Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАИЗИЕ́ЛЛО ПАЭЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 59-60

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дж. Паизиелло. Портрет работы М. Л. Э. Виже-Лебрён. 1791. Лувр (Париж).

ПАИЗИЕ́ЛЛО, Па­эзи­ел­ло (Paisiello, Pae­siello) Джо­ван­ни (Джо­ван­ни Гре­го­рио Ко­таль­до) (9.5.1740, Та­ран­то – 5.6.1816, Не­аполь), итал. ком­по­зи­тор, пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы. В 1754–63 учил­ся в кон­сер­ва­то­рии «Сант-Оноф­рио» в Не­апо­ле (сре­ди его учи­те­лей – Ф. Ду­ран­те). Ран­ние ко­мич. опе­ры П. ста­ви­лись в те­ат­рах Пар­мы («Смеш­ные вир­ту­оз­ки», либр. К. Голь­до­ни), Мо­де­ны («Же­на в шта­нах», по од­но­им. ко­ме­дии Я. А. Нел­ли), Бо­ло­ньи («Бол­тун», все три 1764), Ве­не­ции («Лю­бовь на ба­лу», 1765). С 1766 жил в Не­апо­ле, где бы­ли по­став­ле­ны «Ки­тай­ский идол» (1767, те­атр «Нуо­во»), «Дон Ки­хот Ла­манч­ский» (либр. Дж. Ло­рен­ци по М. де Сер­ван­те­су, 1769, «Те­ат­ро деи Фьо­рен­ти­ни»), «Мни­мый Со­крат» (1775, те­атр «Нуо­во»). В жан­ре опе­ры-се­риа им со­зда­ны «Дик­та­тор Лу­ций Па­пи­рий» (либр. А. Дзе­но, 1767, те­атр «Сан-Кар­ло»), «Ар­та­ксеркс», «Де­мет­рий» (обе 1771, Мо­де­на), «Алек­сандр в Ин­дии» (1773, там же; все три на либр. П. Ме­та­ста­зио), «Ан­дро­ме­да» (1774, Ми­лан), «Де­мо­фонт» (либр. Ме­та­ста­зио, 1775, Ве­не­ция). В 1776–1784 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в С.-Пе­тер­бур­ге, был треть­им (по­сле Б. Га­луп­пи и Т. Тра­эт­ты) из круп­ных итал. мас­те­ров, ру­ко­во­див­ших муз. жизнью рус. имп. дво­ра в 18 в. П. де­бю­тиро­вал здесь опе­рой-се­риа «Нит­те­ти» (либр. Ме­та­ста­зио, 1777). В Рос­сии им на­пи­са­ны «те­ат­раль­ное дей­ст­во» «Лу­цин­да и Ар­ми­дор» (1777), опе­ры-се­риа «Ахилл на Ски­ро­се» (либр. Ме­та­ста­зио, 1778), «Ал­кид на рас­пу­тье» (1780), опе­ра-буф­фа «Се­виль­ский ци­рюль­ник, или Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» (по ко­ме­дии П. Бо­мар­ше, 1782, Эр­ми­таж­ный те­атр) и др. Не­ко­то­рые из ра­нее соз­дан­ных про­из­ве­де­ний П. бы­ли по­став­ле­ны на рус. сце­не (опе­ра «Мни­мый Со­крат» под назв. «Мни­мые фи­ло­со­фы», при­вед­шая в вос­торг Ека­те­ри­ну II; ин­тер­ме­дия «Слу­жан­ка-гос­по­жа» на либр. Дж. А. Фе­де­ри­ко, ра­нее ис­поль­зо­ван­ное Дж. Б. Пер­го­ле­зи, 1781). Его опе­ры ста­ви­лись так­же в за­го­род­ных ре­зи­ден­ци­ях им­пе­рат­ри­цы (Ка­мен­ный ост­ров, Пе­тер­гоф, Цар­ское Се­ло). Опе­ра «Лун­ный мир» (либр. К. Голь­до­ни) ис­пол­ня­лась на от­кры­тии Боль­шо­го (Ка­мен­но­го) те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1783). В Мо­ск­ве си­ла­ми итал. труп­пы по­став­ле­ны опе­ры-буф­фа «При­твор­ная лю­бов­ни­ца», «Мни­мые ас­т­ро­ло­ги» (ре­дак­ция «Мни­мых фи­ло­со­фов») и ин­тер­ме­дия «Слу­жан­ка-гос­по­жа» (все 1782), опе­ра «Лу­цин­да и Ар­ми­дор» (1784; все они позд­нее во­шли в ре­пер­ту­ар рус. труп­пы); опе­ра «Се­виль­ский ци­рюль­ник, или Бес­по­лез­ная пре­дос­то­рож­ность» бы­ла ис­пол­не­на на рус. яз. (1797).

