Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИСТОКРА́ТИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 213-214

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. К

АРИСТОКРА́ТИЯ (от греч. ρισ­τος – наи­луч­ший и ϰράτος – власть), 1) в фи­лос. тео­ри­ях ан­тич­но­сти од­на из форм гос. прав­ле­ния, ко­гда власть на­хо­дит­ся в ру­ках уз­ко­го кру­га лиц, наи­бо­лее по­чи­тае­мых за зна­ния или гражд. дос­то­ин­ст­ва. Са­мые глу­бо­кие су­ж­де­ния о со­дер­жа­нии по­ня­тия «А.» ос­та­ви­ли Пла­тон («Го­су­дар­ст­во») и Ари­сто­тель («По­ли­ти­ка»). Пла­тон из пя­ти на­зван­ных им форм гос. уст­рой­ст­ва А. на­зы­ва­ет луч­шей. Ари­сто­тель, от­да­вая пред­поч­те­ние по­ли­тии пе­ред др. ти­па­ми го­су­дар­ст­ва (все­го он вы­де­ля­ет их шесть), от­но­сит А. к чис­лу луч­ших и пря­мо про­ти­во­пос­тав­ля­ет её оли­гар­хии. Но ан­тич­ный мир дал не толь­ко тео­ре­тич. ана­лиз А. как фор­мы гос. прав­ле­ния, но и по­ка­зал её ре­аль­ное во­пло­ще­ние. При­зна­ки А. мож­но най­ти в Спар­те и Рим. рес­пуб­ли­ке. Позд­нее ари­сто­кра­тич. (пат­ри­ци­ан­ский) ха­рак­тер при­об­ре­ла власть в ря­де ср.-век. го­су­дарств (Ве­не­ци­ан­ская и Ге­ну­эз­ская рес­пуб­ли­ки в Ита­лии; ган­зей­ские го­ро­да; Со­еди­нён­ные про­вин­ции; Нов­го­род и Псков на Ру­си). Кри­зис со­слов­но­го строя и фор­ми­ро­ва­ние ин­сти­ту­тов гражд. об­ще­ст­ва при­ве­ли к раз­ру­ше­нию со­ци­аль­но-эко­но­мич. ос­нов А. как од­ной из форм гос. прав­ле­ния в до­ин­ду­ст­ри­аль­ную эпо­ху и уст­ра­не­нию её с ис­то­рич. сце­ны, хо­тя в отд. стра­нах (осо­бен­но на Вос­то­ке) со­хра­ни­лись чер­ты ари­сто­кра­тич. прав­ле­ния (кла­но­вость вла­сти и др.).

2) Выс­ший слой гос­под­ствую­ще­го со­сло­вия, кас­ты или иной со­ци­аль­ной груп­пы, от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся на­сле­дуе­мые ти­ту­лы и при­ви­ле­гии, в пер­вую оче­редь пре­иму­ществ. дос­туп к гос. управ­ле­нию, бли­зость к но­си­те­лю вер­хов­ной вла­сти и круп­ная, гл. обр. зе­мель­ная, соб­ст­вен­ность. Фор­ми­ро­ва­ние А. про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с воз­ник­но­ве­ни­ем и раз­ви­ти­ем го­су­дар­ст­ва. Эв­пат­ри­ты в Афи­нах, пат­ри­ции в Ри­ме, ин­ки по ро­ж­дению в Тау­ан­тин­суйу, кня­зья и боя­ре в Рус­ском гос-ве и т. д. в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни бы­ли но­си­те­ля­ми на­зван­ных при­зна­ков, от­ли­чав­ших их не толь­ко от про­сто­лю­ди­нов, но и ря­до­вых пред­ста­ви­те­лей гос­под­ствую­щих клас­сов, со­сло­вий или каст. При пе­ре­хо­де от Сред­не­ве­ко­вья к Но­во­му вре­ме­ни по­зи­ции А. ос­ла­бе­ва­ют. Этот про­цесс осо­бен­но ус­ко­ря­ет­ся с ут­вер­жде­ни­ем аб­со­лю­тиз­ма, ко­то­рый на­чи­на­ет рас­ша­ты­вать меж­со­слов­ные пе­ре­го­род­ки, при­бли­жать к тро­ну наи­бо­лее спо­соб­ных лю­дей из не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ных со­сло­вий или ря­до­во­го дво­рян­ст­ва (Ж. Б. Коль­бер, А. Д. Мен­ши­ков). То­му же спо­соб­ст­ву­ют ди­на­стич. гражд. вой­ны, ве­ду­щие к вза­им­но­му ис­треб­ле­нию ари­сто­кра­тич. кла­нов (Алой и Бе­лой ро­зы вой­ны в Анг­лии, ре­ли­ги­озные кон­флик­ты во Фран­ции и Гер­ма­нии) и воз­вы­ше­нию та­лант­ли­вых вое­началь­ни­ков не­знат­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, по­пол­няв­ших и раз­мы­вав­ших ари­сто­кра­тию.

