ДОКЕТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОКЕТИ́ЗМ (от греч. δοϰέω – казаться), гностическое направление в раннехристианской богословской мысли, заключающееся в стремлении объяснить воплощение Христа, Сына Божия, не как реально историч. событие, а лишь как видимое, кажущееся.
Возникновение Д. связано с проникновением в христианство элементов античной филос. культуры, прежде всего элементов платонизма. Церковная традиция связывает становление Д. с именем Николая, одного из 7 первых диаконов, ученика апостолов. Свидетельства полемики с докетич. воззрениями усматриваются уже в соборных апостольских посланиях (напр., 1 Ин. 4:2–3); изложение учения докетов находится у Игнатия Антиохийского, Ипполита Римского, упоминания о них – у Феодорита Кирского. Во 2 в. Д. стал неотъемлемой частью учения гностиков. Наиболее последоват. докетом был гностик Валентин, согласно взглядам которого Спаситель при воплощении воспринял только духовную субстанцию, т. к. спасается только дух, а не плоть, которая была у воплотившегося Христа лишь видимостью, иллюзией. Прочие докеты допускали во Христе наличие плоти, но не грубой человеческой, материальной, а иного, более тонкого характера. Маркион говорил о «небесной» плоти воплотившегося Христа, Апеллес сравнивал её с телами ангелов. В 6 в. одна из монофизитских сект – афтардокеты [последователи Юлиана Галикарнасского (ум. после 518)], не отвергая материального характера плоти Христа, отрицали подверженность её страданиям, смерти и тлению; они в данном случае оказывались лишь видимыми, иллюзорными, что делало невозможным восприятие Христом нашего смертного человечества. На практич. уровне христианской жизни Д. получил выражение в проповеди крайних форм воздержания как необходимого условия для спасения (см. Энкратиты), во взгляде на спасение как сугубое спасение духа.