КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКОЕ
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКОЕ, вид профессиональной помощи человеку или группе людей в разрешении проблемной ситуации, вызывающей психологич. трудности. В отличие от психотерапии К. п. относительно краткосрочно, ориентировано на запрос клиента (решение конкретной задачи, поиск выхода из кризиса) и заключается в переструктурировании восприятия клиентом своей ситуации, нахождении нового образа действия, внутр. и внешних ресурсов для реализации сформировавшегося во время К. п. нового подхода к жизни. К. п. отходит от характерной для психотерапии модели «лечебных» отношений «врач – пациент», консультант сопровождает клиента в процессе разрешения им своей проблемы.
Аналогично направлениям в психотерапии в К. п. выделяют когнитивное, бихевиоральное, психоаналитич., гуманистич., экзистенциальное и др. направления. Как и психотерапия, К. п. основывает свою практику на концепциях личности, в соответствии с которыми консультант делает определённые акценты в работе с клиентом и применяет соответствующие техники. Так, в психоаналитич. консультировании консультант может стремиться к преодолению невротич. защитных механизмов личности клиента, в когнитивно-бихевиоральном – к овладению новыми эффективными приёмами мышления и поведения, в гештальтподходе – к изменению отношения к проблемной ситуации и к себе в ней на основе её более целостного восприятия, в клиент-центрированном – к раскрытию ресурсов личности клиента в условиях поощряемого консультантом свободного выражения мыслей и чувств, в процессуальном – к освобождению психич. энергии, сосредоточенной в бессознательных процессах.
Установив контакт с клиентом, консультант предоставляет ему возможность выговориться, стремясь помочь ему как можно более полно раскрыть свои переживания и расширить своё видение ситуации. Оказывая клиенту эмоциональную поддержку, консультант рассказывает ему о позитивных аспектах его проблемной ситуации; вместе с ним переформулирует его проблемы в цель К. п. Корректируя нереалистичные ожидания, консультант формирует регистр возможных решений проблемы, помогает клиенту прочувствовать каждый предлагаемый вариант (напр., проигрывая его по ролям) и осуществить выбор оптимального решения с точки зрения клиента.
Исторический очерк
Как вид проф. деятельности К. п. начало развиваться в нач. 20 в. в США в области профориентации молодёжи (Дж. Дэвис, Ф. Парсонс и др.), социальной и психологич. реабилитации ветеранов войн, инвалидов и душевнобольных (К. Бирс и др.). Ряд законодат. актов 1920–30-х гг. поддерживал зарождающиеся институты К. п. в образоват. учреждениях, реабилитац. центрах и обществ. организациях, специализирующихся на оказании помощи населению. В 1937 появился «Журнал консультативной психологии».
После 2-й мировой войны в США, а затем и в Европе происходило расширение психологич. помощи неклинич. характера. В 1952 была основана Амер. ассоциация управления персоналом (APGA), преобразованная в 1983 в Амер. ассоциацию консультирования и развития (AACD), а в 1992 – в Амер. ассоциацию консультирования (ACA), ставшую гл. проф. организацией консультантов в США.
Большое влияние на развитие теории и методологии К. п. оказали работы К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942, рус. пер. 1999) и Р. Мэя «Искусство психологического консультирования» (1965, рус. пер. 1994), заложившие основы подготовки консультантов и этич. стандартов совр. психологич. консультирования.
К. Роджерс определял К. п. как «взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это даёт ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации». Он обосновал преимущества «недирективного» (или «центрированного на клиенте») подхода в К. п., ставя на первое место создание тёплого эмоционального контакта между консультантом и клиентом, позволяющего свободное выражение эмоций и исключающего давление консультанта и его интерпретаций.
Р. Мэй, один из основоположников экзистенциального подхода в К. п., считал, что задачи К. п. – способствовать росту свободы личности и способности человека принимать ответственность за свою жизнь, помочь ему освободиться от патологич. чувства вины и достойно принять духовное напряжение, свойственное природе человека. Важнейшими чертами личности консультанта Мэй считал честность по отношению к себе, принятие своего несовершенства, способность получать удовольствие от жизни и проявлять бескорыстный интерес к людям.
Становлению рос. К. п. способствовали визиты в Москву во 2-й пол. 1980-х гг. В. Франкла и К. Роджерса. С проникновением в 1990-х гг. в Россию зап. школ психотерапии началось бурное развитие рос. К. п. Ряд рос. психологов разрабатывают оригинальные подходы к К. п., напр. диалогич. подход (Ф. Е. Василюк и др.), основанный на теории доминанты А. А. Ухтомского и концепции диалога М. М. Бахтина.
Виды психологического консультирования
Помимо индивидуального К. п. взрослых людей по поводу их личностных проблем, К. п. широко используется в образовании, медицине, бизнесе, социальной работе и др. сферах.
