Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕОБРАЖЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лукашевич; М. В. Гринберг, А. В. Пожидаева (Иконография)

ПРЕОБРАЖЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. Μεταμόρφωσις το Κυρου, лат. Transfi­gu­ra­tio Domini), хри­сти­ан­ский празд­ник, ос­но­ван­ный на со­бы­тии еван­гель­ской ис­то­рии – яв­ле­нии Иису­сом Хри­стом Сво­ей Бо­жест­вен­ной при­ро­ды. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских цер­к­вей со­вер­ша­ет­ся 6(19) ав­гу­ста. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­сит­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков.

П. Г. опи­са­но в трёх си­ноп­тич. Еван­ге­ли­ях (Мф. 17:1–8, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Оно про­изош­ло в тре­тий год про­по­ве­ди Ии­су­са Хри­ста, не­за­дол­го до Его кре­ст­ной смер­ти. Хри­стос с тре­мя уче­ни­ка­ми – Ио­ан­ном, Иа­ко­вом и Пет­ром, под­нял­ся на вы­со­кую го­ру по­мо­лить­ся. В Еван­ге­ли­ях на­зва­ние го­ры от­сут­ст­ву­ет; в цер­ков­ной тра­ди­ции счи­тает­ся, что это го­ра Фа­вор в Ниж­ней Га­ли­лее (тер­ри­то­рия совр. Из­раи­ля), не­ко­то­рые совр. ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют, что это мог­ла быть го­ра Ер­мон (тер­ри­то­рия совр. Си­рии). На го­ре об­лик Хри­ста из­ме­нил­ся: Его ли­цо про­сия­ло, как солн­це, оде­ж­ды ста­ли бе­лы­ми как снег. П. Г. со­про­во­ж­да­лось яв­ле­ни­ем про­ро­ков Мои­сея и Илии, при­хо­дом к го­ре об­ла­ка и го­ло­сом Бо­га От­ца из об­ла­ка: «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Моё бла­го­во­ле­ние! Его слу­шай­те!» (Мф. 17:5).

Смысл П. Г. от­кры­ва­ет­ся в кон­тек­сте спа­си­тель­но­го слу­же­ния Хри­ста: в то вре­мя как да­же уче­ни­ки счи­та­ли Его пре­ж­де все­го зем­ным ца­рём-ос­во­бо­ди­те­лем, в Пре­об­ра­же­нии Он явил Свою Бо­же­ст­вен­ность, про­об­ра­зуя, что близ­кие стра­да­ния бу­дут не по­ра­же­ни­ем, но по­бе­дой над смер­тью, сла­вой, увен­чан­ной Вос­кре­се­ни­ем. В пра­во­слав­ном бо­го­сло­вии т. н. Фа­вор­ский свет, со­про­во­ж­дав­ший П. Г., трак­ту­ет­ся как не­твар­ная энер­гия Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, про­ни­зы­ваю­щая че­ло­ве­че­ст­во Ии­су­са Хри­ста. Пре­об­ра­же­ни­ем по­ка­за­на дос­туп­ность со­еди­не­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом, ве­ду­ще­го к обо­же­нию. Про­ис­хо­ж­де­ние Фа­вор­ско­го све­та бы­ло пред­ме­том бо­го­слов­ских спо­ров 14 в. (см. Гри­го­рий Па­ла­ма).

Празд­ник П. Г. пер­во­на­чаль­но от­ме­чал­ся на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке; су­ще­ст­ву­ет пре­да­ние о его ус­та­нов­ле­нии в Ар­ме­нии свт. Гри­го­ри­ем Про­све­ти­те­лем (4 в.). П. Г. ука­зы­ва­ет­ся под 6 авг. в па­ле­стин­ских письм. па­мят­ни­ках 6–7 вв. С 8 в. на пра­во­слав­ном Вос­то­ке стал об­ще­при­ня­тым празд­ни­ком. При­чи­на вы­бо­ра да­ты 6 авг. ос­та­ёт­ся не­из­вест­ной. Цер­ковь при­уро­чи­ла празд­ник П. Г. ко вре­ме­ни окон­ча­ния сбо­ра ви­но­гра­да в ре­гио­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья в мис­сио­нер­ских це­лях, что­бы вы­тес­нить из нар. оби­хо­да язы­че­ские тор­же­ст­ва, на­пол­нить нар. празд­ни­ки хри­сти­ан­ским со­дер­жа­ни­ем. С празд­ни­ком П. Г. бы­ла со­вме­ще­на мо­лит­ва Бо­гу на ос­вя­ще­ние пло­дов но­во­го уро­жая, не имею­щая от­но­ше­ния к бо­го­слов­ской и ис­то­рич. ос­но­ве празд­ни­ка. На Ру­си сре­ди­зем­но­мор­ская тра­ди­ция ос­вя­ще­ния ви­но­гра­да в празд­ник П. Г. за­ме­не­на ос­вя­ще­ни­ем яб­лок, в свя­зи с чем П. Г. по­лу­чи­ло назв. «Яб­лоч­ный Спас». В честь П. Г. смяг­ча­ет­ся про­дол­жаю­щий в этот пе­ри­од Ус­пен­ский пост (раз­ре­ша­ет­ся рыб­ная пи­ща).

На За­па­де празд­ник П. Г. упо­ми­на­ет­ся с 9 в., в 1457 вве­дён как об­щий для ка­то­лич. Церк­ви.

Иконография

Икона «Преображение Господне». Ок. 1403. Третьяковская галерея (Москва).

