Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ГУА́НЬ-ЦЗЫ»

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 110

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

«ГУА́НЬ-ЦЗЫ», др.-кит. фи­лос. трак­тат (ок. 130 тыс. ие­рог­ли­фов), объ­е­ди­няю­щий про­из­ве­де­ния раз­ных ав­то­ров, в осн. 4–3 вв. до н. э., и со­стоя­щий из вось­ми те­ма­тич. раз­де­лов в 24 «свит­ках» (цзю­ань) и 86 гла­вах (пянь; 10 из них ут­ра­че­ны). Пер­во­на­чаль­но сло­жил­ся в сер. 3 в. до н. э. в ака­де­мии Цзи­ся (цар­ст­во Ци), окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ван Лю Ся­ном ок. 26 до н. э. и впер­вые на­пе­ча­тан в 13 в. На­зван по име­ни Гу­ань Чжу­на (Гу­ань Иу, Гу­ань-цзы, ум. 645 до н. э.), гл. ми­ни­ст­ра цар­ст­ва Ци, про­сла­вив­ше­го­ся свои­ми со­ци­аль­но-по­ли­тич. и эко­но­мич. ре­фор­ма­ми и вы­дви­нув­ше­го кон­цеп­цию управ­ле­ния стра­ной на ос­но­ве за­ко­нов (фа), ко­то­рым дол­жен сле­до­вать и сам го­су­дарь («за­кон – отец и мать на­ро­да» вме­сто тра­диц. фор­му­лы «пра­ви­тель – отец и мать на­ро­да»). Эта кон­цеп­ция яви­лась толч­ком для раз­ви­тия ле­гиз­ма. «Г.-ц.» мож­но счи­тать пер­вым в ря­ду эн­цик­ло­пе­дич. («эк­лек­ти­че­ских» – цза цзя) про­из­ве­де­ний, в ко­то­рых пред­став­лен ши­ро­кий спектр фи­лос., со­ци­аль­но-по­ли­тич., эко­но­мич., ис­то­рич., ес­те­ст­вен­но-на­уч. и др. зна­ний, по­черп­ну­тых из уче­ний разл. школ.

В це­лом трак­тат ори­ен­ти­ро­ван на эко­но­мич. про­бле­ма­ти­ку и от­ра­жа­ет ран­ние фор­мы син­те­за кон­фу­ци­ан­ст­ва, дао­сиз­ма и ле­гиз­ма с вклю­че­ни­ем отд. по­ло­же­ний эти­ки мо цзя, эпи­сте­мо­ло­гии и про­то­ло­ги­ки мин цзя и шко­лы Сунь Ця­ня – Инь Вэ­ня, тео­рии управ­ле­ния цзун­хэн-цзя (шко­лы ди­пло­ма­тов) и на­тур­фи­ло­со­фии инь­ян цзя. Вы­ра­же­ни­ем это­го син­те­за яв­ля­ет­ся те­зис о про­из­вод­но­сти за­ко­нов, по­стро­ен­ных на «стра­хе ви­ны/на­ка­за­ния» (вэй цзуй), от эти­ко-ри­ту­аль­ных норм (ли – бла­го­при­стой­но­сти) и их ко­неч­ной за­ви­си­мо­сти от дао, «гла­вен­ст­вую­ще­го [во всей] тьме ве­щей». За­кон не ору­дие в ру­ках го­су­да­ря, а стоя­щая над ним си­ла, при­зван­ная обо­га­щать на­род, а не каз­ну; иде­аль­ный пра­ви­тель боль­ше це­нит дао и за­ко­ны, не­же­ли своё го­су­дар­ст­во. В че­ло­ве­че­ском те­ле роль го­су­да­ря иг­ра­ет серд­це, внут­ри ко­то­ро­го на­хо­дит­ся ру­ко­во­дя­щий им пси­хич. центр – «серд­це серд­ца» (синь чжи синь). Прин­цип ста­би­ли­за­ции хо­зяй­ст­ва по­сред­ст­вом вы­пус­ка де­нег и на­ко­п­ле­ния то­ва­ров вы­ра­жа­ет идею гос. кон­тро­ля над эко­но­мич. жиз­нью и пред­став­ле­ние о за­ко­но­со­об­раз­ном ха­рак­те­ре об­ществ. бы­тия. «Г.-ц.» – цен­ный ис­точ­ник по ис­то­рии кит. про­то­ло­ги­че­ской и во­ен. мыс­ли, пе­да­го­ги­ки, ка­лен­дар­ной ас­тро­но­мии, ма­те­ма­ти­ки, гид­ро­ло­гии и гео­гра­фии.

Лит.: Го Мо­жо, Вэнь Идо, Сюй Вэй­юй. Гу­ань-цзы цзи цзяо. Пе­кин, 1956. Т. 1–2; Штейн В. М. Гу­ань-цзы. Ис­сле­до­ва­ние и пе­ре­вод. М., 1959; Kuan-tzu / Transl. and study by W. A. Rickett. Hong Kong, 1965. Vol. 1; Gu­anzi / Transl. and study by W. A. Rickett. Prin­ceton, 1998. Vol. 2.

Вернуться к началу