ИОА́НН БОГОСЛО́В
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН БОГОСЛО́В, один из двенадцати апостолов, евангелист, вероятный автор Евангелия от Иоанна, автор Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) и трёх Посланий. Источниками сведений о жизни, служении и учении И. Б. являются Евангелия, книга Деяний святых апостолов, свидетельства мужей апостольских.
И. Б. был сыном галилейского рыбака Зеведея. Вместе с братом Иаковом стал учеником Иисуса Христа; братья получили от Христа прозвище Воанергес (сыны грома). Мать И. Б. Саломия с Марией Магдалиной и Марией Иаковлевой были первыми женщинами, пришедшими ко гробу уже воскресшего Христа (Мк. 16:1; Мф. 27:56). Следуя за Христом, И. Б. стал свидетелем важных событий: присутствовал при воскрешении дочери Иаира, одного из начальников синагоги (Мк. 5:37); при преображении Иисуса Христа (Мк. 9:2); во время молитвы в Гефсиманском саду (Мк. 14:33); вместе с Петром он совершал приготовления к последней пасхальной трапезе (см. Тайная вечеря).
И. Б. отождествляют с «любимым учеником» Иисуса Христа, которому Христос поручил заботу о Своей Матери (Ин. 19:26–27); он одним из первых среди учеников пришёл утром ко гробу Христа и уверовал в Его воскресение (Ин. 20:2–8). Вероятно, какое-то время жил в Эфесе; был сослан «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» на о. Патмос (Откр. 1:9). По др. преданию, И. Б. после ссылки возглавлял Церковь в Эфесе, где выступал против еретиков и написал Евангелие. Судя по последним стихам Евангелия от Иоанна, И. Б. жил очень долго (Ин. 21:23).
Евангелие от Иоанна (название опирается на предание, само Евангелие анонимно) написано в кон. 1 в.; авторство и место создания текста – вопросы в совр. библеистике дискуссионные. Наиболее популярны две точки зрения: традиционная, согласно которой Евангелие написано ап. Иоанном, сыном Зеведея, и основанная на лит.-критич. анализе, согласно которой Иоанн – худож. образ идеального ученика или Учителя праведности (подобно Учителю в кумранских текстах), созданный для придания авторитетности тексту (Roloff J. Der Johanneische «Lieblingsjünger» und der Lehrer der Gerechtigkeit // New Testament Studies. 1968/1969. Vol. 15. P. 129–151; Bauckham R. The beloved disciple as ideal author // The Johannine writings / Ed. S. E. Porter, C. A. Evans. Sheffield, 1995). Часть повествовательного материала и речений Иисуса Христа, представленных в Евангелии от Иоанна, отсутствует в других (т. н. синоптических) Евангелиях: напр., эпизоды встречи с женщиной у колодца, воскрешения Лазаря. Евангелие создаёт особенный образ Иисуса Христа: Он – Свет миру, Добрый пастырь, Виноградная лоза, Хлеб жизни, Путь, Истина, Жизнь. Пролог (1:1–18) содержит важные для христианства догматич. истины: Иисус Христос – Воплотившийся Бог Слово (1:14), Сын Божий (1:34, 49), Мессия (1:41), Спаситель мира (4:42).
Откровение св. Иоанна Богослова (Апокалипсис, греч. Αποϰάλυψις) написано в самом кон. 1 в. В начале повествования автор называет себя Иоанном, рабом Божиим (1:1). Апокалипсис содержит вступление, заключение и три части: 1-я начинается видéнием Сына Человеческого, который повелевает апостолу написать назидание семи асийским Церквам, далее следуют семь пророческих посланий; 2-я часть представляет в видениях грядущие бедствия; 3-я часть рассказывает о победе Агнца (Христа) над зверем и драконом, о страшном суде; повествование завершается видением триумфальной победы Царства Божия (20:1–22:5).
В 90-е гг. И. Б. были созданы 3 Послания, адресованные малоазийским Церквам. Традиционно считается, что послания и Евангелие от Иоанна написаны одним человеком. Для христианского богословия важно 1-е послание: оно носит догматич. характер, направлено против докетизма – лжеучения, отвергавшего воплощение Сына Божия. Кроме того, в послании И. Б. излагает три осн. положения относительно познания Бога и приближения к Нему: праведная жизнь, любовь к ближнему и вера в Бога, воплотившегося ради спасения человека.
