Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛИГОФРЕНИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Остроглазов

ОЛИГОФРЕНИ́Я (от оли­го… и греч. φρήν – ум, ра­зум) (ма­ло­умие, вро­ж­дён­ное сла­бо­умие, ум­ст­вен­ная от­ста­лость), груп­па раз­лич­ных по этио­ло­гии вро­ж­дён­ных или при­об­ре­тён­ных в ран­нем дет­ст­ве (до 3 лет) стой­ких со­стоя­ний за­держ­ки пси­хи­че­ско­го, гл. обр. ум­ст­вен­но­го, раз­ви­тия и свя­зан­ных с ни­ми ог­ра­ни­че­ний в адап­тив­ном по­ве­де­нии. В на­уч. мед. лит-ре од­но из пер­вых опи­са­ний вы­ражен­но­го вро­ж­дён­но­го ма­ло­умия дал франц. врач Ж. Ф. Дю­фур (1770), вы­де­лив по глу­би­не ум­ст­вен­но­го де­фек­та два его ва­ри­ан­та – им­бе­циль­ность и идио­тию. В нач. 19 в. Ж. Эс­ки­роль под­раз­де­лил ма­ло­умие на три раз­но­вид­но­сти по сте­пе­ни не­до­раз­ви­тия ре­чи и от­гра­ни­чил его от при­об­ре­тён­но­го сла­бо­умия – де­мен­ции; во 2-й пол. 19 в. В. Мань­ян опи­сал его лёг­кую сте­пень – де­биль­ность. Тер­мин «оли­гоф­ре­ния» пред­ло­жил Э. Кре­пелин. В совр. мед. на­уч. лит-ре вме­сто не­го обыч­но ис­поль­зу­ют по­ня­тие «ум­ствен­ная от­ста­лость» (УО), при­ня­тое и в ме­ж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции бо­лез­ней (МКБ) ВОЗ.

Кли­нич. кар­ти­на УО ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­держ­кой об­ще­го раз­ви­тия пси­хи­ки с пре­об­ла­да­ни­ем на­ру­ше­ний ког­ни­тив­ных (по­зна­ва­тель­ных), ре­че­вых, мо­тор­ных и со­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, оп­ре­де­ляю­щих сни­же­ние уров­ня ин­тел­лек­та и обед­не­ние др. выс­ших пси­хич. функ­ций. Сре­ди разл. клас­си­фи­ка­ций О. ча­ще при­ме­ня­ют клас­си­фи­ка­цию, ос­но­ван­ную на оп­ре­де­ле­нии сте­пе­ни УО и имею­щую наи­боль­шее прак­тич. зна­чение. В МКБ-10 ВОЗ вы­де­ля­ют 4 сте­пе­ни УО с учё­том уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­но­го не­до­раз­ви­тия с по­мо­щью ко­эф­фи­ци­ен­та ин­тел­лек­та (IQ). При глу­бо­кой УО – идио­тии (IQ<20) вла­де­ние ре­чью и её по­ни­ма­ние от­сут­ст­ву­ют; боль­ные не мо­гут са­мо­стоя­тель­но пе­ре­дви­гать­ся, при­ни­мать пи­щу, об­хо­дить­ся без по­сто­ян­но­го ухо­да и над­зо­ра; их жизнь оп­ре­де­ля­ет­ся фи­зио­ло­гич. по­треб­но­стя­ми и ин­стинк­та­ми. При тя­жё­лой УО, или рез­ко вы­ра­жен­ной им­бе­циль­но­сти (IQ в пре­де­лах 20–34), связ­ная речь от­сут­ст­ву­ет, но па­ци­ен­ты мо­гут по­ни­мать про­стые вер­баль­ные ин­ст­рук­ции, а так­же жес­ты и др. фор­мы не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции; ха­рак­тер­ны дви­гат. рас­строй­ства, ог­ра­ни­че­ны воз­мож­но­сти са­мо­сто­ят. пе­ре­дви­же­ния; не­об­хо­ди­мы по­сто­ян­ный уход и над­зор. При уме­ренной УО, или не­рез­ко вы­ра­жен­ной им­бециль­но­сти (IQ 35–49), речь ха­рак­тери­зу­ет­ся бед­ным сло­вар­ным за­па­сом, кос­ноя­зы­чи­ем, аг­рам­ма­тиз­ма­ми; воз­мож­но ос­вое­ние эле­мен­тар­ных на­вы­ков чте­ния, счё­та, пись­ма, са­мо­об­слу­жи­ва­ния, а так­же про­стых тру­до­вых на­вы­ков под рук. ин­ст­рук­то­ра, од­на­ко не­за­ви­си­мое су­ще­ст­во­ва­ние для та­ких па­ци­ен­тов ос­та­ёт­ся не­дос­туп­ным. Лёг­кая УО, или де­биль­ность (IQ 50–69), ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­лее ши­ро­ким диа­па­зо­ном воз­мож­но­стей для обу­че­ния и со­ци­аль­ной адап­та­ции. В до­шко­ль­ном воз­рас­те при бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях вос­пи­та­ния в се­мье де­ти мо­гут сво­бод­но поль­зо­вать­ся ре­чью, про­яв­лять са­мо­стоя­тель­ность в ухо­де за со­бой и в по­все­днев­ной жиз­ни. В даль­ней­шем они ну­ж­да­ют­ся в спец. обу­че­нии (см. Оли­гоф­ре­но­пе­да­го­ги­ка) в кор­рек­ци­он­ных шко­лах, где они ов­ла­де­ва­ют так­же не­слож­ны­ми тру­до­вы­ми на­вы­ка­ми, что по­зво­ля­ет им впо­след­ст­вии дос­ти­гать дос­та­точ­ной со­ци­аль­ной адап­та­ции.

