Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РКЕР ЧАРЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 353-354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Чарли Паркер.

ПА́РКЕР (Parker) Чар­ли (29.8.1920, Кан­зас-Си­ти, штат Кан­зас – 12.3.1955, Нью-Йорк), амер. джа­зо­вый сак­со­фо­нист и ком­по­зи­тор. Иг­ре на альт-сак­со­фо­не на­у­чил­ся са­мо­стоя­тель­но. В 1935–39 ра­бо­тал в джа­зо­вых кол­лек­ти­вах Кан­зас-Си­ти. В 1940 в Нью-Йор­ке по­зна­ко­мил­ся с тру­ба­чом Д. Гил­лес­пи, со­вме­ст­но с ко­то­рым в хо­де джем-сэшн (при уча­стии пиа­ни­ста Т. Мон­ка и др. из­вест­ных му­зы­кан­тов) раз­ра­бо­тал но­вый джа­зо­вый стиль би­боп. В 1945 ор­га­ни­зо­вал пер­вый собств. ан­самбль. В 1945–47 ра­бо­тал в джа­зо­вых клу­бах Лос-Анд­же­ле­са. В 1947 сфор­ми­ро­вал джа­зо­вый квин­тет (с уча­сти­ем М. Дей­ви­са, Д. Джор­да­на, Т. Пот­те­ра и М. Ро­уча; со­став квин­те­та в даль­ней­шем ме­нял­ся), с ко­то­рым ус­пеш­но га­ст­ро­ли­ро­вал в США и Ка­на­де, сде­лал мно­же­ст­во ау­дио­за­пи­сей. В 1949 П. вы­сту­пил на Ме­ж­ду­нар. джа­зо­вом фес­ти­ва­ле в Па­ри­же. В 1951–55 вслед­ст­вие про­блем со здо­ровь­ем (П. стра­дал тя­жё­лой за­ви­си­мо­стью от нар­ко­ти­ков и ал­ко­го­ля) вы­сту­пал спо­ра­ди­че­ски.

Спе­ци­фич. чер­та муз. ком­по­зи­ций П. – вклю­че­ние за­им­ст­во­ван­ных муз. тем (джа­зо­вых «стан­дар­тов») в пье­сы собств. со­чи­не­ния (так, эле­мен­ты ме­лодии «Как вы­со­ка лу­на» ис­поль­зо­ва­ны в по­пу­ляр­ной пье­се «Ор­ни­то­ло­гия»). В джа­зо­вой им­про­ви­за­ции П. дос­тиг зна­чи­тель­но­го (по срав­не­нию с тра­диц. джа­зом и свин­гом) ус­лож­не­ния муз. язы­ка. В рит­мич. варь­и­ро­ва­нии ис­поль­зо­вал обо­соб­ле­ние чу­ж­дых осн. мет­рич. пуль­су групп дли­тель­но­стей, в сум­ме со­став­ляю­щих, как пра­ви­ло, од­ну до­лю так­та (трио­ли, квин­то­ли, сеп­то­ли и бо­лее слож­ные «муль­тио­ли»), что при­да­ва­ло рит­ми­ке осо­бую сво­бо­ду. В гар­мо­нии ак­тив­но при­ме­нял не­ак­кор­до­вые то­ны и аль­те­ри­ро­ван­ные сту­пе­ни. В раз­вёр­ты­ва­нии им­про­ви­за­ции вы­чле­нял из ис­ход­ной те­мы ко­рот­кие ме­ло­ди­ко-рит­мич. фор­му­лы с по­сле­дую­щей изо­бре­та­тель­ной (в т. ч. пу­тём па­ра­док­саль­ной фра­зи­ров­ки) их транс­фор­ма­ци­ей. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ком­по­зи­ций: «Ан­тро­по­ло­гия», «При­шло вре­мя» («Now’s the time»), «Блюз для Элис», «Яр­дбёрд-сю­и­та» («Yardbird Suite»). Спе­ци­фи­че­ские для сти­ля П. приё­мы им­про­ви­зац. раз­ра­бот­ки ис­ход­но­го ма­те­риа­ла, ко­то­рые рас­це­ни­ва­лись как «ре­во­лю­ци­он­ные», ны­не со­став­ля­ют не­отъ­ем­ле­мую часть им­про­ви­зац. ар­се­на­ла джа­зо­во­го му­зы­кан­та.

По его про­зви­щу Bird (Пти­ца) на­зван все­мир­но из­вест­ный джа­зо­вый клуб «Бёрд­ленд» в Нью-Йор­ке (су­ще­ст­во­вал в 1949–65).

Лит.: Koch L. Yardbird suite: a compendium of the music and life of C. Parker. Bowling Green, 1988; Woideck C. C. Parker: his music and life. Ann Arbor, 1996; The C. Parker companion: six decades of commentary. N. Y., 1998.

Вернуться к началу