Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ

Авторы: В. Д. Дажина
Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна Руччелаи». 1285. Галерея Уффици (Флоренция).

ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ (Duccio di Buo­ninsegna) [ок. 1255 (?), Сие­на – до 3.8.1319, там же], итал. жи­во­пи­сец. Один из круп­ней­ших мас­те­ров Про­то­ре­нес­сан­са, ос­но­во­по­лож­ник си­ен­ской шко­лы 14 в. Впер­вые имя Д. ди Б. упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с ук­ра­ше­ни­ем де­рев. ла­рей (1278) и книж­ных пе­ре­плё­тов (1279). Ви­ди­мо, Д. ди Б. на­чи­нал как ми­ниа­тю­рист, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют его ран­ние ико­ны с изо­бра­же­ни­ем Ма­дон­ны с Мла­ден­цем («Ма­дон­на Кре­во­ле», Му­зей со­бо­ра, Сие­на; «Ма­дон­на фран­ци­скан­цев», Пи­на­ко­те­ка, там же), ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся мяг­ко­стью ли­ний кон­ту­ра, на­по­ми­ная сия­ни­ем неж­ных то­нов и мер­ца­ни­ем зо­ло­та дра­го­цен­ные эма­ли. Ха­рак­тер ран­них ра­бот Д. ди Б. вы­да­ёт влия­ние ви­зант. и итал. ви­зан­ти­ни­зи­рую­щей (Гви­до да Сие­на) жи­во­пи­си то­го вре­ме­ни, а так­же зна­ком­ст­во с твор­че­ст­вом Чи­ма­буэ, Ник­ко­ло и Джо­ван­ни Пи­за­но. Раз­но­об­ра­зие ис­точ­ни­ков, ко­то­ры­ми поль­зо­вал­ся Д. ди Б. (в ча­ст­но­сти, франц. го­тич. ми­ниа­тю­ра и вит­раж), за­став­ля­ет пред­по­ла­гать, что он пу­те­ше­ст­во­вал во Фран­цию, Рим и Ас­си­зи.

Дуччо ди Буонинсенья. «Распятие». Фрагмент оборотной стороны полиптиха «Маэста». 1308–11. Музей собора (Сиена).

Д. ди Б. со­при­ка­сал­ся с фло­рен­тий­ской шко­лой, что под­твер­жда­ет его «Ма­дон­на Руч­че­лаи» (1285, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), соз­дан­ная для ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла. Вы­тя­ну­тый по вер­ти­ка­ли со щип­цо­вым за­вер­ше­ни­ем ал­тар­ный об­раз был од­ним из круп­ней­ших для то­го вре­ме­ни. Его про­фи­ли­ро­ван­ную ра­му ук­ра­ша­ет ор­на­мен­таль­ная по­ло­са, в ко­то­рую вклю­че­ны круг­лые ме­даль­о­ны с бюс­та­ми биб­лей­ских пер­со­на­жей: эти мар­ги­наль­ные изо­бра­же­ния впер­вые свя­за­ны с центр. об­ра­зом в еди­ную ико­но­гра­фич. про­грам­му. Об­раз «Ма­дон­ны с Мла­ден­цем» при всей сво­ей мо­ну­мен­таль­но­сти по­лон мяг­ко­го ли­риз­ма, со­звуч­но­го мис­тич. ре­ли­ги­оз­но­сти си­ен­цев и по­этич. язы­ку про­по­ве­дей св. Бер­нар­ди­на Си­ен­ско­го и по­сла­ний св. Ека­те­ри­ны Си­ен­ской. Не­смот­ря на объ­ём­ность ар­хит. де­та­лей (трон и его по­ста­мент) и фи­гур, про­стран­ст­вен­ная сре­да от­сут­ст­ву­ет, аб­ст­ракт­ный зо­ло­той фон и ор­на­мен­таль­ная гра­фич­ность ри­сун­ка под­чёр­ки­ва­ют пло­ско­ст­ность всей ком­по­зи­ции.

