Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОВОРОССИ́ЙСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 207-209

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НОВОРОССИ́ЙСК, го­род в Рос­сии, в зап. час­ти Крас­но­дар­ско­го края. Нас. 246,7 тыс. чел. (2012; тре­тий по чис­лу жи­те­лей го­род края по­сле Крас­но­да­ра и Со­чи); вме­сте с под­чи­нён­ны­ми гор. ад­ми­ни­ст­ра­ции сель­ски­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми – 303,1 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на зап., сев. и вос­точ­ном бе­ре­гах не­за­мер­заю­щей глу­бо­ко­вод­ной Це­мес­ской бух­ты Чёр­но­го м., окайм­лён хреб­та­ми Боль­шо­го Кав­ка­за. Важ­ный транс­порт­ный центр. Мор. порт. Ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­до­рог. Кли­ма­тич. осо­бен­ность рай­она Н. – час­тая по­вто­ряе­мость силь­ных сев.-вост. вет­ров, т. н. но­во­рос­сий­ской бо­ры.

Мемориал «Малая Земля». 1982. Скульптор В. Е. Цигаль. Архитекторы Я. Б. Белопольский, Р. Г. Кананин, В. И. Хавин. Фото Д. В. Соловьёва
Панорама Новороссийского порта. Фото Д. В. Соловьёва

В 13–15 вв. в Це­мес­ской бух­те су­ще­ст­во­ва­ла ге­ну­эз­ская фак­то­рия Ба­та­рио; в 1722 воз­ве­де­на тур. кре­пость Суд­жук-Ка­ле, два­ж­ды (в 1791 и 1811) за­ни­мав­шая­ся рос. вой­ска­ми в хо­де рус.-тур. войн 1787–91 и 1806–12. По Бу­ха­ре­ст­ско­му ми­ру 1812 кре­пость ос­та­лась за Ос­ман­ской им­пе­ри­ей, её ук­ре­п­ле­ния взо­рва­ны рос. са­пё­ра­ми и боль­ше не вос­ста­нав­ли­ва­лись. По Ад­риа­но­поль­ско­му ми­ру 1829 тер­ри­то­рия совр. го­ро­да во­шла в со­став Рос. им­пе­рии и в ус­ло­ви­ях про­дол­жав­шей­ся Кав­каз­ской вой­ны 1817– 1864 ока­за­лась под ко­нт­ро­лем гор­цев. В 1838 в сво­ём док­ла­де имп. Ни­ко­лаю I ком. 1-го от­де­ле­ния Чер­но­мор­ской при­бреж­ной ли­нии ген.-м. Н. Н. Ра­ев­ский пред­ло­жил из­брать Це­мес­скую (Суд­жук­скую) бух­ту для ор­га­ни­за­ции ба­зы Чер­но­мор­ско­го фло­та и строи­тель­ст­ва кре­по­сти. 12(24).9.1838 рос. де­сант, воз­глав­ляе­мый ка­пи­та­ном 1 ран­га Л. М. Се­реб­ря­ко­вым (наст. имя и фам. К. М. Ар­ца­та­гор­цян) и при­быв­ший в бух­ту на ко­раб­лях эс­кад­ры под ко­манд. ви­це-адм. М. П. Ла­за­ре­ва, вы­са­дил­ся на бе­рег и от­бро­сил гор­цев из рай­она бух­ты. За­клад­ка кре­по­сти со­стоя­лась 18(30).9.1838; 14(26).1.1839 при­ка­зом во­ен. ми­ни­ст­ра гр. А. И. Чер­ны­шё­ва ук­ре­п­ле­ние по­лу­чи­ло назв. кре­по­сти Н. Центр 1-го от­де­ле­ния Чер­но­мор­ской бе­ре­го­вой ли­нии (1839–56); её нач. (до 1851) контр-адм. Сви­ты Е. И.В. (по­зд­нее адм.) Л. М. Се­ре­бря­ков сыграл клю­че­вую роль в раз­ви­тии го­ро­да и строи­тель­ст­ве пор­та. В 1845 в Н. от­крыт ме­ж­ду­нар. тор­го­вый порт. В 1846 Н. пе­ре­дан в гражд. управ­ле­ние и по­лучил ста­тус го­ро­да. С на­ча­лом Крым­ской вой­ны 1853–56 Н. ока­зал­ся на во­ен. по­ло­же­нии: 2 ко­раб­ля брит.-франц. эс­кад­ры за­хо­ди­ли в Це­мес­скую бух­ту 8(20).1.1855; с 28 февр. (12 мар­та) по 2(14) мар­та под­верг­ся бом­бар­ди­ров­ке, но сдан не был; по­сле за­хва­та про­тив­ни­ком Кер­чен­ско­го прол. ук­ре­п­ле­ния Н. 15(27) мая бы­ли взо­рва­ны, гар­ни­зон по­ки­нул го­род. В 1860 го­род Н. был уп­разд­нён. В 1866 вновь уч­ре­ж­дён пор­то­вый го­род Н., центр Чер­но­мор­ско­го окр. (1866–96). В 1874 по ини­циа­ти­ве мин. пу­тей со­об­ще­ния К. Н. Пось­е­та Н. был из­бран ме­стом для но­во­го ме­ж­ду­нар. тор­го­во­го пор­та (строи­тель­ст­во на­ча­то в 1878, осн. ра­бо­ты – 1886–1902). В 1888 от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии Ека­те­ри­но­дар – Но­во­рос­сийск. Центр Чер­но­мор­ской гу­бер­нии (1896–1920) и её Но­во­рос­сий­ско­го окр. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны на­хо­дил­ся на во­ен. по­ло­же­нии, 16(29).10.1914 под­верг­ся бом­бар­ди­ров­ке тур.-герм. фло­та.