П. пи­сал так­же ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку для при­двор­ных празд­неств (со­хра­ни­лось 24 ди­вер­тис­мен­та для 2 флейт, 2 клар­не­тов, 2 вал­торн и фа­го­та, не­ко­то­рые из них име­ют про­грамм­ные под­за­го­лов­ки – «Диа­на», «Пол­день», «За­ход солн­ца», «От­ход ко сну»), кла­вир­ные пье­сы (из­вест­ны 2 кон­цер­та для кла­ве­си­на с ор­ке­ст­ром) и ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли (изд. в Па­ри­же в кон. 18 в.), пред­на­зна­чен­ные для вел. кн. Ма­рии Фёдо­ров­ны (бу­ду­щей им­пе­рат­ри­цы), ко­то­рая бра­ла у П. уро­ки. Ей же по­свя­ще­но его учеб­ное по­со­бие «Пра­ви­ла хо­ро­ше­го ак­ком­па­не­мен­та…» («Regole per bene ac­compagnare il partimento…», из­дан­ное на итал. яз. в С.-Пе­тер­бур­ге, 1782). Для ис­пол­не­ния в пе­терб. ду­хов­ных кон­цер­тах П. на­пи­сал ора­то­рию «Стра­сти Хри­сто­вы» («Passione di Gesu Cristo», 1783).

По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну П. был на­зна­чен при­двор­ным ка­пель­мей­сте­ром и ком­по­зи­то­ром не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­ля. В 1799 стал ди­рек­то­ром му­зы­ки в ре­во­люц. пра­ви­тель­ст­ве Не­апо­ля, но по­сле вос­ста­нов­ле­ния вла­сти Бур­бо­нов от­стра­нён от всех долж­но­стей. В 1802–03 в Па­ри­же ру­ко­во­дил лич­ной ка­пел­лой На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та. Здесь бы­ла по­став­ле­на его опе­ра «Про­зер­пи­на» (на франц. либр. Ф. Ки­но, 1803), не имев­шая, од­на­ко, ус­пе­ха. По­сле по­ста­нов­ки в Не­а­по­ле опе­ры «Пи­фа­го­рей­цы» (1808) П. ото­шёл от творч. дея­тель­но­сти.

П. – круп­ней­ший пред­ста­ви­тель итал. опер­но­го иск-ва 2-й пол. 18 в. Им соз­да­но ок. 100 опер (се­риа и буф­фа; неко­то­рые су­ще­ст­ву­ют в раз­ных ре­дак­ци­ях). На­ря­ду с Н. Пич­чин­ни, П. был круп­ней­шим мас­те­ром итал. ко­мич. опе­ры в по­ру её наи­выс­ше­го рас­цве­та во 2-й пол. 18 в. Опе­ры-буф­фа П. от­ли­ча­ют­ся све­же­стью и раз­но­об­ра­зи­ем ме­ло­ди­ки, впи­тав­шей эле­мен­ты не­апо­ли­тан­ской нар. пес­ни, рит­мич. ост­ро­той и изо­бре­та­тель­но­стью, воз­рос­шей ро­лью ор­ке­ст­ра. При­су­щий ком­по­зи­то­ру дар мет­ких и бро­ских ха­рак­те­ри­стик по­зво­лял ему соз­да­вать за­по­ми­наю­щие­ся муз.-сце­нич. об­ра­зы. Уме­ло ис­поль­зуя кон­тра­сты, он дос­ти­гал стре­ми­тель­но­сти дей­ст­вия и яр­ких ко­ме­дий­ных эф­фек­тов. Не ог­ра­ни­чи­ва­ясь чис­то ко­ме­дий­ной те­ма­ти­кой, П. об­ра­щал­ся к сю­же­там и об­раз­ам эк­зо­ти­че­ско­го («Ки­тай­ский идол», 1766), чув­ст­ви­тель­но-пас­то­раль­но­го («Мель­ни­чи­ха», 1789; не­од­но­крат­но ста­ви­лась в моск. Боль­шом те­ат­ре) ха­рак­те­ра. В опе­ре «Ни­на, или Бе­зум­ная от люб­ви» (либр. Дж. Ло­рен­ци, 1789; в Рос­сии ста­ви­лась под назв. «Ни­на, или От люб­ви су­ма­сшед­шая», 1797, Боль­шой те­атр), од­ной из вер­шин твор­че­ст­ва П., он при­бли­жа­ет­ся к ти­пу сен­ти­мен­таль­ной бур­жу­аз­ной дра­мы. П. ока­зал влия­ние на В. А. Мо­цар­та и Дж. Рос­си­ни.

Лит.: Abert H. Paisiellos Buffokunst und ihre Beziehungen zu Mozart // Archiv für Musik­wissen­schaft. 1918/19. Bd 1; Della Corte A. Paisiello. Torino, 1922; Prota-Giurleo U. Pai­siello ed i suoi primi trionfi a Napoli. Napoli, 1925; Faustini-Fasini E. Opere teatrali, ora­tori e cantate di G. Paisiello. Bari, 1940; Mоо­ser R. A. Annales de la musique et des mu­siciens en Russie au XVIII siècle. [Gen., 1951]. Vol. 2; Ghislanzoni A. G. Paisiello: valutazio­ni critiche rettificate. Roma, 1969; Hunt J. L. G. Paisiello: his life as an opera composer. [N. Y.], 1975; Крун­тяе­ва Т. С. Италь­ян­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. Л., 1981; Musica e cultura a Napoli dal XV al XIX secolo. Fi­ren­ze, 1983; Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1984–1985. Т. 2–3; Robinson M. F. G. Pai­siel­lo: A thematic catalogue of his works. Stuyve­sant; N. Y., 1991–1994. Vol. 1–2; Пор­фирь­е­ва А. Л. Ма­рия Фе­до­ров­на. Паи­зи­ел­ло // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 2.

Вернуться к началу