Центр. про­из­ве­де­ни­ем в твор­че­ст­ве Д. ди Б. стал по­лип­тих «Маэ­ста» для гл. ал­та­ря со­бо­ра в Сие­не (1308–11, Му­зей со­бо­ра), соз­даю­щий об­раз Ма­дон­ны с Мла­ден­цем как Ца­ри­цы Не­бес­ной и по­кро­ви­тель­ни­цы Сие­ны. Для не­го Д. ди Б. раз­ра­бо­тал но­вый тип гран­ди­оз­но­го дву­сто­рон­не­го по­лип­ти­ха в рез­ном го­тич. об­рам­ле­нии (ут­ра­че­но) с по­ве­ст­во­ва­тель­ны­ми пре­дел­ла­ми и пи­нак­ля­ми (ны­не раз­роз­не­ны и на­хо­дят­ся в раз­ных му­зе­ях). В центр. час­ти ли­це­вой сто­ро­ны пред­став­ле­на Ма­дон­на с Мла­ден­цем на тро­не в ок­ру­же­нии ан­ге­лов и свя­тых по­кро­ви­те­лей Сие­ны. В пре­дел­ле сце­ны из дет­ст­ва Хри­ста че­ре­до­ва­лись с фи­гу­ра­ми про­ро­ков, пи­нак­ли ук­ра­ше­ны сце­на­ми из Бо­го­ро­дич­но­го цик­ла (по­след­ние на­хо­ди­лись не­по­сред­ст­вен­но под ок­ном с вит­ра­жа­ми, так­же по­свя­щён­ны­ми Бо­го­ма­те­ри, ри­су­нок ко­то­рых при­пи­сы­ва­ют Д. ди Б.). Бла­го­да­ря мо­ну­мен­таль­но­сти ком­по­зи­ции, изы­скан­ной при­хот­ли­во­сти ли­ний, звуч­но­сти на­сы­щен­ных цве­то­вых то­нов, бо­га­то­му узо­ро­чью одежд на ли­це­вой сто­ро­не по­липти­ха соз­да­ёт­ся об­раз тор­же­ст­вен­но­го пред­стоя­ния у под­но­жия не­бес­но­го тро­на. На обо­рот­ной сто­ро­не Д. ди Б. раз­вер­нул ис­то­рию Стра­стей Хри­сто­вых, со­стоя­щую из 26 не­боль­ших сцен, сре­ди ко­то­рых сво­им вер­ти­каль­ным фор­ма­том вы­де­ля­ют­ся «Вход в Ие­ру­са­лим» и «Рас­пя­тие». В пре­дел­ле изо­бра­же­ны чу­де­са и про­по­ве­ди Хри­ста, на пи­нак­лях – со­бы­тия по­сле Его вос­кре­се­ния. Всё мно­го­об­ра­зие раз­но­фор­мат­ных сцен с их про­стран­ст­вен­ны­ми пей­заж­ны­ми и ар­хит. фо­на­ми, сме­лы­ми ра­кур­са­ми фи­гур и по­ве­ст­во­ва­тель­ны­ми под­роб­но­стя­ми свя­за­но в еди­ный жи­во­пис­ный ан­самбль, соз­даю­щий эф­фект по­этич. рас­ска­за.

Д. ди Б. соз­дал собств. стиль, раз­ви­ваю­щий аб­ст­ракт­ный сим­во­лизм ви­зант. иск-ва в сто­ро­ну боль­шей дос­то­вер­но­сти и эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти го­ти­ки. Ис­кус­ст­во Д. ди Б. по­ло­жи­ло на­ча­ло той тра­ди­ции ре­лиг. жи­во­пи­си ре­нес­санс­ной Ита­лии, ко­то­рая бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на мис­тич. про­ник­но­ве­ние в суть еван­гель­ской ис­то­рии и на эмо­цио­наль­ное со­пе­ре­жи­ва­ние му­че­ни­че­ской смер­ти Хри­ста. Оно ока­за­ло боль­шое влия­ние на си­ен­скую шко­лу жи­во­пи­си. Сре­ди уче­ни­ков Д. ди Б. бы­ли Се­нья ди Бо­на­вен­ту­ра, Уго­ли­но ди Не­ри и С. Мар­ти­ни; воз­мож­но, у не­го учи­лись бр. Ло­рен­цет­ти.

Лит.: Brandi C. Duccio. Firenze, 1951; Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Stubblebine J. H. Duccio di Buo­nin­seg­na and his school. Princeton, 1979. Vol. 1–2; Whi­te J. Duccio: Tuscan art and the meedieval workshop. L., 1979; Ra­gio­neri G. Duccio. Ca­talogo completo dei di­pin­ti. Firenze, 1989; La Maestà di Duccio res­tau­rata. Firenze, 1990; Carli E. Duccio. Mil., 1999.

Вернуться к началу