Дни памяти в вост. Церкви – 8(21) мая, 30 июня (13 июля) в Соборе 12 апостолов, 26 сент. (9 окт.) преставление И. Б.; в зап. Церкви – 27 декабря.
Иконография
В визант. и рус. традиции в евангельских сюжетах И. Б. изображают юношей, в начальных миниатюрах Евангелия от Иоанна, иллюстрациях к Апокалипсису, житийных иконах, в сюжете «Иоанн Богослов на Патмосе» и «Видение Иоанна Богослова» – длиннобородым старцем (Россанский кодекс, 6 в., Епархиальный музей церковного иск-ва, Россано). В зап. традиции он имеет облик зрелого мужа или юноши («Иоанн Евангелист на Патмосе» Х. Бургкмайра, 1518, Старая пинакотека, Мюнхен; А. Кано, 1646–50, Музей изобразит. искусств, Будапешт), реже – старца, по типу напоминающего пророка (статуя Донателло, 1408–15, музей Опера дель-Дуомо, Флоренция). Одежды И. Б. – хитон и плащ-гиматий, в раннее время иногда белые («Христос среди апостолов», мозаика ц. Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане, кон. 4 – нач. 5 вв.). Его атрибутами являются свиток или книга, принадлежности для письма, в зап. традиции также чаша со змеёй, напоминающая о яде, который поднесли святому по наущению волхва Кинопса («Св. Иоанн Евангелист и св. Франциск» Эль Греко, ок. 1608, Прадо, Мадрид), реже – котёл (орудие мучения Св. Иоанна). В сюжете «Распятие Христово» И. Б. изображают с чашей, в которую, по одному из преданий, святой собрал кровь Христа. Символами Иоанна-евангелиста могли выступать как лев, так и орёл (см. в ст. Евангелисты). В миниатюрах Евангелий рядом с И. Б. нередко встречается персонификация Премудрости (вначале в виде женской фигуры, затем – ангела в звездчатом нимбе), восходящая к античному образу музы.
И. Б. изображали среди др. евангелистов в монументальных росписях (преим. на подкупольных парусах), в скульптуре готич. порталов, среди 12 апостолов в композиции «Собор апостолов» и в её варианте, получившем назв. «Союзом любве связуеми апостоли». Икона И. Б., очевидно, изначально входила в состав деисусного ряда рус. высокого иконостаса (иконостас Успенского собора во Владимире, 1408, Андрей Рублёв и Даниил Чёрный). Во 2-й пол. 16 в. в рус. иконописи появилась композиция «Иоанн Богослов в молчании», где святой показан оплечно, с перстами, поднесёнными к устам (икона 3-й четв. 16 в., Гос. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и худож. музей-заповедник). В Зап. Европе в иск-ве поздней готики получили распространение скульптурные группы, изображающие И. Б., преклонившего голову на грудь Христа (нач. 14 в., музей Майера ван ден Берга, Антверпен). Эта иконография, восходящая к изображению Тайной вечери, подчёркивала особую близость к Христу его любимого ученика и выступала прообразом мистического единения человека с Богом. Наиболее древний житийный цикл И. Б. предположительно имелся в ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме (4 в.). И. Б. посвящена часть росписей Джотто в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче (1320-е гг.) и Филиппино Липпи в капелле Строцци в ц. Санта-Мария-Новелла (1487–1502), обе – во Флоренции. Из житийных сюжетов И. Б. наиболее распространена композиция «Иоанн Богослов на Патмосе»; в зап. иск-ве он пишет текст Откровения собственноручно, в восточноправославном – диктует ученику Прохору (по преданию, апостол был «некнижным», т. е. неграмотным).
Многосюжетный цикл жития («хождения») И. Б. сложился в рус. иск-ве рубежа 15–16 вв. (икона «Апостол Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением», нач. 16 в., ГТГ). Согласно греч. варианту жития, И. Б. скончался мирно; в сюжетах «Апостольских страданий», известных в визант. иконографии с 10–11 вв. (Минологий Василия II, 976–1025, Библиотека Ватикана), изображали его погребение (икона «Распятие с апостольскими страстями» Ф. Н. Рожнова, 1699, Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). В зап.-европ. иск-ве получил распространение сюжет «Мученичество Иоанна Богослова» (гравюра А. Дюрера, 1497–98).