Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРТЕПИА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 490-491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОРТЕПИА́НО, фор­тепь­я­но (от итал. for­tepiano; итал. pianoforte, англ., франц. piano, нем. Kla­vier), муз. ин­ст­ру­мент, удар­но-кла­виш­ный хор­до­фон. На­зва­ние объ­е­ди­ня­ет все раз­но­вид­но­сти роя­лей и пиа­ни­но, а так­же ран­ний ва­ри­ант Ф. – хам­мер­кла­вир (или мо­ло­точ­ко­вое фор­те­пиа­но). Гл. кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты совр. Ф.: стру­ны (225–230), ре­зо­нанс­ная де­ка, опор­ные кон­ст­рук­ции, кла­виш­ный и пе­даль­ный ме­ха­низ­мы, кор­пус. Стру­ны из­го­тав­ли­ва­ют­ся из сталь­ной про­во­ло­ки, ба­со­вые об­ви­ты мед­ной ка­ни­те­лью; на­тя­ги­ва­ют­ся над де­кой, скле­ен­ной из ело­вых до­сок тол­щи­ной 7–11 мм. Стру­ны и де­ка кре­пят­ся к опор­ной кон­ст­рук­ции, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой 2 ра­мы: де­ре­вян­ную с кол­ко­вой дос­кой и чу­гун­ную – цель­ную от­лив­ку слож­но­го ре­шет­ча­то­го строе­ния. Кла­виш­ный ме­ха­низм со­сто­ит из кла­виа­ту­ры и ме­ха­ни­ки. Кон­ст­рук­тив­но кла­виа­ту­ра пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му ры­ча­гов, ка­чаю­щих­ся на штиф­тах. 85–88 кла­виш, вы­ре­зан­ных из дре­ве­си­ны хвой­ных по­род, рас­по­ло­же­ны на кла­виа­тур­ной ра­ме. Иг­ро­вая часть кла­виш груп­пи­ру­ет­ся по ок­та­вам, в ка­ж­дой из ко­то­рых 7 бе­лых кла­виш (как пра­ви­ло, об­ли­цо­ван­ных сло­но­вой ко­стью) и 5 чёр­ных (т. н. кла­виа­ту­ра фор­те­пи­ан­но­го ти­па). Ме­ха­ни­ка у Ф. раз­ных ти­пов и фирм уст­рое­на по-раз­но­му, од­на­ко в ней есть 3 осн. уз­ла – т. н. узел фи­гу­ры, узел мо­ло­точ­ка, узел демп­фе­ра. Узел фи­гу­ры пе­ре­да­ёт дви­же­ние от на­жа­той кла­ви­ши к мо­ло­точ­ку. Го­лов­ки мо­ло­точ­ков об­тя­ну­ты филь­цем (прес­со­ван­ным вой­ло­ком) и име­ют раз­ную мас­су и фор­му: чем вы­ше ре­гистр, тем они мень­ше и лег­че. Ко­гда мо­ло­то­чек за­ни­ма­ет ис­ход­ное по­ло­же­ние, демп­фер опус­ка­ет­ся на стру­ну и глу­шит её. Пе­даль­ный ме­ха­низм вклю­ча­ет обыч­но 2 пе­да­ли. Пра­вая че­рез сис­те­му пе­ре­дач и ры­ча­гов под­ни­ма­ет все демп­фе­ры, что по­зво­ля­ет ре­зо­ни­ро­вать всем стру­нам од­но­вре­мен­но. Ле­вая пе­даль нес­коль­ко смяг­ча­ет звук.

Совр. Ф. име­ет рав­но­мер­но-тем­пе­ри­ро­ван­ный строй. Обыч­ный диа­па­зон кон­церт­но­го Ф. – 7 с чет­вер­тью ок­тав: от «ля» суб­кон­трок­та­вы до «до» 5-й ок­тавы, диа­па­зон пиа­ни­но и ка­би­нет­ных роя­лей – 7 ок­тав. Звук Ф. силь­нее и про­тя­жён­нее, чем у его пред­ше­ст­вен­ни­ков – кла­ве­си­на и кла­ви­кор­да, до пол­но­го уга­са­ния он мо­жет длить­ся 12–15 с. В от­ли­чие от кла­ве­си­на, на Ф. воз­мож­ны плав­ные пе­ре­хо­ды от фор­те к пиа­но и на­обо­рот; пе­ре­да­ча тон­ких ди­на­мич. гра­да­ций – ос­нов­ная осо­бен­ность фор­те­пиа­но.

