Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЗАНТИНОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 270-272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Г. Литаврин

ВИЗАНТИНОВЕ́ДЕНИЕ (ви­зан­ти­ни­сти­ка), от­расль ме­дие­ви­сти­ки, ком­плекс гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин, изу­чаю­щих ис­то­рию, язык, ре­ли­гию, пра­во и куль­тур­ное на­сле­дие (иск-во, фи­ло­со­фию, лит-ру и др.) Ви­зан­тии. Как осо­бая на­уч. дис­ци­п­ли­на В. офор­ми­лось во 2-й пол. 19 в. Ис­то­ки В. ухо­дят в да­лё­кое про­шлое. За пре­де­ла­ми соб­ст­вен­но Ви­зан­тии ин­те­рес к её ис­то­рии и куль­ту­ре про­яв­лял­ся прак­ти­че­ски во все пе­рио­ды её су­ще­ст­во­ва­ния, и пре­ж­де все­го в тех стра­нах, судь­бы ко­то­рых бы­ли тес­но свя­за­ны с ней (Ита­лия, Ар­ме­ния, Гру­зия, Рос­сия). В Зап. Ев­ро­пе вни­ма­ние к Ви­зан­тии ста­ло по­сто­ян­ным с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, что бы­ло вы­зва­но про­бу­ж­де­ни­ем ин­те­ре­са к ан­тич­но­сти (Ви­зант. им­пе­рия при­зна­ва­лась пря­мой пре­ем­ни­цей Рим. им­пе­рии, она со­хра­ни­ла боль­шин­ст­во письм. и ма­те­ри­аль­ных па­мят­ни­ков ан­тич­ной куль­ту­ры, и ви­зант. учё­ные пер­вы­ми ста­ли их изу­чать), а так­же круп­ны­ми по­ли­тич. со­бы­тия­ми (тур. экс­пан­сия на Бал­ка­нах, борь­ба во­круг унии ме­ж­ду Рим­ско-ка­толич. и вост.-пра­во­слав­ной церк­ва­ми). Ин­те­рес к Ви­зан­тии воз­ни­кал на поч­ве изу­че­ния хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия и рим. пра­ва (Ко­дек­са Юс­ти­ниа­на). Па­де­ние Кон­стан­ти­но­по­ля в 1453 и уг­ро­за ос­ман­ско­го втор­же­ния в Ита­лию и стра­ны Центр. Ев­ро­пы спо­соб­ст­во­ва­ли вспле­ску ви­зан­ти­но­ведч. шту­дий на За­па­де. С 16 в. В. ста­ло бы­ст­ро раз­ви­вать­ся в Ита­лии, Фран­ции и Гер­ма­нии. Зна­чит. роль в этом сыг­ра­ли ви­зант. ин­тел­лек­туа­лы, вы­ну­ж­ден­ные по­ки­дать ро­ди­ну по ме­ре на­сту­п­ле­ния ту­рок-ос­ма­нов.

