Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАМАНУ́ДЖА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 207

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: H. В. Исаева

РАМАНУ́ДЖА (1017, Шри­пе­рум­бу­дур, близ Мад­ра­са – 1137), инд. ре­лиг. фи­лософ, соз­да­тель уче­ния ви­шиш­та-ад­вай­та (не­двой­ст­вен­ность, оп­ре­де­ляе­мая раз­ли­чия­ми) в рам­ках ве­дан­ты. Осн. тру­ды: «Шри-бха­шья» («Пре­крас­ное тол­ко­ва­ние») – ком­мен­та­рий на «Брах­ма-сут­ры» Ба­да­рая­ны, ком­мен­та­рий на «Бха­га­вад­ги­ту», трак­та­ты «Ве­дарт­ха-сан­гра­ха» («Со­во­куп­ность [ре­че­ний] о смыс­ле Вед»), «Ве­дан­та-са­ра» («Сущ­ность ве­дан­ты»), «Ве­дан­та-ди­па» («Свет ве­дан­ты») и др. На­чи­ная с уче­ния Р. все по­сле­дую­щие шко­лы ве­дан­ты раз­ви­ва­лись внут­ри виш­ну­из­ма. Свою сис­те­му Р. вы­страи­вал в по­сто­ян­ной по­ле­ми­ке с Шан­ка­рой и его уче­ни­ем ад­вай­та-ве­дан­та. Зна­ме­ни­тые «семь воз­ра­же­ний», с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся «Шри-бха­шья», ка­са­ют­ся про­блем ис­точ­ни­ка и ос­но­вы ави­дьи (не­ве­де­ния) и прин­ци­пи­аль­ной не­вы­ра­зи­мо­сти, не­из­ре­чен­но­сти Ат­ма­на как чис­то­го зна­ния. С точ­ки зре­ния Р., пред­став­ле­ние ад­вай­ты о бес­ка­че­ст­вен­ном Брах­ма­не и «кос­ми­че­ской ил­лю­зии» (майе) слиш­ком сбли­жа­ет­ся с шунья­ва­дой (уче­ни­ем о пус­то­те) мад­хь­я­ма­ки, по­это­му и сам Шан­ка­ра все­гда ка­зал­ся ему «скры­тым буд­ди­стом». Для Р. выс­ший Брах­ман – это Гос­подь, на­де­лён­ный мно­же­ст­вом бла­гих ка­честв, майя тол­ку­ет­ся ско­рее как спо­соб­ность Бо­га бес­ко­неч­но тво­рить «уди­ви­тель­ные ве­щи», а един­ст­во ду­ши (джи­вы) и Брах­ма­на вы­сту­па­ет не как аб­со­лют­ное то­ж­де­ст­во, но все­го лишь как не­раз­рыв­ное от­но­ше­ние, ко­то­рое свя­зы­ва­ет це­лое и его час­ти, а суб­стан­цию не­раз­дель­но со­единя­ет с её ат­ри­бу­та­ми. На­ко­нец, вме­сто ори­ен­та­ции на чис­тое зна­ние, ко­то­рое в ад­вай­те сов­па­да­ет с ос­во­бо­ж­де­ни­ем, в уче­нии Р. на пер­вое ме­сто вы­хо­дит бхак­ти, или лю­бовь, «со­при­ча­ст­ность» Бо­гу, ко­то­рая од­на лишь спо­соб­на обес­пе­чить адеп­ту ис­тин­ное спа­се­ние – воз­мож­ность веч­но­го пре­бы­ва­ния в бо­же­ст­вен­ном ми­ре – Вай­кунт­хе.

Соч.: Veda̅rthasamgraha / Ed. by J. A. B. van Buitenen. Poona, 1956; Commentary on the Vedanta Su̅tra / Transl. by G. Thibaut. Delhi, 1962; Śrībha̅s̋ya with Śrutapraka̅śika̅ of Sudar­sanasuri / Ed. by Vīraraghava̅ca̅rya. Madras, 1989. Vol. 1–2.

Лит.: Srinivasacari D. N. Saṅkara and Ra̅­ma̅nuja. Madras, 1913; Bharadwaj K. D. The philosophy of Ra̅ma̅nuja. New Delhi, 1958; Esnoul A. M. Ra̅ma̅nuja et la mystique vish­nouite. P., 1964; Carman J. B. The Theology of Ra̅ma̅nuja. L., 1974; Псху Р. В. «Ве­дарт­ха­сам­гра­ха» Ра­ма­нуд­жи и ста­нов­ле­ние ви­шиш­та-ад­вай­та-ве­дан­ты. М., 2007. См. так­же лит. при ст. Ви­шиш­та-ад­вай­та.

Вернуться к началу