Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́БСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 110-111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РА́БСТВО, сис­те­ма об­ществен­ных взаи­мо­от­но­ше­ний, при ко­то­рой че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся как соб­ст­вен­ность дру­го­го че­ло­ве­ка или го­су­дар­ст­ва. На­чаль­ной фор­мой Р., ха­рак­тер­ной для позд­не­пер­во­быт­ных об­ществ, яв­ля­лось пат­ри­ар­халь­ное раб­ст­во. В Р. об­ра­ща­ли во­ен­но­плен­ных, долж­ни­ков, ино­гда пре­ступ­ни­ков. Ра­бов по­ку­па­ли в со­сед­них го­су­дар­ст­вах (см. Ра­бо­тор­гов­ля) или вво­зи­ли из за­воё­ван­ных зе­мель. По­ра­бо­ще­ние со­пле­мен­ни­ков не по­ощ­ря­лось, в свя­зи с чем дол­го­вое Р. бы­ло от­ме­не­но в 594–593 до н. э. в Афи­нах Древ­них, в 326 до н. э. – в Ри­ме Древ­нем (про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать в не­ко­то­рых рим. про­вин­ци­ях). В го­су­дар­ст­вах Древ­не­го Вос­то­ка, не­смот­ря на по­пыт­ки его ог­ра­ни­че­ния (напр., Хам­му­ра­пи за­ко­ны, за­ко­но­да­тель­ст­ва пра­ви­те­лей эпо­хи эл­ли­низ­ма и др.), дол­го­вое Р. со­хра­ня­лось.

В го­су­дар­ст­вах Вос­то­ка на сме­ну пат­ри­ар­халь­но­му Р. при­шло т. н. вос­точ­ное Р., ко­то­рое име­ло с ним мно­го об­щих черт. Для вост. ци­ви­ли­за­ций ха­рак­тер­но пред­став­ле­ние о том, что всё на­се­ле­ние на­хо­дит­ся в раб­ском по­ло­же­нии по от­но­ше­нию к пра­ви­те­лю. От соб­ст­вен­но ра­бов не­об­хо­ди­мо от­ли­чать под­не­воль­ных лю­дей, ли­шён­ных соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из-ва. Су­ще­ст­вен­ным раз­ли­чи­ем ме­ж­ду ни­ми яв­ля­лась лич­ная за­ви­си­мость ра­ба от сво­его хо­зяи­на. В ря­де го­су­дарств (напр., в Ва­ви­ло­нии) ра­бы, при­над­ле­жав­шие пра­ви­те­лю, хра­му или ча­ст­ным ра­бо­вла­дель­цам и не имев­шие сво­его хо­зяй­ст­ва, тру­ди­лись на зем­лях хо­зя­ев: они ра­бо­та­ли за пай­ки и от­да­ва­ли всё про­из­ве­дён­ное вла­дель­цу зем­ли. Др. фор­мой их экс­плуа­та­ции ста­ла вы­да­ча ра­бам на­де­ла, на ко­то­ром они ве­ли своё хо­зяй­ст­во и от­да­ва­ли часть про­из­ве­дён­но­го. В Егип­те Древ­нем ра­бы (ба­ку) при­над­ле­жа­ли ча­ст­ным ли­цам и, в от­ли­чие от ос­таль­но­го на­се­ле­ния (хе­муу ни­сут), не вклю­ча­лись в гос. сфе­ру рас­пре­де­ле­ния тру­до­вых сил. Они яв­ля­лись до­маш­ни­ми ра­ба­ми и прак­ти­че­ски не ис­поль­зо­ва­лись на по­ле­вых ра­бо­тах. Раб­ский труд в круп­ных хо­зяй­ст­вах (да­же на цар­ских зем­лях, зна­чи­тель­но рас­ши­рив­ших­ся в ре­зуль­та­те за­вое­ва­ний) не яв­лял­ся рен­та­бель­ным, ибо тре­бо­вал ус­та­нов­ле­ния по­сто­ян­но­го над­зо­ра. В свя­зи с этим бо­лее вы­год­ным бы­ло от­пу­скать ра­бов на об­рок. Они за­ни­ма­лись ре­мес­лом, мел­кой тор­гов­лей, арен­до­ва­ли зем­лю для ве­де­ния хо­зяй­ст­ва и вы­пла­чи­ва­ли сво­им хо­зяе­вам рен­ту. Раб мог за­слу­жить, ку­пить и про­дать иму­ще­ст­во, а так­же вы­сту­пать в ка­че­ст­ве за­ло­го­дер­жа­те­ля иму­ще­ст­ва сво­бод­ных и ра­бов, сда­вать в арен­ду это иму­ще­ст­во. При этом всё иму­щест­во ра­ба яв­ля­лось соб­ст­вен­но­стью ра­бо­вла­дель­ца. Ра­бы мог­ли по­ку­пать, про­да­вать и на­ни­мать др. ра­бов, да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния о разл. пре­сту­п­ле­ни­ях, вы­сту­пать в су­де в ка­че­ст­ве ист­цов и от­вет­чиков и да­же до­би­вать­ся тю­рем­но­го за­клю­че­ния для не­со­стоя­тель­ных долж­ни­ков. Им раз­ре­ша­лось за­во­дить се­мьи и же­нить­ся, в т. ч. на сво­бод­ных. В пат­ри­ар­халь­ных фор­мах Р. со­хра­ня­лось в стра­нах Вос­то­ка на про­тя­же­нии сред­них ве­ков и Но­во­го вре­ме­ни.

