Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ш.

ТЕО́РИЯ (лат. theoria, греч. ϑεωρία, от ϑεωρέω – рас­смат­ри­вать, ис­сле­до­вать) науч­ная, наи­бо­лее раз­ви­тая фор­ма ор­га­ни­за­ции на­уч. зна­ния, даю­щая це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о за­ко­но­мер­но­стях и свя­зях оп­ре­де­лён­ной об­лас­ти дей­ст­ви­тель­но­сти – объ­ек­та дан­ной Т. Пред­став­ля­ет со­бой це­ло­ст­ную, внут­рен­не диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную сис­те­му зна­ния, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны ло­гич. за­ви­си­мость од­них эле­мен­тов от дру­гих, вы­во­ди­мость со­дер­жа­ния Т. из не­ко­то­рой со­во­куп­но­сти ут­вер­жде­ний и по­ня­тий – ис­ход­но­го ба­зи­са тео­рии.

Раз­ли­че­ние тео­ре­ти­че­ско­го (со­зер­ца­тель­но­го) и прак­тич. зна­ния вос­хо­дит к Ари­сто­те­лю (см. Прак­ти­ка). К ан­тич­ной нау­ке, пре­ж­де все­го к «На­ча­лам» Евк­ли­да, вос­хо­дит и раз­ра­бот­ка фор­мы сис­те­ма­ти­за­ции на­уч. зна­ния, став­шей на мно­го ве­ков идеа­лом на­уч. стро­го­сти (де­дук­тив­но-ак­сио­ма­тич. по­строе­ние тео­рии).

В совр. ме­то­до­ло­гии нау­ки осн. ком­по­нен­та­ми Т. счи­та­ют­ся: 1) ис­ход­ный эм­пи­рич. ба­зис, вклю­чаю­щий мно­же­ст­во за­фик­си­ро­ван­ных в дан­ной об­лас­ти зна­ния фак­тов, дос­тиг­ну­тых в хо­де на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов и тре­бую­щих тео­ре­тич. объ­яс­не­ния; 2) ис­ход­ная тео­ре­тич. ос­но­ва – мно­же­ст­во пер­вич­ных до­пу­ще­ний, по­сту­ла­тов, ак­си­ом, об­щих за­ко­нов, в со­во­куп­но­сти опи­сы­ваю­щих идеа­ли­зи­ро­ван­ный объ­ект Т.; 3) мно­жест­во до­пус­ти­мых в рам­ках Т. пра­вил ло­гич. вы­во­да и до­ка­за­тель­ст­ва; 4) со­во­куп­ность вы­ве­ден­ных в Т. ут­вер­жде­ний с их до­ка­за­тель­ст­ва­ми, со­став­ляю­щая осн. мас­сив тео­ре­тич. зна­ния. Центр. роль в фор­ми­ро­ва­нии Т. иг­ра­ет ле­жа­щий в её ос­но­ве идеа­ли­зи­ро­ван­ный объ­ект – тео­ре­тич. мо­дель, опи­сы­ваю­щая не­ко­то­рую об­ласть ре­аль­но­сти с по­мо­щью оп­ре­де­лён­ных ги­по­те­тич. до­пу­ще­ний и идеа­ли­за­ций (сис­те­ма ма­те­ри­аль­ных то­чек в клас­сич. ме­ха­ни­ке; мно­же­ст­во не­пре­рыв­но хао­ти­че­ски дви­жу­щих­ся и взаи­мо­дей­ст­вую­щих пу­тём со­уда­ре­ний мо­ле­кул в мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­тич. Т., и т. д.). В за­ви­си­мо­сти от фор­мы идеа­ли­за­ции и ти­па идеа­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та раз­ли­ча­ют тео­рии опи­са­тель­но­го ти­па, ма­те­ма­ти­зи­ро­ван­ные тео­рии, де­дук­тив­ные тео­ре­тич. сис­те­мы.

Пе­ре­ход от эм­пи­рич. ста­дии нау­ки (клас­си­фи­ка­ции и обоб­ще­ния опыт­ных дан­ных) к её тео­ре­тич. ста­дии осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ряд про­ме­жу­точ­ных форм, в рам­ках ко­то­рых соз­да­ют­ся пер­вич­ные тео­ре­тич. кон­ст­рук­ции (ти­по­ло­гии, объ­яс­ни­тель­ные схе­мы и т. д.). Зре­лая Т. со­дер­жит оп­ре­де­лён­ный ме­ха­низм по­строе­ния зна­ния, внут­рен­не­го раз­вёр­ты­ва­ния её со­дер­жа­ния, во­пло­ща­ет не­ко­то­рую про­грам­му ис­сле­до­ва­ния.

Хо­тя Т. мо­жет раз­ви­вать­ся в от­но­сит. не­за­ви­си­мо­сти от эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния (по­сред­ст­вом зна­ко­во-сим­во­лич. опе­ра­ций по пра­ви­лам ма­те­ма­тич. или ло­гич. фор­ма­лиз­мов; по­сред­ст­вом вве­де­ния разл. ги­по­те­тич. до­пу­ще­ний или тео­ре­тич. мо­де­лей, осо­бен­но ма­те­ма­тич. ги­по­тез и мо­де­лей; пу­тём мыс­лен­но­го экс­пе­ри­мен­та с идеа­ли­зи­ро­ван­ны­ми объ­ек­та­ми), она вы­сту­па­ет как ре­аль­ное зна­ние о ми­ре толь­ко то­гда, ко­гда по­лу­ча­ет эм­пи­рич. ин­тер­пре­та­цию. При этом как под­твер­жде­ние Т. от­дель­ны­ми эм­пи­рич. при­ме­ра­ми не мо­жет слу­жить без­ого­во­роч­ным сви­де­тель­ст­вом в её поль­зу, так и про­ти­во­ре­чие Т. отд. фак­там не есть дос­та­точ­ное ос­но­ва­ние для от­ка­за от неё, оно мо­жет стать мощ­ным сти­му­лом её со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Ре­ше­ние об окон­чат. от­ка­зе от Т. обыч­но свя­за­но с об­щей дис­кре­ди­та­ци­ей ле­жа­щей в её ос­но­ве про­грам­мы ис­сле­до­ва­ния и по­яв­ле­ни­ем но­вой про­грам­мы, вы­яв­ляю­щей бо­лее ши­ро­кие воз­мож­но­сти объ­яс­не­ния и пред­ска­за­ния изу­чае­мых ре­аль­ных яв­ле­ний.

Лит.: Мам­чур Е. А. Про­бле­ма вы­бо­ра тео­рии. М., 1975; Швы­рев В. С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­зна­нии. М., 1978; Ну­га­ев Р. М. Ре­кон­ст­рук­ция про­цес­са сме­ны фун­да­мен­таль­ных на­уч­ных тео­рий. Ка­зань, 1989; Ла­ка­тос И. Фаль­си­фи­ка­ция и ме­то­до­ло­гия на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм. М., 1995; Сте­пин В. С. Тео­ре­ти­че­ское зна­ние. М., 2003; Поп­пер К. Пред­по­ло­же­ния и оп­ро­вер­же­ния: Рост на­уч­но­го зна­ния. М., 2008.

Вернуться к началу