Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕО́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 6-7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Р. Эрлих

МЕО́ТЫ (греч. Μαιῶται), груп­па древ­них на­ро­дов, жив­ших в бас­сей­не сред­не­го и ниж­не­го те­че­ния р. Ку­бань и в Вост. При­азо­вье (совр. Крас­но­дар­ский край и за­пад Рос­тов­ской обл.). В письм. ис­точ­ни­ках М. упо­ми­на­ют­ся с 5 в. до н. э. (греч. гео­граф Гел­ла­ник Ми­ти­лен­ский и др.). Воз­мож­но, к кон. 6 в. до н. э. вос­хо­дит ука­за­ние Псев­до-Ски­ла­ка (4 в. до н. э.), ис­поль­зо­вав­ше­го бо­лее ран­ний ис­точ­ник, о том, что М. и син­ды жи­вут «в Азии» (т. е. юго-вос­точ­нее р. Дон, счи­тав­шей­ся у гре­ков гра­ни­цей Азии с Ев­ро­пой) и со­сед­ст­ву­ют с сав­ро­ма­та­ми. Не позд­нее 6 в. до н. э. да­ти­ру­ет­ся упо­ми­на­ние Ге­ка­тея Ми­лет­ско­го об од­ном из племён М. – дан­да­ри­ях, «жи­ву­щих у Кав­ка­за». По дан­ным Ге­ро­до­та, др. пле­мя М., син­ды, ло­ка­ли­зу­ет­ся вос­точ­нее Кер­чен­ско­го прол. Наи­бо­лее пол­ный спи­сок М., жив­ших «во­круг Ме­о­ти­ды» (Азов­ско­го м.), от­но­сит­ся к ру­бе­жу эр (Стра­бон): син­ды, дан­да­рии, то­реа­ты (то­ре­ты), аг­ры, ар­ре­хи, тар­пе­ты, оби­диа­ке­ны, сит­та­ке­ны, дос­хи, ас­пур­гиа­не. Стра­бон со­об­ща­ет так­же, что М. за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и ры­бо­лов­ст­вом, хо­тя по во­ин­ст­вен­но­сти не ус­ту­па­ли ко­чев­ни­кам; пле­ме­на, «бли­жай­шие к Та­наи­су (Ниж­не­му До­ну) от­ли­ча­ют­ся боль­шей ди­ко­стью, а при­ле­гаю­щие к Бос­по­ру – бо­лее мяг­ки­ми нра­ва­ми». Позд­ней­шие упо­ми­на­ния о М. да­ти­ру­ют­ся 2 в. н. э.

Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей со­от­но­сит М. с ме­от­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­рой. Язы­ко­вая при­над­леж­ность пле­мён М. во мно­гом неяс­на. Эт­но­ни­мы «псе­сы» и «дос­хи», ско­рее все­го, от­но­сят­ся к аб­ха­зо-адыг­ским язы­кам, «син­ды» и «дан­да­рии» – к иран­ским язы­кам (В. И. Аба­ев) или ин­доа­рий­ским язы­кам (О. Н. Тру­ба­чёв). С иран. язы­ка­ми свя­зы­ва­ют име­на Ок­та­ма­сад (царь син­дов), Тир­га­тао (же­на синд­ско­го ца­ря, но­сив­ше­го греч. имя Ге­ка­тей); назв. пле­ме­ни, из ко­то­ро­го про­ис­хо­дит Тир­га­тао, – ик­со­ма­ты. На ос­но­ва­нии упо­ми­на­ний «ца­рей» и на­хо­док мо­нет с над­пи­сью «син­дон» не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что у син­дов в 5 в. до н. э. сло­жи­лась ран­няя фор­ма го­су­дар­ст­вен­но­сти. Из по­свя­тит. над­пи­сей пра­ви­те­лей Бос­пор­ско­го го­су­дар­ст­ва из­вест­но, что Лев­кон I (389–349 до н. э.) про­воз­гла­шал се­бя «ца­рём син­дов, то­ре­тов, дан­да­ри­ев и псе­сов». Его сын Пе­ри­сад I (349–310 до н. э.) до­бав­лял в свою ти­ту­ла­ту­ру ти­тул царя дос­хов и фа­те­ев и объ­я­вил се­бя ца­рём всех М. По­пыт­ки ло­ка­ли­за­ции пле­мён М. и со­от­не­се­ния их с груп­па­ми ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков пред­при­ни­ма­лись не­од­но­крат­но, но ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми, за ис­клю­че­ни­ем син­дов на Та­ман­ском п-ове и то­ре­тов и кер­ке­тов, оби­тав­ших в рай­оне совр. го­ро­дов Но­во­рос­сийск и Ге­ленд­жик.

Лит.: Ан­фи­мов Н. В. К во­про­су о на­се­ле­нии При­ку­ба­нья в скиф­скую эпо­ху // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1949. Вып. 11; Gardiner-Garden J. Fourth century conception of maiotian ethno­graphy // Historia. 1986. Bd 35. № 2; Сте­пи ев­ро­пей­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1989; Кав­каз и Дон в про­из­ве­де­ни­ях ан­тич­ных ав­то­ров. Рос­тов н/Д., 1990.

Вернуться к началу