ШЕ́ЛЛИ ПЕРСИ БИШ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕ́ЛЛИ (Shelley) Перси Биш (Биши) (4.8.1792, Филд-Плейс, графство Суссекс – 8.7.1822, зал. Специя, Италия; похоронен в Риме), англ. поэт. Сын баронета, учился в аристократич. школе в Итоне, в 1810 поступил в Оксфордский ун-т, откуда был исключён за публикацию трактата «Необходимость атеизма» («The necessity of atheism», 1811). Был женат на М. Шелли, дружен с Дж. Байроном, Дж. Китсом. В 1812 уехал в Ирландию, участвовал в борьбе ирландцев за независимость. В 1818 навсегда покинул Англию, поселился в Италии. Утонул во время шторма.
Дебютировал романом «Застроцци» («Zastrozzi», 1810), который, как и последующий – «Сент-Ирвин» («St. Irvyne», 1811), выдержан в традициях готического романа. Один из наиболее значит. представителей романтизма в англ. лит-ре, Ш. во многом продолжил традиции Просвещения с его культом свободы, утопич. верой в возможность мирных социальных преобразований. Мировоззрение Ш. отмечено сочетанием рационалистич. и идеалистич. установок; на его формирование значит. влияние оказала философия Платона (в 1818 Ш. перевёл на англ. яз. его диалог «Пир», в 1821 – «Ион»). В эссе «Защита поэзии» («A defence of poetry», 1822, изд. в 1840) усматривал функцию поэзии в созидании красоты, в которой скрыта польза – нравственное совершенствование читателя; согласно Ш., поэты – учредители законов жизни. В написанной в форме видения филос. поэме «Королева Маб» («Queen Mab: A philosophical poem», 1813) Ш. представил монументальные картины прошлого, настоящего и будущего. Филос. размышления о стихиях и силах природы, человеке, любви, красоте, свободе нашли яркое воплощение в стихотворениях и поэмах «Аластор, или Дух одиночества» («Alastor, or The spirit of solitude», 1815, изд. в 1816), «Лаон и Цитна» («Laon and Cythna», 1817, переизд. в 1818 под назв. «Восстание Ислама», «The revolt of Islam»), «Гимн Аполлону» («Hymn to Apollo», 1820, изд. в 1824), «Ода Западному ветру» («Ode to the West Wind», 1819, изд. в 1820), «Жаворонку» («To a skylark», 1820) и др., а также в драмах «Ченчи» («The Cenci», 1819, изд. в 1820; из итал. истории 16 в.), «Освобождённый Прометей» («Prometheus unbound», 1819, изд. в 1820, о Прометее). Среди поздних произведений: сатирич. драма «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» («Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the tyrant», опубл. в 1820), лирич. поэма «Адонаис» («Adonais», 1821), посвящённая памяти Дж. Китса, поэма «Торжество жизни» («The triumph of life», 1822, не завершена). Автор трактатов по филос., политич. вопросам, статей о лит-ре и иск-ве.
Творчество Ш., отмеченное масштабностью и универсальностью тем, аллегоризмом, яркой визуальностью образов, не было по достоинству оценено современниками, но получило широкую известность благодаря поэтам поздневикторианской эпохи (в т. ч. прерафаэлитам); оно оказало значит. влияние на англ. и мировую лит-ру (в частности, Р. Тагора).