ПО́ЛИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ЛИС (греч. πόλις – город, государство), основная форма политич. организации др.-греч. общества. Традиц. определение П. как «города-государства» не может считаться вполне удовлетворительным, поскольку П. не всегда имел один гор. центр и не всегда являлся государством. Более строгим может считаться определение П. как гражд. общины античного типа. Главным для П. являлось не наличие территории (в исключит. случаях П. мог существовать и совсем без территории), а наличие коллектива граждан. Понятия гражданства, участия в управлении, воинской повинности и земельной собственности в П. были неразрывно связаны. Полисная государственность не предусматривала особых органов власти, оторванных от народа. Высшую власть в П. (реально или номинально) осуществлял сам гражд. коллектив в форме нар. собрания. Граждане противопоставлялись прочему населению, жившему на территории П., но не входившему в состав гражд. общины (метекам, рабам и т. п.). Граждан запрещалось порабощать, они считались равноправными и должны были участвовать в полисном ополчении. При таких условиях греч. П. мог быть лишь очень небольшим по территории и численности населения. Средний П. имел территорию, не превышавшую 100–200 км2, и население 5–10 тыс. чел. (порой оба показателя были ещё ниже). «П.-гиганты», такие как Спарта или Афины, всегда оставались исключениями.
Чаще всего П. включал в себя гор. центр и его сельскую округу (хору). Город был центром П. Там находились осн. обществ. здания, храмы, функционировали органы полисного управления и проживало до половины (иногда и более) населения. Однако основой полисной экономики практически всегда являлось с. х-во. В политич. жизни греч. П. впервые в мировой истории сформировалось стабильное республиканское устройство: в теории – с абсолютным политич. участием граждан; на практике в разл. П. на разных этапах их истории степень реального участия рядового гражд. населения (демоса) в обществ. жизни не была одинаковой. В связи с этим выделяют неск. типов П. В П., развивавшихся медленными темпами, с явным преобладанием с. х-ва в экономике, по большей части консервировалось аристократич. (олигархич.) устройство (см. Аристократия). В более динамично развивавшихся П., в которых значит. роль играли торгово-ремесленные структуры, возникала тенденция к складыванию демократии (наиболее яркий пример – Афины). Однако обязат. взаимосвязи экономич. и политич. факторов не отмечалось. Так, Коринф, один из наиболее развитых торгово-ремесленных П., в течение почти всей своей истории управлялся олигархией.
П. начали складываться в Греции с нач. 1-го тыс. до н. э., после гибели микенской цивилизации (см. Микенская культура, Микены). П. формировались на основе сельских общин, зачастую в результате синойкизма. В архаич. Греции (8–6 вв.) П. стал преобладающей формой политич. организации. В это же время произошло значит. увеличение количества П. в процессе Великой греч. колонизации (см. Колонии античные): вновь возникавшие греч. поселения практически всегда сразу конституировались как П. В 5 в., в ходе греко-персидских войн, полисная организация греков показала своё превосходство над гос. устройством Персии. Пережив в 5 в. свой расцвет, система П. вступила в 4 в., после Пелопоннесской войны, в полосу кризиса. Кризис классич. греч. П., в чистом виде изжившего себя и требовавшего перехода к качественно новому типу гос. объединения, имел как внутренние, так и внешние признаки (распад гражд. коллектива, обострение противоречий между отд. слоями населения, нарастание индифферентизма в политич. жизни, вытеснение в войске гражд. ополчения наёмниками, практически не прекращавшиеся межполисные войны, бесплодная и изнурительная борьба крупнейших П. за гегемонию в Греции). Кризис П. стал одной из предпосылок эллинизма. В эллинистич. период независимые П. в большинстве своём поглощены или поставлены под контроль «мировыми империями» поздней античности (эллинистич. монархиями, затем – Римом). Однако свойственные П. структуры, образ жизни и система ценностей прочно укоренились в греч. мире и сохранялись вплоть до конца античности, несмотря на утрату политич. свободы. Так, эллинистич. правители, основывая поселения греков на своих землях, чаще всего придавали им статус П. В др.-греч. политич. мысли, как и в политич. практике, категория П. была ключевой. В частности, Аристотель считал П. наиболее совершенной формой объединения людей, признаком превосходства греков над «варварами».