Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРВИЕ́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин

ОРВИЕ́ТО (Orvieto), го­род в Центр. Ита­лии, на юго-за­па­де обл. Ум­брия, в пров. Тер­ни. Нас. 21,0 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен к се­ве­ро-вос­то­ку от оз. Боль­се­на. Че­рез О. про­хо­дит од­на из глав­ных нац. ме­ри­дио­наль­ных трасс – «Ав­то­стра­да Солн­ца».

Счи­та­ет­ся, что назв. О. вос­хо­дит к ис­пор­чен­но­му лат. Urbs Vetus (Древ­ний го­род), упо­ми­нае­мо­му Про­ко­пи­ем Ке­са­рий­ским (как Ούρβιβεντός, пе­ре­даю­щее лат. Urbiventus), Гри­го­ри­ем I Ве­ли­ким, Пав­лом Диа­ко­ном и др. в свя­зи с вой­ной Ви­зан­тии про­тив Ост­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва в 530–550-х гг., су­ще­ст­во­ва­ни­ем епи­ско­пии в кон. 6 в. и позд­нее, вклю­че­ни­ем в со­став Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва в 606. Вы­ска­зы­ва­лись мне­ния, что бо­лее ран­ним на­зва­ни­ем го­ро­да мог­ло быть Herbanum, Oropitae, Or­bi­tum (из­вест­ны по рим. письм. ис­точ­ни­кам). Мн. ис­сле­до­ва­те­ли со­по­став­ля­ют Urbs Vetus с Volsinii Veteres, Древ­ни­ми Воль­си­ния­ми, од­ним из го­ро­дов эт­ру­сков, жи­те­ли ко­то­ро­го, по­сле раз­ру­ше­ния го­ро­да рим­ля­на­ми в 265/264 до н. э., бы­ли пе­ре­се­ле­ны в Но­вые Воль­си­нии (Volsinii Novi), ото­жде­ст­в­ляе­мые с су­ще­ст­вую­щим и ны­не г. Боль­се­на. 

По­сле раз­гро­ма Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва ряд его тер­ри­то­рий, вклю­чая те, где рас­по­ло­жен О., был пе­ре­дан ко­ро­ля­ми фран­ков в со­став об­лас­ти под управ­ле­ни­ем рим. пап (окон­ча­тель­но в 817). К 11 в. О. стал ком­му­ной (до­ку­мен­ти­ро­ва­на с 1137), хо­тя влия­ние рим. пап со­хра­ня­лось. В 1016 кон­су­лом О. стал Ф. Аль­бе­ри­чи, пле­мян­ник па­пы Бе­не­дик­та VII (974–998), по­се­щав­ше­го О.; род Аль­бе­ри­чи иг­рал роль в ис­то­рии О. и позд­нее. В 1157 пап­ской бул­лой бы­ли под­твер­жде­ны пра­ва му­ни­ци­паль­ных ин­сти­ту­тов О., ко­то­рые воз­глав­ля­ли по­дес­та (не позд­нее 1201; им мог быть и епи­скоп) и ка­пи­тан на­ро­да (не позд­нее 1251). В 12 в. О., опи­ра­ясь на со­юз с Фло­рен­ци­ей, вёл ряд по­бе­до­нос­ных войн с со­се­дя­ми, то­гда же на­чал­ся его эко­но­мич. рас­цвет (к кон. 13 в. имел на­се­ле­ние ок. 30 тыс. чел.). К 1227 от­но­сят воз­ник­но­ве­ние в О. до­ми­ни­кан­ско­го Сту­диу­ма, од­но­го из пер­вых в Ев­ро­пе учеб­ных за­ве­де­ний, где изу­ча­ли тео­ло­гию (не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли да­ти­ру­ют его ос­но­ва­ние 1013 и свя­зы­ва­ют с бе­не­дик­тин­ца­ми), пре­по­да­вал Фо­ма Ак­вин­ский и др. По­ли­тич. жизнь О. в 12–13 вв. оп­ре­де­ля­ла борь­ба гвель­фов и ги­бел­ли­нов (в О. воз­глав­ля­лась пред­ста­ви­те­ля­ми ро­дов Мо­наль­де­ски и Фи­лип­пе­ски), по­сле 1313 – со­пер­ни­че­ст­во вет­вей Мо­наль­де­ски. С 1354 О. пе­ре­хо­дит под кон­троль рим. пап (окон­ча­тель­но в сер. 15 в.). С 1814 до вклю­че­ния в со­став Итал. ко­ро­лев­ст­ва в 1860 в О. на­хо­дил­ся центр 5-й об­лас­ти Пап­ско­го го­су­дар­ст­ва. Ос­но­ва совр. эко­но­ми­ки О. – ту­ри­стич. биз­нес и ви­но­де­лие.