Бронзовая ойнохойя из Цемдолинского могильника близ Новороссийска. 1-я пол. 1 в.(по Н. П. Довгалюк, А. А. Малышеву).

1(14).12.1917 ус­та­нов­ле­на сов. власть. В апр. 1918 Н. стал гл. ба­зой Чер­но­мор­ско­го фло­та РККФ; в ию­не 1918 из-за уг­ро­зы за­хва­та Н. герм. вой­ска­ми в со­от­вет­ст­вии с ре­зо­лю­ци­ей СНК РСФСР флот час­тич­но за­то­п­лен на рей­де Це­мес­ской бух­ты (ра­бо­ты по подъ­ё­му за­то­п­лен­ных ко­раб­лей, очи­ст­ке дна Це­мес­ской бух­ты и её рей­да про­ве­де­ны в 1925–28). 26.8.1918 Н. взят час­тя­ми Доб­ро­воль­че­ской ар­мии, стал её гл. во­ен.-мор. ба­зой. 27.3.1920 в хо­де Сев.-Кавк. на­сту­пат. опе­ра­ции за­нят час­тя­ми РККА, в Н. вос­ста­нов­ле­на сов. власть. Центр Но­во­рос­сий­ско­го от­де­ла (1920–22), Чер­но­мор­ско­го окр. (1922–24), Но­во­рос­сий­ско­го р-на Чер­но­мор­ско­го окр. (1923–24) Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской об­лас­ти. Ок­руж­ной (1924–30) и рай­он­ный (1924) центр Юго-Вост. обл. (1924) и Сев.-Кавк. края (1924–34). Вхо­дил в со­став Азо­во-Чер­но­мор­ско­го (1934–37), Крас­но­дар­ско­го (с 1937) краёв.

В 1940–47 Н. – од­на из во­ен.-мор. баз Чер­но­мор­ско­го фло­та. В Вел. Отеч. вой­ну в 1942 го­род, порт и бух­та под­вер­га­лись ре­гу­ляр­ным бом­бар­ди­ров­кам герм. авиа­ции. Го­род был час­тич­но за­хва­чен герм. вой­ска­ми 6–7.9.1942, силь­но раз­ру­шен. В февр. 1943 в ре­зуль­та­те Но­во­рос­сий­ской де­сант­ной опе­ра­ции час­тя­ми Крас­ной Ар­мии за­нят стра­те­ги­че­ски важ­ный плац­дарм – Ма­лая Зем­ля. 16.9.1943 го­род ос­во­бо­ж­дён час­тя­ми Крас­ной Ар­мии в хо­де Но­во­рос­сий­ско-Та­ман­ской опе­ра­ции 1943. Порт Н. вос­ста­нов­лен к 1951; в 1950–70-х гг. под­верг­ся мо­дер­ни­за­ции. В 1973 Н. по­лу­чил зва­ние «Го­род-ге­рой». В 1986 близ Н., на вы­хо­де из Це­мес­ской бух­ты, в ре­зуль­та­те столк­но­ве­ния с те­п­ло­хо­дом «Пётр Ва­сёв» за­то­нул пас­са­жир­ский па­ро­ход «Ад­ми­рал На­хи­мов» (820 чел. спа­се­ны, 423 чел. по­гиб­ли). В 1994 по­сле рас­па­да СССР соз­дан Но­во­рос­сий­ский во­ен.-мор. р-н, го­род вновь стал во­ен.-мор. ба­зой Чер­но­мор­ско­го фло­та.

