ЭНКРАТИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНКРАТИ́ТЫ (от греч. ἐγϰράτεια – воздержание; букв. – воздержные, воздержники), последователи еретич. движения в христианстве 2–5 вв., получившего распространение в Малой Азии и Сирии; придерживались строгого аскетизма с запретом на брак и употребление в пищу мяса и вина как необходимого условия для спасения; нередко Э. приписывалась практика совершения Евхаристии на воде, отсюда др. названия – «акварии», «гидропарастаты».
Основателем движения Э. Иероним Блаженный (Письмо 48, 2) считал раннехристианского богослова Татиана, Ириней Лионский (Против ересей I, 28) – гностиков Сатурнина, Маркиона и Юлия Кассиана (2 в.). Ипполит Римский полагал (Против ересей VIII, 20), что Э. отличаются от православных христиан только по образу жизни, но не по вероисповеданию. По сообщению Евсевия Кесарийского, церковная полемика против Э. наиболее активно велась в кон. 2 в. (Мусан, Аполлинарий). Сведения об Э. встречаются также у Климента Александрийского (Строматы VII, 17, 108), Епифания Кипрского (Панарион 46, 47), Феодорита Кирского (Изложение еретических басен 40, 41).
Наибольшего распространения Э. достигли к 4 в. Как глава и апологет Э. того времени в источниках упоминается некий Досифей, написавший 8 книг в защиту движения.
Василий Великий не признавал крещение, совершённое Э., и призывал перекрещивать их (Правила 1, 47); в практику Церкви вошли некоторые канонич. правила против отказывающихся от вина и мяса в христианские праздники. Имп. Феодосий I в эдикте 382 причислил Э. к разряду еретиков, которым полагается смертная казнь за их убеждения.