Ве­ду­щую роль с кон. 17 в. при­об­ре­ло В. во Фран­ции. Его на­уч. ос­но­вы за­ло­жил Ш. Дю­канж. Соз­дан­ный им «Сло­варь сред­не­ве­ко­во­го гре­че­ско­го язы­ка» (1688) не ут­ра­тил зна­че­ния до сих пор. В. во Фран­ции бы­ло свя­за­но пре­ж­де все­го с из­да­ни­ем ви­зант. письм. па­мят­ни­ков, раз­ра­бот­кой ме­то­ди­ки их изу­че­ния и ста­нов­ле­ни­ем вспо­мо­гат. ви­зан­тино­ведч. дис­ци­п­лин (па­лео­гра­фии, ко­ди­ко­ло­гии, хро­но­ло­гии и др.). С сер. 17 до нач. 18 вв. из­да­вал­ся т. н. Па­риж­ский мно­го­том­ный кор­пус ви­зант. нар­ра­тив­ных па­мят­ни­ков (vol. 1–42, «Cor­pus Byzantinae Historiae», 1645–1711). Франц. В. на­хо­ди­лось под по­кро­ви­тель­ст­вом ко­ро­лев­ско­го дво­ра, т. к. офиц. власть рас­смат­ри­ва­ла Ви­зан­тию как об­ра­зец иде­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ной мо­нар­хии. В эпо­ху Про­све­ще­ния (18 в.) франц. фи­ло­со­фы-про­све­ти­те­ли, бо­рясь про­тив аб­со­лю­тиз­ма, да­ва­ли рез­ко не­га­тив­ные оцен­ки ис­то­рии и куль­ту­ре Ви­зан­тии (Ш. Л. Мон­тес­кьё, М. Ж. Кон­дор­се). Раз­ви­тие и обос­но­ва­ние эта кон­цеп­ция по­лу­чи­ла в фун­дам. тру­дах по ис­то­рии позд­ней Рим. им­пе­рии и Ви­зан­тии фран­цу­за Ш. Ле­бо и анг­ли­ча­ни­на Э. Гиб­бо­на, ос­но­ва­те­ля В. в Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Наи­боль­ший вклад в раз­ви­тие В. в 19 в. вне­сли учё­ные Гер­ма­нии. С 1829 в Бон­не на­ча­лось из­да­ние «Со­б­ра­ния ав­то­ров по ви­зан­тий­ской ис­то­рии» («Cor­pus scriptorum historiae Byzantinae»; т. н. Бонн­ский кор­пус в 50 то­мах, 50-й т. вы­шел в 1897). Хо­тя этот кор­пус пред­став­лял со­бой в осн. пе­ре­пе­чат­ку Па­риж­ско­го, он ос­та­ёт­ся до сих пор (на­ря­ду с «Пол­ным кур­сом пат­ро­ло­гии» Ж. П. Ми­ня, вы­хо­див­шим в 1844–66 па­рал­лель­но в лат. и греч. се­ри­ях и яв­ляв­шим­ся так­же пе­ре­пе­чат­кой час­ти Па­риж­ско­го) ос­нов­ной, наи­бо­лее дос­туп­ной пуб­ли­ка­ци­ей. Ра­бо­та над этим из­да­ни­ем обу­сло­ви­ла пре­об­ла­да­ние в тот пе­ри­од в зап. В. фи­ло­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний. Кро­ме то­го, боль­шое раз­ви­тие в нем. В. по­лу­чи­ли юри­дич. ис­сле­до­ва­ния, ста­нов­ле­ние ко­то­рых свя­за­но с име­нем К. Ца­ха­риэ фон Лин­ген­та­ля, из­да­те­ля ви­зант. юри­дич. па­мят­ни­ков и круп­ней­ше­го зна­то­ка ви­зант. пра­ва. В 1892 нем. фи­ло­лог К. Крум­бахер ос­но­вал ви­зант. жур­нал-еже­год­ник «Byzantinische Zeitschrift» (к 2005 вы­шло 98 но­ме­ров – ка­ж­дый со­сто­ит из двух то­мов), ко­то­рый до­ны­не со­хра­ня­ет роль гл. биб­лио­гра­фич. спра­воч­ни­ка по ви­зан­ти­но­ве­де­нию.

При­стра­ст­но-от­ри­ца­тель­ные кон­цеп­ции ис­то­рии Ви­зан­тии бы­ли пре­одо­ле­ны уже в сер. 19 в. Су­ще­ст­вен­ный про­гресс в В. обу­сло­вил по­яв­ле­ние обоб­щаю­щих тру­дов: об­ще­го кур­са ви­зант. лит-ры К. Крум­бахе­ра в Гер­ма­нии, пер­вых очер­ков ис­то­рии Ви­зан­тии Ш. Ди­ля во Фран­ции, ра­бот по ви­зант. адм. сис­те­ме Дж. Бью­ри в Ве­ли­ко­бри­та­нии.