В ви­зант. иск-ве изо­бра­же­ния П. Г. из­вест­ны с сер. 6 в. (мо­заи­ки ап­си­ды ба­зи­ли­ки Пре­об­ра­же­ния Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны, 565–566). В них наи­бо­лее важ­ным эле­мен­том яв­ля­ет­ся сияю­щая ман­дор­ла – сим­вол Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды Хри­ста; по сто­ро­нам рас­по­ла­га­ют­ся фи­гу­ры про­ро­ков Мои­сея и Илии. П. Г. вхо­дит в сис­те­му де­ко­ра­ции кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма, рас­по­ла­га­ясь в под­ку­поль­ных ком­пар­ти­мен­тах (мон. Даф­ни, ок. 1000) или на вост. сте­не над кон­хой (ц. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, Ча­ву­шин; Тав­шан­лы-ки­ли­се, Кап­па­до­кия, сер. 10 в.). Сце­на ста­но­вит­ся бо­лее ди­на­мич­ной в кон. 12 в.: уче­ни­ки изо­бра­жа­ют­ся от­бро­шен­ны­ми на зем­лю Бо­же­ст­вен­ным све­том (ико­на 2-й пол. 12 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Под влия­ни­ем иси­хаз­ма Фа­вор­ский свет ста­но­вит­ся важ­ным эле­мен­том сце­ны П. Г. в иск-ве Па­лео­ло­гов­ской эпо­хи (ми­ниа­тю­ра из ру­ко­пи­си Го­ми­лий Ио­ан­на VI, ок. 1347, Нац. б-ка, Па­риж), унас­ле­до­ван­ным др.-рус. иск-вом (фре­ски нов­го­род­ских церк­вей Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Иль­и­не ули­це, 1378; Спа­са на Ко­ва­лё­ве, 1380).

«Преображение Господне». Картина Рафаэля при участии Дж. Романо. 1519–20. Ватиканская пинакотека.

На За­па­де пер­вое мо­ну­мен­таль­ное изо­бра­же­ние сце­ны П. Г. – в мо­заи­ке ап­си­ды ц. Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се в Ра­вен­не (до 549), где Хри­стос пред­став­лен в ви­де зо­ло­то­го ин­кру­сти­ро­ван­но­го кре­ста с порт­рет­ным ме­даль­о­ном в цен­тре, за­клю­чён­но­го в круг­лую ман­дор­лу, уче­ни­ки – в ви­де 3 агн­цев, Мои­сей и Илия – в ви­де по­лу­фи­гур; на го­лос Бо­га От­ца ука­зы­ва­ет Дес­ни­ца. В мо­заи­ках Ри­ма 7–9 вв. (лю­нет ка­пеллы Сан-Дзе­но в ц. Сан­та-Прас­се­де, 1-я четв. 9 в.) изо­бра­же­ны толь­ко Хри­стос и про­ро­ки, стоя­щие на го­ре, или же ещё и ко­ле­но­пре­кло­нён­ные апо­сто­лы по сто­ро­нам от них (три­ум­фаль­ная ар­ка ц. Сан­ти-Не­рео-э-Акил­лео, 795–816). Этот тип бу­дет ис­поль­зо­вать­ся в еван­гель­ских цик­лах 11 в. (Еван­ге­лиа­рий От­то­на III, ок. 1000, Гор. б-ка, Бам­берг; Са­лерн­ский ан­те­пен­дий, Гор. му­зей, Са­лер­но, сер. 11 в.) и пе­рей­дёт в жи­во­пись Про­то­ре­нес­сан­са (клей­мо на обо­рот­ной сто­ро­не «Ма­эс­тá» Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья, 1308–1311, Му­зей со­бо­ра, Сие­на) и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. В ря­де па­мят­ни­ков со­хра­ня­ет­ся и тра­диц. ви­зант. тип с ман­дор­лой (тим­пан ц. Ла-Ша­ри­те-сюр-Лу­ар, 1-я пол. 12 в). В 14–15 вв. по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние Хри­ста на го­ре с рас­ки­ну­ты­ми ру­ка­ми и по­лу­фи­гу­ра­ми про­ро­ков по сто­ро­нам, ино­гда в ком­по­зи­цию вво­дят­ся со­зер­цаю­щие свя­тые. В 16 в. в итал. иск-ве воз­ни­ка­ет но­вый мо­тив, свя­зы­ваю­щий П. Г. с Воз­не­се­ни­ем, – Хри­стос и про­ро­ки изо­бра­жа­ют­ся па­ря­щи­ми в воз­ду­хе над го­рой Фа­вор, а в кар­ти­не Ра­фа­эля (при уча­стии Дж. Ро­ма­но, 1519–20, Ва­ти­кан­ская пи­на­ко­те­ка) сце­на П. Г. со­еди­ня­ет­ся с «Ис­це­ле­ни­ем бес­но­ва­то­го от­ро­ка» (апо­сто­лы, бес­силь­ные ис­це­лить от­ро­ка, ука­зы­ва­ют его от­цу на Фа­вор).

Лит.: Де­боль­ский Г. С. Дни бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной ка­фо­ли­че­ской вос­точ­ной церк­ви. 10-е изд. СПб., 1901. Т. 1–2; Holweck F. G. Feast of the Transfiguration of Christ // The Catholic encyclopedia. N. Y., 1913. Vol. 15; Дмит­ри­ев­ский А. А. Празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. 2-е изд. М., 1994.

Ико­но­гра­фия. Лит.: Lexikon der christlishen Ikonographie / Hrsg. E. Kirshbaum. Rom, 1974. Bd 6; По­по­ва О. С. Ас­ке­за и Пре­об­ра­же­ние. Об­ра­зы ви­зан­тий­ско­го и рус­ско­го ис­кус­ст­ва XIV в. Ми­лан, 1996; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии. М., 2001; Andreo­pou­los A. Metamorphosis: The Tranfiguration in Byzantine theology and iconography. N. Y., 2005.

Вернуться к началу