Ан­тич­ное Р. зна­чи­тель­но от­ли­ча­лось от пат­ри­ар­халь­но­го и вос­точ­но­го и ха­рак­те­ри­зо­ва­лось ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем раб­ско­го тру­да в разл. сфе­рах хо­зяй­ст­ва и зна­чит. раз­ви­ти­ем ча­ст­но­го ра­бовла­де­ния. В Древ­нем Ри­ме пе­ри­оды Позд­ней рес­пуб­ли­ки и Ран­ней им­пе­рии мож­но счи­тать вре­ме­нем наи­бо­лее ши­ро­ко­го и срав­ни­тель­но эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния раб­ско­го тру­да. В Древ­ней Гре­ции да­же бед­ней­шие кре­сть­я­не име­ли ра­бов. Боль­шее зна­че­ние труд ра­бов при­об­рёл в ре­мес­ле. Осо­бен­но ши­ро­ко ра­бов ис­поль­зо­ва­ли в гор­ном де­ле. Ис­точ­ни­ки со­дер­жат мно­го све­де­ний о ра­бах – до­маш­них слу­гах. По­ло­же­ние ра­бов в Древ­ней Гре­ции и Древ­нем Ри­ме бы­ло раз­ным. В Афи­нах ра­бы мог­ли иметь се­мьи, жес­то­кое об­ра­ще­ние с ни­ми осу­ж­да­лось. В Ри­ме ус­ло­вия экс­плуа­та­ции и со­дер­жа­ния ра­бов бы­ли бо­лее су­ро­вы­ми: раб­ский труд ис­поль­зо­ва­ли на са­мых тя­жё­лых ра­бо­тах, ра­бов под­вер­га­ли жес­то­ким на­ка­за­ни­ям, брач­ные свя­зи ра­бов и сво­бод­ных ка­ра­лись, брач­ная связь ра­ба и ра­бы­ни счи­та­лась со­жи­тель­ст­вом, ко­то­рое ра­бо­вла­де­лец мог в лю­бое вре­мя пре­рвать, и т. д. Во 2–1 вв. до н. э. ра­бы со­став­ля­ли до 40% на­се­ле­ния Апен­нин­ско­го п-ова, их труд ис­поль­зо­вал­ся во всех сфе­рах хо­зяйств. жиз­ни. Наи­бо­лее эф­фек­тив­ным с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния бы­ло при­ме­не­ние раб­ско­го тру­да на вил­лах, не­же­ли в ла­ти­фун­ди­ях или кре­сть­ян­ских хо­зяй­ст­вах, где тре­бо­ва­лось ус­та­нов­ле­ние стро­го­го над­зо­ра за ра­ба­ми. Ско­п­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ра­бов в хо­зяй­ст­вах круп­ных зем­ле­вла­дель­цев и жес­то­кое об­ра­ще­ние с ни­ми соз­да­ва­ло уг­ро­зу вос­ста­ний (пер­вое вос­ста­ние ра­бов про­изош­ло на Си­ци­лии в 138–132 до н. э.). В эпо­ху прин­ци­па­та (при Ав­гу­сте, за­тем при Ан­то­ни­нах) был при­нят ряд за­ко­нов, час­тич­но ох­ра­няв­ших ра­бов от про­из­во­ла хо­зя­ев (осу­ж­де­ние убий­ст­ва ра­бов, жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с ни­ми, рег­ла­мен­та­ция тор­гов­ли ра­ба­ми и др.). С ос­лаб­ле­ни­ем при­то­ка но­вых ра­бов с вар­вар­ской пе­ри­фе­рии на­чал­ся кри­зис ан­тич­но­го Р. Ста­ли по­ощ­рять­ся от­пуск ра­бов на во­лю, пре­дос­тав­ле­ние им пе­ку­лия. Пра­ва ра­ба как дер­жа­те­ля пе­ку­лия обес­пе­чи­ва­ли его хо­зяйств. са­мо­стоя­тель­ность, од­на­ко соб­ст­вен­ни­ком пе­ку­лия счи­тал­ся ра­бо­вла­де­лец. Тем са­мым мн. ра­бы при­кре­п­ля­лись к зем­ле и по­сте­пен­но сли­ва­лись с ко­ло­на­ми (см. Ко­ло­нат).