В Рос­сии до 1917. Серь­ёз­ные по­пыт­ки ос­мыс­ле­ния ис­то­рии Ви­зан­тии и её мес­та в рус. и ми­ро­вой ис­то­рии пред­при­ни­ма­лись в Рос­сии с кон. 18 – нач. 19 вв. На­ча­ло проф. изу­че­нию по­ло­жи­ли ака­де­ми­ки Имп. АН Ф. И. Круг и А. А. Ку­ник, в об­лас­ти па­лео­гра­фии – Э. фон Му­ральт (хра­ни­тель ру­ко­пи­сей в Имп. пуб­лич­ной б-ке). Во 2-й пол. 19 в. за­вер­ши­лось ста­нов­ле­ние В. в Рос­сии. Оно фор­ми­ро­ва­лось из за­ня­тий отеч. ис­то­ри­ей, тес­но свя­зан­ной в сред­ние ве­ка с ис­то­ри­ей Ви­зан­тии, ис­то­ри­ей Церк­ви, ан­ти­ко­ве­де­ни­ем, вос­то­ко­ве­де­ни­ем и сла­вя­но­ве­де­ни­ем. Осо­бое вни­ма­ние в Рос­сии к В. вы­зва­но так­же уси­ле­ни­ем борь­бы юж­но­слав. на­ро­дов про­тив тур. гос­под­ства.

Осн. роль в оформ­ле­нии В. в Рос­сии сыг­рал акад. В. Г. Ва­силь­ев­ский. В 1894 он вме­сте со сво­им уче­ни­ком В. Э. Ре­ге­лем ос­но­вал ви­зант. жур­нал-еже­год­ник «Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник», ко­то­рый, на­ря­ду с «Byzantinische Zeitschrift», стал при­знан­ным ор­га­ни­зую­щим цен­тром меж­ду­нар. В. Рос­сий­ская шко­ла В. (В. Г. Ва­силь­ев­ский, Ф. И. Ус­пен­ский, Н. А. Ска­бал­ла­но­вич, П. В. Без­обра­зов, Б. А. Пан­чен­ко, В. Э. Ре­гель, А. А. Ва­силь­ев, К. Н. Ус­пен­ский, Ю. А. Ку­ла­ков­ский, П. А. Яко­вен­ко, В. Н. Бе­не­ше­вич и др.) вне­сла важ­ный вклад в ис­сле­до­ва­ние внутр. ис­то­рии Ви­зант. им­пе­рии, пра­ва, рус.-ви­зант. и сла­вя­но-ви­зант. от­но­ше­ний. Круп­ней­шим дос­ти­же­ни­ем в изу­че­нии ис­то­рии Церк­ви в Ви­зан­тии ста­ли тру­ды В. В. Бо­ло­то­ва, Е. Е. Го­лу­бин­ско­го, А. П. Ле­бе­де­ва, И. И. Со­ко­ло­ва, Х. М. Ло­па­рё­ва и др. Боль­шое ме­ж­ду­нар. зна­че­ние име­ли так­же тру­ды Н. П. Кон­да­ко­ва и Д. В. Ай­на­ло­ва по ви­зант. иск-ву. В ста­нов­ле­нии ев­роп. и амер. В. ог­ром­ную роль сыг­ра­ли рус. учё­ные, эмиг­ри­ро­вав­шие из Рос­сии по­сле 1917–18.