В 18 в. Ф. со­су­ще­ст­во­ва­ло с кла­ве­си­ном и кла­ви­кор­дом, по­сте­пен­но вы­тес­няя их из кон­церт­ной прак­ти­ки: рас­про­стра­не­ние пуб­лич­ных кон­цер­тов в боль­ших за­лах тре­бо­ва­ло от ин­ст­ру­мен­тов боль­шей гром­ко­сти и яр­ко­сти зву­ча­ния. Пер­вые Ф. соз­да­ны Б. Кри­сто­фо­ри (со­хра­ни­лись 3 ин­ст­ру­мен­та 1720-х гг.). Раз­но­вид­но­сти мо­ло­точ­ко­вой ме­ха­ни­ки не­за­ви­си­мо от Кри­сто­фо­ри бы­ли изо­бре­те­ны франц. мас­те­ром Ж. Ма­риу­сом и нем. мас­те­ром И. Г. Шрё­те­ром. Од­ним из пер­вых из­вест­ных му­зы­кан­тов, иг­рав­ших на ин­ст­ру­мен­тах Кри­сто­фо­ри, был Д. Скар­лат­ти. Ме­ха­ни­ку Кри­сто­фо­ри усо­вер­шен­ст­во­вал Г. Зиль­бер­ман, его позд­ние мо­де­ли вы­со­ко це­нил И. С. Бах. В Анг­лии строи­тель­ст­во Ф. ра­зи­ва­лось с 1760-х гг., по­сле пе­ре­ез­да ту­да И. К. Ба­ха – од­но­го из пер­вых кон­цер­ти­рую­щих пиа­ни­стов.