На­ря­ду с при­ве­дён­ной клас­си­фи­ка­ци­ей О. (УО), име­ют­ся др. клас­си­фи­ка­ции, ос­но­ван­ные на этио­ло­гич., па­то­ге­не­тич. и кли­нич. кри­те­ри­ях. Все УО ус­лов­но под­раз­де­ля­ют на не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные, или идио­па­ти­че­ские, т. е. УО с не­вы­яс­нен­ной этио­ло­ги­ей, и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные УО. В груп­пу диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных УО вклю­ча­ют в пер­вую оче­редь но­зо­ло­ги­че­ски са­мо­стоя­тель­ные за­бо­ле­ва­ния, при ко­то­рых УО яв­ля­ет­ся од­ним из сим­пто­мо­ком­плек­сов. Ча­ще это – ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ные на­ру­ше­ния, ре­же – кли­ни­че­ски очер­чен­ные син­дро­мы УО, этио­ло­гия ко­то­рых ещё не вы­яс­не­на. Сре­ди диф­фе­рен­ци­ров. УО раз­ли­ча­ют: 1) на­следств. фор­мы УО [УО при хро­мо­сом­ных за­бо­ле­ва­ни­ях, ге­не­тич. син­дро­мах с не­яс­ным ти­пом на­сле­до­ва­ния, мо­но­ген­но на­сле­дуе­мых син­дро­мах, УО при на­следств. де­фек­тах об­ме­на ве­ществ, нев­ро­ло­гич. и нерв­но-мы­шеч­ных за­бо­ле­ва­ни­ях, при ней­ро­эк­то­дер­маль­ных дис­пла­зи­ях (фа­ко­ма­то­зы) и др.]; 2) эк­зо­ген­но обу­слов­лен­ные фор­мы УО (УО при фе­то­па­тии, вы­зван­ной ал­ко­го­лиз­мом ма­те­ри; при ин­фекц. эм­брио­па­ти­ях и фе­то­па­ти­ях; ге­мо­ли­тич. бо­лез­ни но­во­ро­ж­дён­ных и др.); 3) УО на­след­ст­вен­но-эк­зо­ген­ной этио­ло­гии (при мик­ро­це­фа­лии, гид­ро­це­фа­лии, кра­нио­сте­но­зе – де­фор­ма­ции че­ре­па вслед­ст­вие преж­де­врем. за­ра­ще­ния че­реп­ных швов и др.). Ди­аг­но­сти­ка УО осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве кли­нич. кар­ти­ны, а при ря­де диф­фе­рен­ци­ров. форм УО – с по­мо­щью изу­че­ния ано­ма­лий строе­ния те­ла, ла­бо­ра­тор­ных, ци­то­ге­не­тич. и др. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния. Важ­ное прак­тич. зна­че­ние для про­гно­за и вы­бо­ра ле­чеб­но-пе­да­го­гич. мер име­ет диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка при лёг­кой УО с це­лью ис­клю­че­ния со­стоя­ния со­ци­аль­но-пе­да­го­гич. за­пу­щен­но­сти, а так­же слу­ча­ев УО вслед­ст­вие на­чав­ших­ся в ран­нем дет­ст­ве про­грес­си­рую­щих пси­хич. за­бо­ле­ва­ний.