Фасад собора Санта-Мария-Ассунта в Орвието. 14 в. Архитектор и автор скульптурного декора Лоренцо Майтани.

Центр. часть го­ро­да рас­по­ло­же­на на ту­фо­вом воз­вы­ше­нии с от­вес­ны­ми ска­ла­ми, гос­под­ствую­щи­ми над до­ли­ной р. Па­лья (в 16 в. там осу­ши­ли бо­ло­та). Над го­ро­дом воз­вы­ша­ет­ся ка­фед­раль­ный со­бор Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та (ос­но­ван в 1290, строи­тель­ст­во на­ча­то в ро­ман­ском сти­ле, воз­мож­но, Ар­ноль­фо ди Кам­био, с нач. 1300-х гг. арх. Л. Май­та­ни про­дол­жил строи­тель­ст­во в сти­ле го­ти­ки; в 1512–13 ра­бо­ты воз­глав­лял М. Сан­ми­ке­ли; за­вер­шён во 2-й пол. 16 в., арх. И. Скаль­ца). 4 пи­ло­на ук­ра­ше­ны цик­ла­ми ба­рель­е­фов в сти­ле Про­то­ре­нес­сан­са (1307–16, со­зда­ва­лись под рук. Май­та­ни). В ин­терь­е­ре – ка­пел­ла Сан-Бри­цио с рос­пи­ся­ми на те­му Страш­но­го су­да и Ис­то­рии ан­ти­хри­ста Фра Анд­же­ли­ко и Б. Гоц­цо­ли (1447–48), за­кон­че­ны Л. Синь­о­рел­ли (1499–1502). В Ка­пел­ле дель-Кор­по­ра­ле в го­тич. ре­ли­к­ва­рии из зо­ло­та, се­реб­ра и цвет­ных эма­лей (14 в., ав­тор Уго­ли­но ди Вье­ри) хра­нит­ся ан­ти­минс, ко­то­рый обаг­рил­ся кро­вью гос­тии в ру­ках не­ве­рую­ще­го свя­щен­ни­ка во вре­мя «Мес­сы в Боль­се­не».

В ро­ман­ском сти­ле по­строе­на ц. Сан-Джо­ве­на­ле (1004, на ос­тат­ках ран­не­хри­сти­ан­ско­го хра­ма, отд. эле­мен­ты в го­тич. сти­ле, 14 в.). В сти­ле го­ти­ки – церк­ви Сан-До­ме­ни­ко (в ин­терь­е­ре – над­гро­бие кар­ди­на­ла Гий­о­ма де Брея, 1282, скульп­тор Ар­ноль­фо ди Кам­био; Ка­пел­ла Пет­руч­чи, 1516–23, арх. М. Сан­ми­ке­ли), Сан-Фран­че­ско (ос­но­ва­на ок. 1240, пе­ре­страи­ва­лась в 1262, в 16 и 18 вв.), Сант-Ан­д­реа-э-Бар­то­ло­мео (на ос­тат­ках ран­не­хри­сти­ан­ской ц. Сант-Ан­д­реа, 13–14 вв., пе­ре­страи­ва­лась в 16 в., ком­плекс­ная ре­кон­ст­рук­ция в сред­не­веко­вом ду­хе арх. Г. Джо­ван­но­ни; он воз­вёл так­же 12-гран­ную ко­ло­коль­ню, 1926). Ком­плекс пап­ских двор­цов: Па­лац­цо Па­па­ле, Епи­скоп­ский (Па­лац­цо Вес­ко­ви­ле, 977, ны­не Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей), Па­лац­цо Со­лиа­но (1297 – 2-я пол. 14 в., ны­не Му­зей Э. Гре­ко и Му­зей со­бо­ра); Па­лаццо ко­му­на­ле (1216–19, пе­ре­строе­но ок. 1600, арх. Скаль­ца), Па­лац­цо дель-По­по­ло (1280-е гг., ко­ло­коль­ня 1315). В жи­лой за­строй­ке О. со­хра­ни­лись мно­го­числ. зда­ния эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и Но­во­го вре­ме­ни. Кре­пость Фор­тец­ца-дель-Аль­бор­ноц (др. назв. Ро­ка-ди-Сан-Мар­ти­но; 1364; пе­ре­страи­ва­лась в 1395, в сер. 15 в., ар­хи­тек­то­ры Ан­то­нио да Кар­пи, Б. Рос­сел­ли­но; рес­тав­ри­ро­ва­лась в 17 в.; б. ч. раз­ру­ше­на в 1831).

