«ГУА́НЬ-ЦЗЫ»
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ГУА́НЬ-ЦЗЫ», др.-кит. филос. трактат (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в осн. 4–3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематич. разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь; 10 из них утрачены). Первоначально сложился в сер. 3 в. до н. э. в академии Цзися (царство Ци), окончательно сформирован Лю Сяном ок. 26 до н. э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ум. 645 до н. э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами и выдвинувшего концепцию управления страной на основе законов (фа), которым должен следовать и сам государь («закон – отец и мать народа» вместо традиц. формулы «правитель – отец и мать народа»). Эта концепция явилась толчком для развития легизма. «Г.-ц.» можно считать первым в ряду энциклопедич. («эклектических» – цза цзя) произведений, в которых представлен широкий спектр филос., социально-политич., экономич., историч., естественно-науч. и др. знаний, почерпнутых из учений разл. школ.
В целом трактат ориентирован на экономич. проблематику и отражает ранние формы синтеза конфуцианства, даосизма и легизма с включением отд. положений этики мо цзя, эпистемологии и протологики мин цзя и школы Сунь Цяня – Инь Вэня, теории управления цзунхэн-цзя (школы дипломатов) и натурфилософии иньян цзя. Выражением этого синтеза является тезис о производности законов, построенных на «страхе вины/наказания» (вэй цзуй), от этико-ритуальных норм (ли – благопристойности) и их конечной зависимости от дао, «главенствующего [во всей] тьме вещей». Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну; идеальный правитель больше ценит дао и законы, нежели своё государство. В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психич. центр – «сердце сердца» (синь чжи синь). Принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. контроля над экономич. жизнью и представление о законосообразном характере обществ. бытия. «Г.-ц.» – ценный источник по истории кит. протологической и воен. мысли, педагогики, календарной астрономии, математики, гидрологии и географии.