ПА́РКЕР ЧАРЛИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РКЕР (Parker) Чарли (29.8.1920, Канзас-Сити, штат Канзас – 12.3.1955, Нью-Йорк), амер. джазовый саксофонист и композитор. Игре на альт-саксофоне научился самостоятельно. В 1935–39 работал в джазовых коллективах Канзас-Сити. В 1940 в Нью-Йорке познакомился с трубачом Д. Гиллеспи, совместно с которым в ходе джем-сэшн (при участии пианиста Т. Монка и др. известных музыкантов) разработал новый джазовый стиль бибоп. В 1945 организовал первый собств. ансамбль. В 1945–47 работал в джазовых клубах Лос-Анджелеса. В 1947 сформировал джазовый квинтет (с участием М. Дейвиса, Д. Джордана, Т. Поттера и М. Роуча; состав квинтета в дальнейшем менялся), с которым успешно гастролировал в США и Канаде, сделал множество аудиозаписей. В 1949 П. выступил на Междунар. джазовом фестивале в Париже. В 1951–55 вследствие проблем со здоровьем (П. страдал тяжёлой зависимостью от наркотиков и алкоголя) выступал спорадически.
Специфич. черта муз. композиций П. – включение заимствованных муз. тем (джазовых «стандартов») в пьесы собств. сочинения (так, элементы мелодии «Как высока луна» использованы в популярной пьесе «Орнитология»). В джазовой импровизации П. достиг значительного (по сравнению с традиц. джазом и свингом) усложнения муз. языка. В ритмич. варьировании использовал обособление чуждых осн. метрич. пульсу групп длительностей, в сумме составляющих, как правило, одну долю такта (триоли, квинтоли, септоли и более сложные «мультиоли»), что придавало ритмике особую свободу. В гармонии активно применял неаккордовые тоны и альтерированные ступени. В развёртывании импровизации вычленял из исходной темы короткие мелодико-ритмич. формулы с последующей изобретательной (в т. ч. путём парадоксальной фразировки) их трансформацией. Среди наиболее известных композиций: «Антропология», «Пришло время» («Now’s the time»), «Блюз для Элис», «Ярдбёрд-сюита» («Yardbird Suite»). Специфические для стиля П. приёмы импровизац. разработки исходного материала, которые расценивались как «революционные», ныне составляют неотъемлемую часть импровизац. арсенала джазового музыканта.
По его прозвищу Bird (Птица) назван всемирно известный джазовый клуб «Бёрдленд» в Нью-Йорке (существовал в 1949–65).