Под го­ро­дом со­хра­ни­лись ла­би­рин­ты тон­не­лей с ни­ша­ми, по­ме­ще­ния­ми, цис­тер­на­ми, соз­дан­ны­ми при до­бы­чи ту­фа для строи­тель­ст­ва; ко­лод­цы, в т. ч. Поц­цо-ди-Сан-Пат­ри­цио (ме­ж­ду 1527 и 1537, арх. Ан­то­нио Млад­ший да Сан­гал­ло), Поц­цо-дел­ла-Ка­ва.

Му­зей им. Клау­дио Фаи­ны (в осн. ар­хео­ло­гич. кол­лек­ции) и др. Фи­ли­ал Ун-та Пе­руд­жи.

Зна­ме­нит ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в О. и бли­жай­ших ок­ре­ст­но­стях. Вы­яв­ле­ны на­ход­ки ка­мен­но­го ве­ка, ос­тат­ки по­се­ле­ния куль­ту­ры Вил­ла­но­ва. Око­ло нач. 6 в. до н. э. да­ти­ру­ет­ся воз­ник­но­ве­ние го­ро­да эт­ру­сков; рас­ко­па­ны ос­тат­ки хра­мов (в т. ч. руи­ны хра­ма Бель­ве­дер), по­стро­ек, час­ти обо­ро­ни­тель­ной сте­ны; осо­бен­но из­вес­тен нек­ро­поль Кро­чи­фис­со-дель-Ту­фо с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой «улиц», по­гре­баль­ны­ми ка­ме­ра­ми из хо­ро­шо об­ра­бо­тан­ных бло­ков ту­фа (с кон. 19 в. – ар­хео­ло­гич. парк); на нек­ро­по­ле Кан­ни­чел­ла – ос­тат­ки свя­ти­ли­ща с мра­мор­ны­ми ар­ха­ич. ста­туя­ми (в т. ч. зна­ме­ни­тая Ве­не­ра Кан­ни­чел­ла, кон. 6 в. до н. э.); в ря­де мо­гил – жи­во­пись, над­пи­си (в т. ч. с ука­за­ни­ем име­ни и ро­да по­гре­бён­но­го; один из важ­ных ис­точ­ни­ков для изу­че­ния эпи­гра­фи­ки и оно­ма­сти­ки эт­ру­сков); сре­ди на­хо­док – рас­пис­ная ке­ра­ми­ка, тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки, брон­зо­вые со­су­ды, фи­гур­ки и др. из­де­лия, мо­не­ты.

Близ О. – аб­бат­ст­во Св. Се­ве­ра и Мар­ти­рия (фре­ски 13 в. и др.).

Лит.: Perali P. Orvieto etrusca. Roma, 1928; Waley DP. Mediaeval Orvieto. Camb., 1952; Bizzarri M. Orvieto etrusca: arte e storia. Orvieto, 1983; Toesca PM. Orvieto: progetto per una città utopica. Pancole; San Gimignano, 1985; Riccetti L. Acqua e vino in una città me­dievale: Orvieto, secoli 13.–16. Foligno, 2008.

Вернуться к началу