргане и электропиано (в «клавишном ансамбле» с Х. Хэнкоком и Чиком Кориа) в джазовых ансамблях под руководством М. Дейвиса, сочинял музыку, результат этой работы З. – в известных альбомах Дейвиса «In a silent way» (1969; З. – автор титульной композиции альбома) и «Bitches brew» (1970). В 1970 вместе с саксофонистом У. Шортером основал ансамбль «Weather Report» (букв. – сводка погоды), один из самых значительных джазовых и фьюжн-ансамблей 2-й пол. 1970-х и 1-й пол. 1980-х гг. (ансамбль прекратил существование в 1986); в разное время его участниками были Дж. Пасториус (бас-гитара), М. Витоуш (контрабас), П. Эрскин (ударные), А. Морейра (перкуссия), лучшие альбомы – «Black market» (1976), «Heavy weather» (1977), «8:30» (1979). Инструментальная пьеса З. «Birdland» [1977; название (букв. – птичья территория) – по джазовому клубу в Манхэттене, который назван в честь Ч. Паркера по его прозвищу The Bird (Птица)] приобрела особую популярность как в оригинальном варианте (запись с ансамблем «Weather Report», 1977), так и в позднейших джазовых обработках, наиболее яркая среди которых принадлежит вокальному квартету «Манхэттен Трансфер» (1980). Со 2-й пол. 1980-х гг. З. руководил джазовым ансамблем «The Zawinul Syndicate», состоявшим в основном из музыкантов африканского и латиноамериканского происхождения. Автор симфонии «Рассказы о Дунае» для электроники, ударных инструментов и симфонического оркестра (1993; премьера в том же году на фестивале А. Брукнера в Линце). Принимал участие во многих крупных международных джазовых фестивалях: Франкфуртском (1994), Ньюпортском (1997), Северного моря (в Гааге, 1997), в Монтрё (1976, 1998). Гастролировал в странах Европы в дуэте с пианистом Ф. Гульдой (был дружен с ним с сер. 1950-х гг.). Неоднократно выступал с концертами в России (впервые в 1997 в Москве). Премия «Грэмми» (1979, в номинации «Лучшее джазовое исполнение в стиле фьюжн»; 2009, в номинации «Лучший современный джазовый альбом»).

Лит.: Glasser B. In a silent way: A portrait of Joe Zawinul. L., 2001; Baumann G. Zawinul: ein Leben aus Jazz. Salzburg, 2002.

Вернуться к началу