Византиноведение в 20 в

Зна­чит. ус­пе­хи в об­лас­ти В., и пре­ж­де все­го в изу­че­нии ис­то­рии и ис­кус­ст­ва Ви­зан­тии, бы­ли дос­тиг­ну­ты в пе­ри­од ме­ж­ду дву­мя ми­ро­вы­ми вой­на­ми. В са­мо­стоя­тель­ные на­уч. дис­ци­п­ли­ны вы­де­ли­лись ви­зант. ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, ко­ди­ко­ло­гия и др. Сфор­ми­ро­ва­лись но­вые на­уч. цен­тры В., бы­ли ос­но­ва­ны но­вые пе­рио­дич. ви­зант. из­да­ния. По­ми­мо Гер­ма­нии, Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии, зна­чит. подъ­ё­ма В. дос­тиг­ло в Ита­лии, Ав­ст­рии, Бель­гии, Гре­ции, Че­хо­сло­ва­кии, Юго­сла­вии, Бол­га­рии и др. Ещё бо­лее ши­ро­кие мас­шта­бы при­об­ре­ло В. по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны не толь­ко в ев­роп. стра­нах, но так­же в Ка­на­де, США, Ав­ст­ра­лии и ря­де стран Лат. Аме­ри­ки, Азии и Аф­ри­ки. В Гер­ма­нии ме­ж­ду­нар. зна­че­ние в фи­ло­ло­гии и ди­пло­ма­ти­ке по­лу­чи­ла шко­ла Ф. Дёль­ге­ра, раз­ра­бо­тав­ше­го на­уч. прин­ци­пы из­да­ния ви­зант. офиц. до­ку­мен­тов (ди­пло­ма­ти­ка), во 2-й пол. 20 в. – шко­ла Х. Г. Бе­ка, за­ни­мав­шая­ся изу­че­ни­ем ис­то­рии Церк­ви, ис­то­рии куль­ту­ры, мен­таль­но­сти ви­зан­тий­цев; во Франции – шко­ла П. Ле­мер­ля; в Бель­гии – А. Гре­гуа­ра; в Ав­ст­рии – Х. Хун­ге­ра; в Гре­ции – Д. За­ки­ти­но­са, И. Ка­ра­ян­но­пу­ло­са, С. Лам­бро­са и др.; в Юго­сла­вии – Г. Ост­ро­гор­ско­го; в Ве­ли­ко­бри­та­нии – Р. Брау­нин­га и Д. Обо­лен­ско­го; в Венг­рии – Д. Мо­рав­чи­ка и др. А. Гре­гу­ар ос­но­вал ж. «Byzantion». Г. Ост­ро­гор­ский соз­дал пол­ный курс ви­зант. ис­то­рии, в ко­то­ром бы­ли уч­те­ны дос­ти­же­ния ми­ро­во­го В. Во Фран­ции П. Ле­мерль ос­но­вал но­вую шко­лу ви­зан­ти­ни­стов, уде­ляв­ших гл. вни­ма­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­то­рии и про­бле­мам ис­точ­ни­ко­ве­де­ния. В США И. Шев­чен­ко и И. Мей­ен­дорф соз­да­ли глу­бо­кие ис­сле­до­ва­ния по ви­зант. идео­ло­гии, Х. Хун­гер пред­при­нял ин­те­рес­ную по­пыт­ку со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки ви­зант. об­ще­ст­ва. Для совр. В. ха­рак­тер­на всё бо­лее тес­ная ин­те­гра­ция на­уч. ис­сле­до­ва­ний: про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции, пуб­ли­ку­ют­ся их ре­зуль­та­ты. Ор­га­ни­зу­ют­ся на дли­тель­ный пе­ри­од ме­ж­ду­нар. груп­пы, пуб­ли­кую­щие и ком­мен­ти­рую­щие ма­те­риа­лы по сфра­ги­сти­ке, ну­миз­ма­ти­ке, про­со­по­гра­фии, то­по­ни­ми­ке. Наи­бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о совр. В. да­ёт дея­тель­ность Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции ви­зан­ти­но­ведч. ис­сле­до­ва­ний, вы­рос­шая из прак­ти­ки про­ве­де­ния ми­ро­вых кон­грес­сов (соз­да­на в 1955 на 10-м кон­грес­се в Стам­бу­ле; объ­е­ди­ня­ет Нац. ко­ми­те­ты ви­зан­ти­ни­стов 37 стран). Под её эги­дой ве­дут­ся ра­бо­ты над из­да­ни­ем не­опуб­ли­ко­ван­ных ис­точ­ни­ков и кри­тич. пе­ре­из­да­ни­ем ра­нее из­дан­ных, со­став­ле­ни­ем свод­ных тру­дов по сфра­ги­сти­ке, то­по­ни­ми­ке, биб­лио­гра­фии, ну­миз­ма­ти­ке, про­со­по­гра­фии, а так­же под­го­тов­ка и про­ве­де­ние ме­ж­ду­нар. кон­грес­сов.

