РАМАНУ́ДЖА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАМАНУ́ДЖА (1017, Шриперумбудур, близ Мадраса – 1137), инд. религ. философ, создатель учения вишишта-адвайта (недвойственность, определяемая различиями) в рамках веданты. Осн. труды: «Шри-бхашья» («Прекрасное толкование») – комментарий на «Брахма-сутры» Бадараяны, комментарий на «Бхагавадгиту», трактаты «Ведартха-санграха» («Совокупность [речений] о смысле Вед»), «Веданта-сара» («Сущность веданты»), «Веданта-дипа» («Свет веданты») и др. Начиная с учения Р. все последующие школы веданты развивались внутри вишнуизма. Свою систему Р. выстраивал в постоянной полемике с Шанкарой и его учением адвайта-веданта. Знаменитые «семь возражений», с которых начинается «Шри-бхашья», касаются проблем источника и основы авидьи (неведения) и принципиальной невыразимости, неизреченности Атмана как чистого знания. С точки зрения Р., представление адвайты о бескачественном Брахмане и «космической иллюзии» (майе) слишком сближается с шуньявадой (учением о пустоте) мадхьямаки, поэтому и сам Шанкара всегда казался ему «скрытым буддистом». Для Р. высший Брахман – это Господь, наделённый множеством благих качеств, майя толкуется скорее как способность Бога бесконечно творить «удивительные вещи», а единство души (дживы) и Брахмана выступает не как абсолютное тождество, но всего лишь как неразрывное отношение, которое связывает целое и его части, а субстанцию нераздельно соединяет с её атрибутами. Наконец, вместо ориентации на чистое знание, которое в адвайте совпадает с освобождением, в учении Р. на первое место выходит бхакти, или любовь, «сопричастность» Богу, которая одна лишь способна обеспечить адепту истинное спасение – возможность вечного пребывания в божественном мире – Вайкунтхе.