С рас­про­стра­не­ни­ем Ф. раз­ви­ва­лось иск-во иг­ры на нём. Один из пер­вых трак­та­тов, где опи­са­на спе­ци­фи­ка иг­ры на Ф., – «Опыт пра­виль­но­го спо­со­ба иг­ры на кла­ви­ре» К. Ф. Э. Ба­ха (ч. 1–2, 1753–62); Ф. счи­та­лось то­гда наи­бо­лее под­хо­дя­щим для ан­самб­ле­во­го му­зи­ци­ро­ва­ния и ак­ком­па­не­мен­та. Са­мым ран­ним из опуб­ли­ко­ван­ных со­чи­не­ний, на­пи­сан­ных спе­ци­аль­но для Ф., счи­та­ет­ся сбор­ник 12 со­нат Л. Джу­сти­ни (1732). Для Ф. соз­да­но боль­шин­ст­во кла­вир­ных про­из­ве­де­ний В. А. Мо­цар­та и Й. Гайд­на (позд­ний пе­ри­од). В по­след­ней чет­вер­ти 18 в. об­ра­зо­ва­лись 2 ве­ду­щие ис­пол­нит. шко­лы – вен­ская, куль­ти­ви­ро­вав­шая «бле­стя­щий стиль» (Мо­царт, И. Н. Гум­мель, И. Мо­ше­лес, К. Чер­ни и др., а так­же М. Кле­мен­ти), и лон­дон­ская (И. Б. Кра­мер, Дж. Филд и др.) – с мяг­ким зву­ко­из­вле­че­ни­ем, пред­поч­те­ни­ем иг­ры ле­га­то, по­сто­ян­ным при­ме­не­ни­ем пра­вой пе­да­ли. Л. ван Бет­хо­вен и пиа­ни­сты ру­бе­жа 18–19 вв. под­го­то­ви­ли взлёт ро­ман­тич. фор­те­пи­ан­ной вир­ту­оз­но­сти в 1830–40-е гг. в ли­це Ф. Кальк­брен­не­ра, С. Таль­бер­га, Ф. Лис­та, Ф. Шо­пе­на. Во 2-й пол. 19 в. ис­пол­нит. шко­лы сфор­ми­ро­ва­лись во мно­гих стра­нах, в Рос­сии раз­вер­ну­лась дея­тель­ность А. Г. Ру­бин­штейна и Н. Г. Ру­бин­штейна, из ор­га­ни­зо­ван­ных ими кон­сер­ва­то­рий вы­шло мно­же­ст­во вы­даю­щих­ся пиа­ни­стов и фп. пе­да­го­гов: С. В. Рах­ма­ни­нов, А. Н. Скря­бин, И. А. и Р. Я. Ле­ви­ны, К. Н. Игум­нов, М. В. Юди­на, В. В. Соф­ро­ниц­кий, Л. Н. Обо­рин, С. Т. Рих­тер, Э. Г. Ги­лельс и др.; вне на­зван­ных кон­сер­ва­то­рий так­же сфор­ми­ро­ва­лись круп­ней­шие пиа­ни­сты – В. С. Го­ро­виц, Г. Г. Ней­га­уз. Сре­ди са­мых зна­чит. за­ру­беж­ных пиа­ни­стов кон. 19 – 20 вв. – Ф. Бу­зо­ни, М. Лонг, И. Гоф­ман, А. Кор­то, А. Шна­бель, Э. Фи­шер, Ар­тур Ру­бин­штейн, В. Ги­зе­кинг, А. Бе­не­дет­ти Ми­ке­ланд­же­ли, Г. Гульд. Совр. фп. ре­перту­ар чрез­вы­чай­но ши­рок, вер­ши­ны фп. му­зы­ки – со­чи­не­ния Й. Гайд­на, Мо­цар­та, Бет­хо­ве­на, Ф. Шу­бер­та, Р. Шу­ма­на, Шо­пе­на, Лис­та, И. Брам­са, П. И. Чай­ков­ско­го, Рах­ма­ни­но­ва, Скря­би­на, К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, Б. Бар­то­ка, О. Мес­сиа­на, С. С. Про­кофь­е­ва и др. ком­по­зи­то­ров.

Во 2-й пол. 19 – нач. 21 вв. из­го­тов­ле­ние Ф. име­ет ха­рак­тер круп­но­го фаб­рич­но­го про­из-ва, при этом зву­ко­вые ка­че­ст­ва ин­ст­ру­мен­тов, осо­бен­но по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны, нес­коль­ко стан­дар­ти­зи­ро­ва­лись. Са­мые из­вест­ные фп. фир­мы – «Бех­штейн», «Блют­нер» (Гер­ма­ния), «Бё­зен­дор­фер» (Ав­ст­рия), «Брод­вуд» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Эрар» (Франция), «Стейн­вей» (США) и др. В нач. 21 в. фп. про­из-во рас­тёт за счёт япон. («Яма­ха», «Ка­ваи»), кит. и юж.-кор. фирм. В свя­зи с раз­ви­ти­ем ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва не­ко­то­рые фир­мы ста­ли про­из­во­дить мо­ло­точ­ко­вые Ф. по об­раз­цам 18 – нач. 19 вв.

Лит.: James P. Early keyboard instruments: from their beginning to the year 1820. L., 1967; Piano-Nummern deutscher, europäischer und überseeischer Instrumente / Bearb. von H. K. Herzog. 7. Aufl. Fr./M., 1989; Palmie­ri R. Piano information guide: An aid to research. N. Y., 1989; Ehrlich C. The piano: a history. Oxf., 1990; Novak Clinkscale M. Makers of the piano. Oxf., 1993–1999. Vol. 1–2; Cole M. The pianoforte in the Classical Era. Oxf., 1998; Piano roles: Three hundred years of the piano. New Haven; L., 1999; Гро­хо­тов С. В. Фор­те­пиа­но // Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002.

Вернуться к началу