Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНЬ И ЯН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ИНЬ И ЯН (кит., букв. – тём­ное и свет­лое), од­на из пар ос­но­во­по­ла­гаю­щих кате­го­рий кит. фи­ло­со­фии, кон­кре­ти­зи­рую­щая­ся в не­ог­ра­ни­чен­ном ря­ду оп­пози­ций: пас­сив­ное и ак­тив­ное, мяг­кое и твёр­дое, внут­рен­нее и внеш­нее, ниж­нее и верх­нее, жен­ское и муж­ское, зем­ное и не­бес­ное и т. д. Эти­мо­ло­гич. зна­че­ния И. и я. – те­не­вой и сол­неч­ный скло­ны хол­ма или бе­ре­га ре­ки.

В «Го юй» И. и я. впер­вые пред­став­ле­ны как две ипо­ста­си «пнев­мы» (ци) – со­от­вет­ст­вен­но «зем­ная» и «не­бес­ная», на­ру­ше­ние взаи­мо­дей­ст­вия ко­то­рых при­во­дит к сти­хий­ным бед­ст­ви­ям и сму­там. В «Гу­ань-цзы» с взаи­мо­дей­ст­ви­ем И. и я. со­пря­же­ны сме­ны вре­мён го­да, дня и но­чи. В «Чжу­ан-цзы» И. и я. свя­за­ны с ка­те­го­рия­ми «Дао дэ цзи­на» «по­кой» и «дви­же­ние». В тра­диц. кос­мо­го­нии по­яв­ле­ние И. и я. зна­ме­ну­ет со­бой пер­вый шаг от не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го («хао­тич­но­го») един­ст­ва пер­во­здан­ной «пнев­мы» к мно­го­об­ра­зию всей «тьмы ве­щей» («Дао дэ цзин»). В про­цес­су­аль­ном ас­пек­те глав­ный за­кон И. и я. – дао, т. е. их взаи­мо­пре­вра­ще­ние по дос­ти­же­нии оп­ре­де­лён­ной фа­зы раз­ви­тия: «од­но инь, од­но ян – это и есть дао»; при этом ка­ж­дое из про­ти­во­по­лож­ных на­чал со­дер­жит в се­бе по­тен­цию дру­го­го. Т. о., мо­дель инь – ян оп­ре­де­ля­ет не толь­ко раз­ви­тие, но и уст­рой­ст­во все­го су­ще­го в ми­ре. Прин­цип дуа­ли­за­ции реа­ли­зу­ет­ся на всех уров­нях су­ще­ст­во­ва­ния объ­ек­тов: лю­бая сто­ро­на инь и лю­бая сто­ро­на ян в свою оче­редь де­лят­ся на инь – ян и т. д.

Эта тео­рия уни­вер­саль­но­го дуа­лиз­ма сфор­ми­ро­ва­лась в сер. 1-го тыс. до н. э. и впер­вые бы­ла сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­же­на в «И цзи­не», где И. и я. на­зва­ны «дву­мя об­раз­ца­ми», ро­ж­дён­ны­ми «Ве­ли­ким пре­де­лом» (тай цзи), и ото­жде­ст­в­ле­ны с эле­мен­тар­ны­ми ком­по­нен­та­ми гек­са­грамм (гуа) – пре­рван­ной и це­лой чер­та­ми со­от­вет­ст­вен­но. Наи­боль­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в шко­ле инь­ян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжун­шу со­еди­ни­ли её с уче­ни­ем о пя­ти эле­мен­тах (у син), что в даль­ней­шем ста­ло ос­но­вой прак­ти­че­ски всех тра­ди­ци­он­ных фи­лос. и на­уч. по­строе­ний в Ки­тае.

Уже в «Си цы чжуа­ни» (ком­мен­ти­ру­ю­щей час­ти «И цзи­на») дей­ст­вие И. и я. рас­про­стра­ня­лось на об­ществ. и се­мей­ные от­но­ше­ния, а Дун Чжун­шу пе­ре­нёс идею И. и я. так­же на ка­те­го­рии со­ци­аль­ной оцен­ки – мо­раль­ные ка­че­ст­ва, на­гра­ды и на­ка­за­ния: «Всё дур­ное ис­чер­пы­ва­ет­ся в инь, всё доб­рое – в ян»; «в ян – вы­со­кое на­ча­ло, в инь – низ­кое». Чжоу Ду­ньи свя­зал ро­ж­де­ние И. и я. с ди­на­ми­кой «дви­же­ния» и «по­коя» «Ве­ли­ко­го пре­де­ла» как сво­его ро­да про­грам­мы упо­ря­до­чен­но­го раз­ви­тия ми­ра. Кон­цеп­ция И. и я. про­дол­жа­ет иг­рать важ­ную роль в совр. ки­тай­ской ме­ди­ци­не.

Лит.: Graham A. C. Yin/Yang and the na­ture of correlative thinking. Kent Ridge, 1986; Ки­тай­ская гео­ман­тия / Сост. М. Е. Ер­ма­ков. СПб., 1998.

Вернуться к началу