Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭНКРАТИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ЭНКРАТИ́ТЫ (от греч. ἐγϰράτεια – воз­дер­жа­ние; букв. – воз­держ­ные, воз­держ­ни­ки), по­сле­до­ва­те­ли ере­тич. дви­же­ния в хри­сти­ан­ст­ве 2–5 вв., по­лу­чив­ше­го рас­про­стра­не­ние в Ма­лой Азии и Си­рии; при­дер­жи­ва­лись стро­го­го ас­ке­тиз­ма с за­пре­том на брак и упот­реб­ле­ние в пи­щу мя­са и ви­на как не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия для спа­се­ния; не­ред­ко Э. при­пи­сы­ва­лась прак­ти­ка со­вер­ше­ния Ев­ха­ри­стии на во­де, от­сю­да др. на­зва­ния – «ак­ва­рии», «гид­ро­па­ра­ста­ты».

Ос­но­ва­те­лем дви­же­ния Э. Ие­ро­ним Бла­жен­ный (Пись­мо 48, 2) счи­тал ран­не­хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­ва Та­тиа­на, Ири­ней Ли­он­ский (Про­тив ере­сей I, 28) – гно­сти­ков Са­тур­ни­на, Мар­кио­на и Юлия Кас­сиа­на (2 в.). Ип­по­лит Рим­ский по­ла­гал (Про­тив ере­сей VIII, 20), что Э. от­ли­ча­ют­ся от пра­во­слав­ных хри­сти­ан толь­ко по об­ра­зу жиз­ни, но не по ве­ро­ис­по­ве­да­нию. По со­об­ще­нию Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, цер­ков­ная по­ле­ми­ка про­тив Э. наи­бо­лее ак­тив­но ве­лась в кон. 2 в. (Му­сан, Апол­ли­на­рий). Све­де­ния об Э. встре­ча­ют­ся так­же у Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го (Стро­ма­ты VII, 17, 108), Епи­фа­ния Кипр­ско­го (Па­на­ри­он 46, 47), Фео­до­ри­та Кир­ско­го (Из­ло­же­ние ере­ти­че­ских ба­сен 40, 41).

Наи­боль­ше­го рас­про­стра­не­ния Э. до­стиг­ли к 4 в. Как гла­ва и апо­ло­гет Э. то­го вре­ме­ни в ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся не­кий До­си­фей, на­пи­сав­ший 8 книг в за­щи­ту дви­же­ния.

Ва­си­лий Ве­ли­кий не при­зна­вал кре­ще­ние, со­вер­шён­ное Э., и при­зы­вал пе­ре­кре­щи­вать их (Пра­ви­ла 1, 47); в прак­ти­ку Церк­ви во­шли не­ко­то­рые ка­но­нич. пра­ви­ла про­тив от­ка­зы­ваю­щих­ся от ви­на и мя­са в хри­сти­ан­ские празд­ни­ки. Имп. Фео­до­сий I в эдик­те 382 при­чис­лил Э. к раз­ря­ду ере­ти­ков, ко­то­рым по­ла­га­ет­ся смерт­ная казнь за их убе­ж­де­ния.

Лит.: Blond G. Encratisme // Dictionnaire de spiritualité. P., 1961. Fasc. 26–27; Encyclopedia of the early church // Ed. A. Di Berardino. N. Y., 1992. Vol. 1.

Вернуться к началу