Консультирование детей и подростков. На западе наиболее влиятельными в детском К. п. являются концепции психоаналитич. направления (Д. Уинникотт, М. Кляйн, Э. Эриксон и др.), а в России – концепции возрастных кризисов и зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, а также периодизации возрастного развития и игры Д. Б. Эльконина. Для К. п. детей характерно использование проективных тестов и игровых психотерапевтич. методов. К. п. подростков в силу кризисного характера развития в этом возрасте часто носит характер профилактики социально-психологич. дезадаптации (помощи в преодолении нарушенного взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром). В задачу К. п. подростков входит также поддержка в выборе жизненного пути и проф. самоопределения. К. п. детей часто является составной частью семейного и школьного психологич. консультирования.
Семейное К. п., использующее во многом методы семейной психотерапии, ставит своей целью выявление проблем членов семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста каждого из её членов. Для семейного К. п. характерны рассмотрение семьи как системы, обладающей потенциалом к позитивному развитию, а семейной истории – как нарратива, анализ жизненного цикла семьи. Считая всех членов семьи равноценными, консультант стремится к снятию с кого-либо из них роли виновного за семейные проблемы, анализу аспектов ролевого взаимодействия в семье, переходу от взаимных претензий и обвинений к обсуждению потребностей всех членов семьи, моделированию конструктивного взаимодействия между ними и принятию каждым ответственности за своё поведение в разрешении проблемных ситуаций.
Школьное К. п. помогает в разрешении таких системных проблем школы, как трудность согласования задач обучения и психич. развития детей; консервативность школьной системы и сложность адаптации в ней для детей, педагогов, родителей; разнонаправленность их потребностей и запросов.
Реабилитационное К. п. оказывает помощь людям с нарушенными возможностями адаптации и развития – страдающим от физич. травм и заболеваний, психич. расстройств или последствий психич. травмы, бывшим заключённым, проходящим и прошедшим курс лечения от наркотич. зависимости, участникам боевых действий, жертвам этнич. конфликтов, беженцам и др. людям, которым необходима помощь в преодолении психологич. последствий травмы, нарушенной самооценки, неверия в свои силы, отсутствия позитивного интереса к жизни, переживания ущербности. Задачи реабилитационного К. п. – восстановление способности клиента к самореализации в обществе, социальных связей с близкими, принятие себя и ответственности за свою жизнь. Важной частью реабилитационного К. п. является контакт с близкими клиента, семейное К. п., взаимодействие с др. специалистами (медиками, социальными работниками, юристами) и терапевтич. сообществами самопомощи (такими, как «Анонимные алкоголики»).
Профессиональное К. п. фокусируется на помощи клиентам в выборе профессии с учётом склонностей, интересов, сформировавшихся способностей и потребностей общества, а также в последующих шагах по ступеням карьеры, самореализации в проф. деятельности вплоть до завершения трудовой деятельности перед выходом на пенсию. Проф. К. п. включает информирование клиента об особенностях разл. профессий и требуемых ими психологич. ресурсов, ситуации на рынке труда, помощь клиенту в овладении навыками, необходимыми для успешного трудоустройства (в составлении резюме, прохождении собеседований, адаптации в трудовом коллективе и т. д.). Проф. К. п. охватывает также круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию.
Телефонное консультирование – психологич. помощь по телефону для людей в кризисном состоянии. Первую телефонную консультацию по предотвращению суицидов основал в 1953 в Лондоне англиканский священник Ч. Вара. Вскоре службы телефонного консультирования появились в большинстве крупных европ. городов, была создана Междунар. федерация служб телефонной экстренной помощи (IFOTES). Осн. принципы работы: круглосуточная доступность, анонимность, конфиденциальность, принятие звонящего таким, какой он есть, отказ от давления, манипулирования и навязывания к.-л. позиции. Анонимное телефонное консультирование применяется также для оказания психологич. помощи наркозависимым, ВИЧ-инфицированным, подвергающимся насилию, вовлечённым в сексуальную эксплуатацию и др.
Организационное К. п. – социально-психологич. сопровождение запланированных процессов изменения в организациях с целью повышения эффективности их функционирования. К задачам оргконсультанта относится согласование целей сотрудников, ясность мотивов, сбалансированность полномочий и ответственности, соответствие стилей управления и корпоративной атмосферы, обучение умению вовремя предотвращать или конструктивно решать конфликтные ситуации. Консультант проводит социально-психологич. диагностику, составляет рекомендации для руководства (напр., по подбору и адаптации персонала), способствует формированию единой команды (англ. team-building), созданию или коррекции корпоративной культуры и стиля.
Коучинг (англ. coаching – тренировка) – процесс помощи клиенту в улучшении количественных или качественных характеристик его деятельности посредством критич. анализа того, каким образом субъект использует специфич. умения и знания. Коучинг ориентирован на выработку у клиента индивидуальной стратегии жизненного успеха. Коучинг может быть как индивидуальным, так и организационным.