Кри­зис и раз­ру­ше­ние феод. строя, уко­ре­не­ние бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний в Ев­ро­пе в сер. 17–19 вв. пре­дель­но су­зи­ли ис­то­рич. воз­мож­но­сти А. Во вре­мя ран­них бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций, ко­гда бур­жуа­зия по­ве­ла на­род на штурм фео­даль­но-аб­со­лю­ти­ст­ских ре­жи­мов, А. и свя­зан­ные с ней ин­сти­ту­ты под­верг­лись смер­тель­ной опас­но­сти (уп­разд­не­ние па­ла­ты лор­дов в Анг­лии, пре­сле­до­ва­ние ари­сто­кра­тов во Фран­ции). Но, при­дя к вла­сти, бур­жуа­зия пред­по­чла ук­ре­п­лять своё гос­под­ство пу­тём соз­да­ния но­вой А. (по­пыт­ки На­по­ле­о­на I соз­дать но­вую ари­сто­кра­тию) или сбли­же­ния и да­же слия­ния со ста­рой А. (по­ли­тич. опыт Ве­ли­ко­бри­та­нии). Не­ко­то­рые на­де­ж­ды А. на вос­ста­нов­ле­ние ут­ра­чен­ных по­зиций воз­ник­ли в эпо­ху «ле­ги­тимиз­ма», на­сту­пив­шую по­сле На­по­ле­о­нов­ских войн, но к сер. 19 в. они ис­чез­ли, ос­та­вив, прав­да, яр­кий след в куль­ту­ре ро­ман­тиз­ма. Зна­че­ние А. про­дол­жа­ло па­дать, что от­ра­зи­лось так­же на пе­ре­но­се са­мо­го по­ня­тия на но­вые яв­ле­ния об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. жиз­ни, не свя­зан­ные с су­ще­ст­во­ва­ни­ем соб­ст­вен­но А. («ра­бо­чая А.», «фи­нан­со­вая А.», «А. ду­ха» и т. д.). Роль А. в Но­вей­шее вре­мя ста­ли брать на се­бя эли­ты, фор­ми­рую­щие­ся на иной ос­но­ве, но вос­при­няв­шие неко­то­рые осо­бен­но­сти по­ве­де­ния ари­сто­кра­тов.

Лит.: Can­nad­ine D. Lords and land­lords: the ar­is­toc­racy and the towns, 1774–1967. Leices­ter, 1980; Schar­fenort L. Die Pagen am Branden­burg-Prus­sischen Hofe 1415–1895. B., 1985; Barry J. Ver­sailles: pas­sions et poli­tique. P., 1987; Ка­рам­зин Н. М. За­пис­ка о но­вой и древ­ней Рос­сии в ее по­ли­ти­че­ском и гра­ж­дан­ском от­но­ше­ни­ях. М., 1991; Clark S. State and status: the rise of the state and aris­to­cratic power in West­ern Europe. Mont­real; Buf­falo, 1995; Ли­вен Д. Ари­сто­кра­тия в Ев­ро­пе. 1815–1914. СПб., 2000; Лот­ман Ю. М. Бе­се­ды о рус­ской куль­ту­ре: Быт и тра­ди­ции рус­ско­го дво­рян­ст­ва (XVIII – нач. XIX в.). 2-е изд. СПб., 2001.

Вернуться к началу