В Рос­сии. По­сле 1917 поч­ти в те­че­ние чет­вер­ти ве­ка рос. В. пе­ре­жи­ва­ло пе­ри­од глу­бо­ко­го спа­да. Офиц. идео­ло­ги мар­ксиз­ма в СССР счи­та­ли Ви­зан­тию во­пло­ще­ни­ем ре­акц. док­три­ны ца­риз­ма («са­мо­дер­жа­вие, пра­во­сла­вие, на­род­ность»), и В. по­па­ло в «чёр­ный спи­сок» за­прет­ных гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин на­ря­ду с бо­го­сло­ви­ем. Кур­сы ви­зант. ис­то­рии и иск-ва ис­клю­ча­лись из про­грамм ву­зов, пре­по­да­ва­ние со­от­вет­ст­вую­щих дис­ци­п­лин бы­ло со­кра­ще­но до пре­де­ла, свёр­ты­ва­лась те­ма­ти­ка ис­сле­до­ва­ний по В. в ака­де­мич. ин­сти­ту­тах; по­след­ний, 25-й том «Ви­зан­тий­ско­го вре­мен­ни­ка» вы­шел в 1928. В 1930-е гг., по­сле смер­ти Ф. И. Ус­пен­ско­го (1928) и В. Э. Ре­ге­ля (1932), аре­стов и рас­стре­ла В. Н. Бе­не­ше­ви­ча (1938), на­уч. дея­тель­ность в об­лас­ти В. в СССР фак­ти­че­ски пре­кра­ти­лась.

В кон. 1930-х гг. поя­ви­лись пер­вые ис­сле­до­ва­ния, в ко­то­рых про­бле­мы ис­то­рии Ви­зан­тии ста­ли рас­смат­ри­вать­ся с мар­кси­ст­ских по­зи­ций. Пер­вый марк­си­ст­ский курс ви­зант. ис­то­рии соз­дал М. В. Лев­чен­ко («Ис­то­рия Ви­зан­тии. Крат­кий очерк», 1940), он же ос­но­вал пе­ред Вел. Отеч. вой­ной на ис­то­рич. ф-те ЛГУ ка­фед­ру В. (она не­на­дол­го пе­ре­жи­ла сво­его ос­но­ва­те­ля, умер­ше­го в 1955). В 1943 при Ин-те ис­то­рии АН СССР бы­ла соз­да­на ви­зант. груп­па под рук. Е. А. Кос­мин­ско­го, и в 1947 во­зоб­нов­ле­но из­да­ние «Ви­зан­тий­ско­го вре­мен­ни­ка» – 1-й (по об­ще­му счё­ту 26-й) том был по­свя­щён па­мя­ти его по­след­не­го от­ветств. ред. Ф. И. Ус­пен­ско­го. Но­вый центр с не­фор­маль­ным ста­ту­сом (Груп­па по В.) воз­ник в Ле­нин­гра­де под рук. Н. В. Пи­гу­лев­ской, он объ­е­ди­нил ви­зан­ти­ни­стов ву­зов, ака­де­мич. ин­сти­ту­тов, биб­лио­тек и му­зе­ев го­ро­да (ны­не Груп­пу воз­глав­ля­ет И. П. Мед­ве­дев). В 1955 при Ин-те ис­то­рии АН СССР был соз­дан Сек­тор ви­зан­ти­но­ве­де­ния (под рук. З. В. Удаль­цо­вой в 1956–87, Г. Г. Ли­тав­ри­на с 1987; с 2000 на­зы­ва­ет­ся Центр по изу­че­нию ви­зант. ци­ви­ли­за­ции), взяв­ший на се­бя из­да­ние «Ви­зан­тий­ско­го вре­мен­ни­ка» и ко­ор­ди­на­цию ис­сле­до­ва­ний по В. в мас­шта­бах стра­ны. Вско­ре но­вые ви­зант. цен­тры воз­ник­ли при Ле­нингр. от­де­ле­нии Ин-та ис­то­рии АН, при Ле­нингр. от­де­ле­нии Ин-та вос­то­ко­ве­де­ния, при Эр­ми­та­же, при ис­то­рич. ф-те Ураль­ско­го ун-та в Сверд­лов­ске (ре­шаю­щую роль в этом сыг­рал М. Я. Сю­зю­мов), где воз­ник спе­циа­ли­зированный еже­год­ник «Ан­тич­ная древ­ность и сред­ние ве­ка» (с 1960, на 2004 из­да­но 36 вы­пус­ков) и др. Ак­тив­ное уча­стие в об­щей ра­бо­те до сер. 1990-х гг. при­ни­ма­ли учё­ные со­юз­ных (ны­не не­за­ви­си­мых) рес­пуб­лик (Гру­зии, Ук­раи­ны, Ар­ме­нии и Азер­бай­джа­на).