Ис­то­рич. центр го­ро­да рас­по­ло­жен на зап. бе­ре­гу Це­мес­ской бух­ты; пор­то­вые со­ору­же­ния и осн. часть пром. пред­при­ятий – на сев. и вост. бе­ре­гах. Со­хра­ни­лись: зда­ние Управ­ле­ния мор. пор­та (1889, вос­ста­нов­ле­но в 1955), 9-этаж­ное зда­ние эле­ва­то­ра (1894, арх. С. И. Кер­бедз), быв. муж­ская гим­на­зия (1900, ны­не шко­ла № 3), быв. Гор. дом в сти­ле мо­дерн (1906–08, арх. С. А. Ка­ли­стра­тов; ны­не вы­ста­воч­ный зал), дом куп­ца А. Юке­ли­са в мав­ри­тан­ском сти­ле (1913; с 1970 – зда­ние Но­во­рос­сийско­го по­ли­тех­нич. ин-та); жи­лые 1–2-этаж­ные до­ма кон. 19 – нач. 20 вв. (в т. ч. дом куп­ца Г. Р. Ла­ри­на, 1906, арх. Н. Н. Кар­лин­ский). Сре­ди па­мят­ни­ков цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры – Ус­пен­ская ц. (1894; ны­не со­бор), По­кров­ская ц. (1913), ар­мян­ский храм (нач. 20 в.). Бо­лее ред­ки в го­ро­де па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры 1920–1930-х гг.: зда­ние Гос­бан­ка в сти­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма (1929, арх. А. Пав­лов), руи­ны Двор­ца куль­ту­ры це­мент­ни­ков (1930-е гг.; со­хра­не­ны как на­по­ми­на­ние о раз­ру­ше­ни­ях пе­рио­да Вел. Отеч. вой­ны). В 1950-е гг. в хо­де ре­кон­ст­рук­ции Н. в сти­ле сов. не­оклас­си­циз­ма по­строе­ны: жи­лой дом на на­бе­реж­ной, ук­ра­шен­ный вы­со­ким шпи­лем (арх. С. Чер­но­бай); Дом свя­зи (1955, арх. А. Ожи­га­нов), ки­но­те­атр «Ук­раи­на» с 8-ко­лон­ным пор­ти­ком и ар­кой по оси фрон­то­на (1956, арх. К. Ми­хай­лов; ны­не Гор. дом куль­ту­ры), Дво­рец куль­ту­ры, зда­ние ин­ду­ст­ри­аль­но­го тех­ни­ку­ма (1956), быв. ки­но­те­атр «Рос­сия» (1959–63; по­стро­ен на мес­те Трои­це-Скор­бя­щен­ской ц. 1906, взо­рван­ной в 1957; с 1997 – Свя­то-Тро­иц­кая ц.). По­сле 1990 воз­ве­де­ны: цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» (1993), зда­ние гла­вы Но­во­рос­сий­ско­го бла­го­чин­нич. ок­ру­га РПЦ, увен­чан­ное вы­со­кой ко­ло­коль­ней, ц. Ис­по­вед­ни­ков и но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских (2002), кре­стиль­ная ча­сов­ня Св. Дмит­рия Со­лун­ско­го (2003).

Па­мят­ни­ки: Не­из­вест­но­му мат­ро­су (1960), «Не­по­ко­рён­ным» (1963), Л. И. Бреж­не­ву (2004), «Да­ря­щая во­ду» (2006), ос­но­ва­те­лям го­ро­да Н. Н. Ра­ев­ско­му, М. П. Ла­за­ре­ву и Л. М. Се­реб­ря­ко­ву (2007) и др. Веч­ный огонь (1958). Один из наи­бо­лее мас­штаб­ных рос. ме­мо­риа­лов – ком­плекс «Ге­ро­ям Гра­ж­дан­ской вой­ны и Вел. Отеч. вой­ны 1941–45», вклю­чаю­щий 3 ан­самб­ля: «Ли­ния обо­ро­ны» (1978), «Ма­лая Зем­ля» (1982) и «Мо­ря­кам ре­во­лю­ции» (1980, все – скульп­тор В. Е. Ци­галь, ар­хи­тек­то­ры Я. Б. Бе­ло­поль­ский, Р. Г. Ка­на­нин, В. И. Ха­вин), рас­по­ло­жен­ный на юго-вост. ок­раи­не го­ро­да.