В ев­роп. ис­то­рио­гра­фии, на­чи­ная с эпо­хи Про­све­ще­ния и осо­бен­но в мар­кси­ст­ской ис­то­рио­гра­фии, вы­де­ляв­шей ра­бо­вла­дельч. строй в са­мо­сто­ят. об­ществ.-эко­но­мич. фор­ма­цию, Р. счи­та­лось от­ли­чит. чер­той всех древ­них ци­ви­ли­за­ций. Боль­шин­ст­во совр. ис­сле­до­ва­те­лей не при­зна­ют Р. спе­ци­фич. при­зна­ком го­су­дарств Древ­не­го ми­ра, по­ла­гая, что на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да древ­но­сти осн. про­из­во­дит. си­лой яв­ля­лись не ра­бы, а сво­бод­ные тру­же­ни­ки (в ан­тич­ном об­ще­ст­ве) и под­не­воль­ные лю­ди (в вост. го­су­дар­ст­вах).

В Сред­не­ве­ко­вье и Но­вом вре­ме­ни в Ев­ро­пе Р. со­хра­ня­лось в фор­мах, близ­ких к ко­ло­на­ту, или в пат­ри­ар­халь­ной фор­ме. По­сте­пен­но при­кре­п­лён­ные к зем­ле ра­бы сли­ва­лись с обед­нев­ши­ми об­щин­ни­ка­ми в груп­пу фео­даль­но-за­ви­си­мых кре­сть­ян. Сход­ные про­цес­сы про­те­ка­ли и в стра­нах Азии. Р. и ра­бо­тор­гов­ля в этот пе­ри­од ста­ли по­сте­пен­но под­вер­гать­ся ог­ра­ни­че­нию или за­пре­ту: в Ве­не­ции (960), Ис­лан­дии (1117), Нор­ве­гии (1274), Шве­ции (1335), Ре­чи По­спо­ли­той (1558). В 12–14 вв. за­ко­ны, на­прав­лен­ные на ог­ра­ни­че­ние Р., при­ни­ма­лись в Анг­лии, Фран­ции, итал. го­су­дар­ст­вах, в 16–18 вв. – в Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Шот­лан­дии, Япо­нии.

В Но­вом Све­те с 17 в. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние т. н. план­та­ци­он­ное Р., ори­ен­ти­ро­ван­ное на про­из-во ко­ло­ни­аль­ных то­ва­ров (хло­пок, са­хар, та­бак, ко­фе и др.) в це­лях их по­сле­дую­ще­го экс­пор­та в мет­ро­по­лии. На­ли­чие сво­бод­ных зе­мель в ко­ло­ни­ях, не­дос­та­ток ра­бо­чей си­лы (ис­треб­ле­ние и вы­ми­ра­ние ин­дей­цев, за­прет об­ра­щать их в Р.) ста­ли при­чи­ной вво­за в Аме­ри­ку ра­бов из Аф­ри­ки. К кон. 18 в. в об­лас­тях рас­про­стране­ния круп­ных план­та­ци­он­ных хо­зяйств (юж. шта­ты США, Гвиа­на, Ан­тиль­ские о-ва) чер­но­ко­жие ра­бы со­став­ля­ли боль­шин­ст­во на­се­ле­ния.