В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. вы­шли в свет неск. мо­но­гра­фий по раз­ным про­бле­мам ис­то­рии и иск-ва Ви­зант. им­пе­рии, был из­дан обоб­щаю­щий труд «Ис­то­рия Ви­зан­тии» под ред. С. Д. Сказ­ки­на (т. 1–3, 1967). По­сте­пен­но всё бо­лее ор­га­нич­но рос. ви­зан­ти­ни­сты вклю­ча­лись в ра­бо­ту меж­ду­нар. на­уч. со­об­ще­ст­ва. Уча­ст­ни­ка­ми ми­ро­вых кон­грес­сов они ста­ли с 1955 (10-й кон­гресс в Стам­бу­ле). Ме­ж­ду­нар. при­зна­ни­ем за­слуг рос. В. бы­ло про­ве­де­ние в Мо­ск­ве (авг. 1991) 18-го Ме­ж­ду­нар. кон­грес­са ви­зан­ти­ни­стов и из­бра­ние Г. Г. Ли­тав­ри­на ви­це-пре­зи­ден­том Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции ви­зан­ти­ни­стов. В про­ве­дён­ном Рос. нац. комитетом 18-м Меж­ду­нар. кон­грес­се ви­зан­ти­ни­стов при­ня­ли уча­стие бо­лее 700 спе­циа­ли­стов из 38 стран. В пред­две­рии Кон­грес­са ви­зан­ти­ни­сты Рос­сии опуб­ли­ко­ва­ли трёх­том­ный труд «Куль­ту­ра Ви­зан­тии» (1984–91), ко­то­рый фак­ти­че­ски под­вёл итог раз­ви­тию отеч. В. сов. пе­рио­да. С 1961 к от­кры­тию каж­до­го ме­ж­ду­нар. кон­грес­са вы­хо­дит пе­рио­дич. из­да­ние «Ви­зан­тий­ские очер­ки». Осо­бен­но за­ме­тен вклад сов. В. в изу­че­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. от­но­ше­ний в Ви­зан­тии, её аг­рар­ной ис­то­рии, пра­ва, ви­зан­ти­но-слав. от­но­ше­ний, про­бле­ма­ти­ки фео­да­лиз­ма (М. В. Лев­чен­ко, Е. Э. Лип­шиц, М. Я. Сю­зю­мов, З. В. Удаль­цо­ва, Г. Л. Кур­ба­тов, А. П. Ка­ж­дан, Г. Г. Ли­тав­рин и др.).