Сре­ди ву­зов – Гос. мор. ун-т им. адм. Ф. Ф. Уша­ко­ва (1975, совр. ста­тус с 2011), фи­лиа­лы Ку­бан­ско­го гос. тех­но­ло­гич. ун-та (по­ли­тех­нич. ин-т), Ку­бан­ско­го гос. ун-та, Бел­го­род­ско­го гос. тех­но­ло­гич. ун-та им. В. Г. Шу­хо­ва, Пя­ти­гор­ско­го гос. лин­гвис­тич. ун-та, Крас­но­дар­ско­го ун-та МВД Рос­сии. Ис­то­рич. му­зей-за­по­вед­ник (ос­но­ван в 1916 как му­зей при­ро­ды и ис­то­рии Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Кав­ка­за; сбо­р кол­лек­ций с 1894; совр. ста­тус с 1987; вклю­ча­ет ряд экс­по­зи­ций, в т. ч. дио­рам­ный трип­тих «Ос­во­бо­ж­дение Но­во­рос­сий­ска от не­мец­ко-фа­шист­ских за­хват­чи­ков. 1943 г.», 1959–60, худ. Н. Г. Ко­тов; Дом-му­зей Н. А. Ост­ров­ско­го, 1983). Му­зей «Це­мент­ная про­мыш­лен­ность» (ос­но­ван в 1977, от­крыт в 1979), его фи­ли­ал – ме­мо­ри­аль­ный Му­зей-квар­ти­ра пи­са­те­ля Ф. В. Глад­ко­ва (1979). Нар. дра­ма­тич. те­атр им. В. П. Амер­бе­кя­на (1959), ТЮЗ «Аль­бат­рос» (1977).

Фут­боль­ный клуб «Чер­но­мо­рец» (ос­но­ван в 1907 под назв. «Олим­пия») при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Це­нт­раль­ный» (12,5 тыс. мест); в 2001 уча­ст­во­вал в Куб­ке УЕФА. Сре­ди др. ви­дов спор­та наи­бо­лее по­пу­ля­рен ав­то­мо­биль­ный; в Н. про­во­дят­ся тра­диц. рал­ли на Ку­бок Вост. Ев­ро­пы и др. со­стя­за­ния.

Н. – гл. центр про­из-ва це­мен­та на юге Ев­роп. час­ти Рос­сии. На ба­зе ме­ст­но­го сы­рья (5 ме­сто­ро­ж­де­ний гли­ни­сто­го мер­ге­ля, в т. ч. Но­во­рос­сий­ское) в гор. черте Н. дей­ст­ву­ют 4 це­мент­ных за­во­да ком­па­нии «Но­во­рос­це­мент» (сум­мар­ная мощ­ность св. 6,3 млн. т в год): «Про­ле­та­рий», «Ок­тябрь», «Пер­во­май­ский» и «Верх­не­ба­кан­ский» (два по­след­них в пос. Верх­не­ба­кан­ский) и за­вод «Ата­кай­це­мент» в с. Гай­дук (мощность ок. 300 тыс. т в год). Сре­ди др. важ­ных пред­при­ятий – за­воды «Но­во­рос­ме­талл» (пе­ре­ра­бот­ка ме­тал­ло­ло­ма, про­из-во сталь­ной ли­той за­го­тов­ки), «При­бой» (ра­дио­из­ме­рит. ап­па­ра­ту­ра для нужд ОПК), опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ный (элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние), ва­го­но­ре­монт­ный (фи­ли­ал ком­па­нии «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги») и су­до­ре­монт­ный (вхо­дит в груп­пу ком­па­ний «Но­во­рос­сий­ский мор­ской тор­го­вый порт»); рос.-тур. ком­па­ния «Брис-Бос­фор» (до­маш­няя, пляж­ная и др. обувь под тор­го­вой мар­кой «Espa»). Мя­со­ком­би­нат, пти­це­фаб­ри­ка «Но­во­рос­сийск» (с. Цем­до­ли­на), «Но­во­росх­леб­кон­ди­тер», ком­би­нат хле­бо­про­дук­тов (му­ка, кру­па). За­вод шам­пан­ских вин «Аб­рау-Дюр­со» (с. Аб­рау-Дюр­со), агро­фир­ма «Мыс­ха­ко» (с. Мыс­ха­ко; вино­де­лие). Важ­ное зна­че­ние име­ет са­на­тор­но-ку­рорт­ный ком­плекс (в Н. и ок­ре­ст­но­стях – гос­ти­ни­цы, пан­сио­на­ты, ба­зы от­ды­ха, кем­пин­ги).

