ОБЪЕ́КТ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЪЕ́КТ (позднелатинское objectum – предмет, от лат. objicio – бросать вперёд, противопоставлять), категория теории познания, обозначающая предметную область, на которую направлена практич. или познават. активность субъекта. Понятия О. и субъекта соотносительны: активность субъекта необходимо предполагает внеположный ей О., это два полюса в составе некоторого единства. О. не тождествен объективной реальности: та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является О.; кроме того, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разл. типы объектов и соответственно разл. типы субъектно-объектных отношений: объектом может быть существующая в пространстве и времени физич. вещь, объективно-реальная ситуация; собств. тело субъекта; состояния сознания субъекта и даже его «я» в целом; др. люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Проводимое иногда противопоставление субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений ошибочно, т. к. основано на неправомерном отождествлении объекта с физич. вещью.
Для понимания осн. характеристик сознания, познания и деятельности важен тот принципиальный факт, что О. всегда внеположен субъекту, не сливается с ним. Эта внеположность имеет место и тогда, когда субъект имеет дело с состояниями собств. сознания, своим «я», и тогда, когда он вступает в отношения с др. субъектами. Так, напр., понимание другого человека, предполагающее умение встать на его точку зрения, как бы пережить его состояние изнутри (то, что обычно считается классич. случаем субъектно-субъектных отношений), может быть успешным только в том случае, если субъект не сливается с состояниями чужого сознания, как не может с ними полностью слиться даже тот субъект, которому принадлежат эти состояния, и не перестаёт воспринимать другого извне, обладая «избытком видения» (M. M. Бахтин). Иногда термин «О.» используется в философии вне контекста его отношения к субъекту, а просто в смысле предмета. Так, в философии науки выделяют эмпирич. и теоретич. (в т. ч. идеальные) объекты; в совр. логике рассматриваются абстрактные (в частности, числа) и конкретные объекты.