Со 2-й пол. 18 в. раз­вер­ну­лось об­ществ. дви­же­ние за за­пре­ще­ние Р. и ра­бо­тор­гов­ли (см. Або­ли­цио­низм). В 1794, в хо­де Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., Р. и ра­бо­тор­гов­ля бы­ли пол­но­стью за­пре­ще­ны во Фран­ции и её за­мор­ских вла­де­ни­ях (вос­ста­нов­ле­ны во франц. ко­ло­ни­ях На­по­ле­о­ном I в 1802; окон­ча­тель­но от­ме­не­ны в 1848). Во­прос о ли­к­ви­да­ции ин­сти­ту­та Р. об­су­ж­дал­ся на ря­де ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ций, в т. ч. на Вен­ском кон­грес­се 1814–15. В 1807 Р. и ра­бо­тор­гов­ля бы­ли за­пре­ще­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1833–34 в её ко­ло­ни­ях (в Ка­на­де в 1803), в 1811–17 в исп. ко­ло­ни­ях (в Пу­эр­то-Ри­ко окон­ча­тель­но в 1873, на Ку­бе – в 1886), в 1815 в пор­туг. ко­ло­ни­ях се­вер­нее эк­ва­то­ра (в 1869 во всех пор­туг. ко­ло­ни­ях), в 1848 в дат­ских, в 1863 в ни­дерл. ко­ло­ни­ях. В 1810–50-х гг. Р. за­ко­но­да­тель­но за­пре­ти­ли все лат.-амер. го­су­дар­ст­ва (Бра­зи­лия окон­ча­тель­но в 1888; на Гаи­ти от­ме­не­но с за­вое­ва­нием не­за­ви­си­мо­сти в 1804), сев. шта­ты США – в 1777–1808 (в юж. шта­тах Р. и ра­бо­тор­гов­ля ли­к­ви­ди­ро­ва­ны в ре­зуль­та­те Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–1865). В Ос­ман­ской им­пе­рии от­ме­на Р. про­хо­ди­ла в неск. эта­пов с 1846 по 1890. В по­сле­дую­щий пе­ри­од за­ко­но­дат. ак­ты, за­пре­щаю­щие Р., при­ня­ли Ко­рея (1894), Зан­зи­бар (1897), Си­ам (1897), Эфио­пия (1902, окон­ча­тель­но за­пре­ще­но в 1942), Ки­тай (1906), Не­пал (1921), Ма­рок­ко (1922), Аф­га­ни­стан (1923), Ирак (1924), Иран (1928). По­сле при­ня­тия ООН в 1948 Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, а за­тем в 1956 – Кон­вен­ции об уп­разд­не­нии раб­ст­ва, ра­бо­тор­гов­ли и ин­сти­ту­тов и обы­ча­ев, сход­ных с раб­ст­вом, Р. бы­ло за­пре­ще­но в Ни­ге­рии (1960), Са­уд. Ара­вии (1962), Йе­ме­не (1962), ОАЭ (1963) и Ома­не (1970). По­след­ней от­ме­ни­ла Р. Мав­ри­та­ния (1981). Од­на­ко пол­но­стью ис­ко­ре­нить ин­сти­тут Р. не уда­ёт­ся, в кон. 20 – нач. 21 вв. поя­ви­лись его но­вые фор­мы, об­слу­жи­ваю­щие ин­те­ре­сы в т. ч. кри­ми­наль­ных кру­гов, ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­зо­ван­ных пре­ступ­ных груп­пи­ро­вок. По дан­ным ООН, раб­ский труд по-преж­не­му ис­поль­зу­ет­ся в ря­де стран Аф­ри­ки и Азии. В 2005 ООН объ­я­ви­ла 2 дек. Ме­ж­ду­нар. днём борь­бы за от­ме­ну раб­ст­ва.

Лит.: Шта­ер­ман Е. М. Рас­цвет ра­бо­вла­дель­че­ских от­но­ше­ний в Рим­ской рес­пуб­ли­ке. М., 1964; Verbeek Y. Histoire de l’esclavage de l’Antiquité. Histoire de l’esclavage des origines а̀ nos jours. Gen., 1976. Vol. 1–2; Ку­зи­щин В. И. Ан­тич­ное клас­си­че­ское раб­ст­во как эко­но­ми­че­ская сис­те­ма. М., 1990; Не­ро­но­ва В. Д. Фор­мы экс­плуа­та­ции в древ­нем ми­ре в зер­ка­ле со­вет­ской ис­то­рио­гра­фии. Пермь, 1992; Terms of labor: Slavery, serfdom and free labor / Ed. S. L. Engerman. Stanford, 1999; Вал­лон А. Ис­то­рия раб­ст­ва в ан­тич­ном ми­ре. Смо­ленск, 2005; Chebel M. L’esclavage en terre d’islam: un tabou bien gardé. P., 2007; Drescher S. Abolition: a history of slavery and antislavery. Camb., 2009.

Вернуться к началу