ИНЬ И ЯН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНЬ И ЯН (кит., букв. – тёмное и светлое), одна из пар основополагающих категорий кит. философии, конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твёрдое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологич. значения И. и я. – теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В «Го юй» И. и я. впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци) – соответственно «земная» и «небесная», нарушение взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» с взаимодействием И. и я. сопряжены смены времён года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы» И. и я. связаны с категориями «Дао дэ цзина» «покой» и «движение». В традиц. космогонии появление И. и я. знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотичного») единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон И. и я. – дао, т. е. их взаимопревращение по достижении определённой фазы развития: «одно инь, одно ян – это и есть дао»; при этом каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Т. о., модель инь – ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь – ян и т. д.
Эта теория универсального дуализма сформировалась в сер. 1-го тыс. до н. э. и впервые была систематически изложена в «И цзине», где И. и я. названы «двумя образцами», рождёнными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (гуа) – прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжуншу соединили её с учением о пяти элементах (у син), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных филос. и науч. построений в Китае.
Уже в «Си цы чжуани» (комментирующей части «И цзина») действие И. и я. распространялось на обществ. и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенёс идею И. и я. также на категории социальной оценки – моральные качества, награды и наказания: «Всё дурное исчерпывается в инь, всё доброе – в ян»; «в ян – высокое начало, в инь – низкое». Чжоу Дуньи связал рождение И. и я. с динамикой «движения» и «покоя» «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. Концепция И. и я. продолжает играть важную роль в совр. китайской медицине.