Ле­чеб­но-вос­ста­но­вит. так­ти­ка при О. вклю­ча­ет при­ме­не­ние ме­то­дов сти­му­ля­ции моз­го­во­го ме­та­бо­лиз­ма при не­спе­ци­фич. и бо­лее лёг­ких фор­мах по­ра­же­ния (ноо­троп­ные сред­ст­ва и др.), сим­пто­ма­тич. те­ра­пию ос­лож­нён­ных форм (су­до­ро­ги, на­ру­ше­ния по­ве­де­ния, нев­ро­зо­по­доб­ные рас­строй­ства и др.), спе­ци­фич. те­ра­пию при отд. фор­мах с ус­та­нов­лен­ным па­то­ге­не­зом, спец. про­грамм вос­пи­та­ния и обу­че­ния (в т. ч. тру­до­во­го) в кор­рек­ци­он­ных шко­лах. Осо­бое зна­че­ние при О. при­бре­та­ет со­ци­аль­ная реа­би­ли­та­ция (см. Реа­би­ли­та­ция боль­ных и ин­ва­ли­дов). В РФ боль­ные О. под­ле­жат обя­зат. на­прав­ле­нию на ме­ди­ко-со­ци­аль­ную экс­пер­ти­зу, в ре­зуль­та­те ко­то­рой им ус­та­нав­ли­ва­ют ин­ва­лид­ность.

Пер­вич­ная про­фи­лак­ти­ка О. вклю­ча­ет ме­ди­ко-ге­не­ти­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние, пре­на­таль­ную ди­аг­но­сти­ку ано­ма­лий раз­ви­тия ЦНС пло­да, ис­сле­до­ва­ние но­во­ро­ж­дён­ных на ги­по­ти­ре­оз и фе­нил­ке­тону­рию. Вто­рич­ная про­фи­лак­ти­ка за­клю­ча­ет­ся в ран­ней ди­аг­но­сти­ке УО и свое­врем. про­ве­де­нии ле­чеб­но-вос­ста­но­вит. и со­ци­аль­но-реа­би­ли­та­ци­он­ных ме­ро­прия­тий. Её эф­фек­тив­ность за­ви­сит от пра­виль­ной ор­га­ни­за­ции гос. сис­те­мы ока­за­ния все­сто­рон­ней по­мо­щи ли­цам с УО на всех эта­пах их жиз­ни. См. так­же ста­тьи Дау­на бо­лезнь, Кре­ти­низм, Мик­ро­це­фа­лия, Фе­нил­ке­то­ну­рия, Фер­мен­то­па­тии, Хро­мо­сом­ные бо­лез­ни.

Лит.: Dufour J.-Fr. Essai sur les operations de l’éntendement humain et sur les maladies, qui les dérangent. Amst.; P., 1770; Salvador-Ca­rul­la La. o. Intellectual development disorders: towards a new name, definition and framework for «mental retardation/intellectual disability» in ICD-11 // World Psychiatry. 2011. № 10; Пси­хи­ат­рия: ру­ко­во­дство для вра­чей / Под ред. А. С. Ти­га­но­ва. М., 2012. Т. 2.

Вернуться к началу