Од­на из зна­чи­мых от­рас­лей гор. хо­зяй­ст­ва – транс­порт­ные ус­лу­ги. Но­во­рос­сий­ский гру­зо­вой порт – круп­ней­ший в Рос­сии (гру­зо­обо­рот 117,4 млн. т, 2012; осн. гру­зы: неф­те­на­лив­ные, же­ле­зо­руд­ное сы­рьё, чёр­ные ме­тал­лы, це­мент, зер­но; кон­тей­нер­ный тер­ми­нал). Круп­ней­ший опе­ра­тор пор­та – сти­ви­дор­ная ком­па­ния «Но­во­рос­сий­ский мор­ской тор­го­вый порт». Н. – ко­неч­ный пункт неф­те­про­во­да Тен­гиз (Ка­зах­стан) – Но­во­рос­сийск (тер­ми­нал в с. Юж­ная Озе­ре­ев­ка) (объ­ём про­кач­ки св. 30 млн. т в год).

В Н. и ок­ре­ст­но­стях – ок. 200 па­мят­ни­ков ар­хео­ло­гии от эне­о­ли­та до позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Наи­бо­лее из­вест­ны: эне­о­ли­тич. по­се­ле­ние у с. Мыс­ха­ко, доль­ме­ны в вер­ховь­ях р. Озе­рей­ка и др., ком­плек­сы эл­ли­ни­стич. и рим­ско­го вре­ме­ни у ста­ни­цы Ра­ев­ская, сёл Ши­ро­кая Бал­ка, Мыс­ха­ко, Юж­ная Озе­ре­ев­ка, с. Цем­до­ли­на и др.; мо­гиль­ник 5–9 вв. Дюр­со; кур­га­ны брон­зо­во­го ве­ка и 13–15 вв. У Це­мес­ской бух­ты ло­ка­ли­зу­ют ан­тич­ный г. Ба­ты, зем­ли од­но­го из пле­мён ме­о­тов – кер­ке­тов; к се­ве­ру от них (бли­же к Ана­пе) – ас­пур­ги­ан.

Лит.: Ав­де­ев М. В. У са­мо­го Чер­но­го мо­ря. М., 1970; Под­виг Но­во­рос­сий­ска. 2-е изд. Крас­но­дар, 1978; Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. Но­во­рос­сийск, 1986–2007. Вып. 1–6; Ере­мен­ко А. К., По­ды­ма К. И. Име­нем Рос­сии на­ре­чен­ный. М., 1988; Ми­хай­лов К. М. Го­род-ге­рой Но­во­рос­сийск. М., 1988; Ге­ра­си­мен­ко А. Б. Ис­то­рия Но­во­рос­сий­ска в от­крыт­ках. Крас­но­дар, 1998; Ге­ра­си­мен­ко А. Б., Са­не­ев С. А. Но­во­рос­сийск – от ук­ре­п­ле­ния к гу­берн­ско­му го­ро­ду. Крас­но­дар, 1998; Ере­мен­ко А. К. Но­во­рос­сий­ский ме­ри­ди­ан: очер­ки ис­то­рии го­ро­да. Но­во­рос­сийск, 2002; Но­во­рос­сийск: па­мять и прав­да о Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не. Но­во­рос­сийск, 2005; Но­во­рос­сийск. Став­ро­поль, 2007; Юго-Вос­точ­ная пе­ри­фе­рия Бос­по­ра в эл­ли­ни­сти­че­ское вре­мя. М., 2007; Ас­пур­гиа­не на Юго-Вос­то­ке Ази­атско­го Бос­по­ра. М., 2008; Но­во­рос­сийск. 170 лет. Рос­тов н/Д., 2008; Ка­пи­та­ны Но­во­рос­сий­ско­го пор­та. 1839–2009. Но­во­рос­сийск, 2009.

Вернуться к началу