Для со­вре­мен­но­го рос. В., как, впро­чем, и для ме­ж­ду­на­род­но­го, ха­рак­тер­но на­рас­та­ние вни­ма­ния к ис­то­рии ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний, об­ществ. мыс­ли, эт­нич. во­про­сам, ис­то­рии Церк­ви, ис­то­рии куль­ту­ры, бы­та и нра­вов, лит-ре и про­бле­мам иск-ва (А. П. Ка­ж­дан, С. С. Аве­рин­цев, Я. Н. Лю­бар­ский, С. В. По­ля­ко­ва, Т. В. По­по­ва, А. И. Си­до­ров, К. В. Хво­сто­ва, А. А. Че­ка­ло­ва, И. С. Чи­чу­ров, Б. Л. Фон­кич, М. В. Би­би­ков, Д. Е. Афи­но­ге­нов, С. А. Ива­нов и др.). Раз­ви­ва­ют­ся так­же вспо­мо­гат. ви­зан­ти­но­ведч. дис­ци­п­ли­ны и ис­точ­ни­ко­ве­де­ние. Вы­со­кий ме­ж­ду­нар. ав­то­ри­тет тра­ди­ци­он­но со­хра­ня­ют рос. ис­сле­до­ва­ния по ви­зант. иск-ву (В. Н. Ла­за­рев, А. В. Банк, О. В. По­по­ва и др.). В 1990-х гг. соз­да­ны но­вые цен­тры В.: Ла­бо­ра­то­рия ис­то­рии Ви­зан­тии и При­чер­но­мо­рья (на ис­то­рич. ф-те МГУ, под рук. С. П. Кар­по­ва; с 1991 вы­пус­ка­ет сб. «При­чер­но­мо­рье в сред­ние ве­ка»), Центр вос­точ­но­хри­сти­ан­ской куль­ту­ры (во гла­ве с А. М. Ли­до­вым, Мо­ск­ва) и Об-во ви­зант.-слав. ис­сле­до­ва­ний (С.-Пе­тер­бург, К. К. Акен­ть­ев), ка­фед­ра ви­зант. и но­во­гре­че­ской фи­ло­ло­гии в МГУ (Д. А. Яла­мас). Со­хра­ня­ют­ся на­уч. свя­зи с ви­зан­ти­ни­ста­ми быв. со­юз­ных рес­пуб­лик; они уча­ст­ву­ют в ра­бо­те ред­кол­ле­гии «Ви­зан­тий­ско­го вре­мен­ни­ка» (в но­вой се­рии из­да­но 64 то­ма, по об­ще­му счё­ту – 89).

Глав­ные пе­рио­дич. из­да­ния: «By­zan­ti­nische Zeitschrift» (c 1892, Münch.); «Ви­зант. вре­мен­ник» (с 1894, СПб.; с 1947, М.); «Byzantion» (c 1924, Brux.); «Stu­di bizantini e neoellenici» (c 1924, Ro­ma); «᾿Επετηρίς τῆς ῾Εταιρείας τῶν Βυζαντινῶν Σπουδῶν» (с 1924, Athēnai); «Byzanti­no­slavica» (c 1929, Prague); «Dumbar­ton Oaks Papers» [c 1940, Camb. (Mass.)]; «Revue des études byzantines» (c 1946, P.); «Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft» (c 1951, W.; c 1969 – «Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik»); «Збор­ник ра­до­ва ви­зан­то­лош­ког ин­сти­ту­та» (с 1952, Beograd), «By­zantinobulgarica» (c 1962, Со­фия); «Tra­vaux et Mémoires» (c 1965, P.); «βυζαντινά» (с 1969, Thessalonikē); «Greek, Roman and Byzantine Studies» (с 1974, Durem); «Βυζαντιαϰά» (с 1981, Thessalonikē); «При­чер­но­мо­рье в сред­ние ве­ка» (с 1991, М.).

Лит.: Ва­силь­ев­ский В. Г. Обо­зре­ние тру­дов по ви­зан­тий­ской ис­то­рии. СПб., 1890; Ус­пен­ский Ф. И. Из ис­то­рии ви­зан­ти­но­ве­де­ния в Рос­сии // Ан­на­лы. П., 1922; Диль Ш.  Ос­нов­ные про­бле­мы ви­зан­тий­ской ис­то­рии. М., 1947; Moravcsik G. Byzantinoturcica. 3. Aufl. B., 1958. Bd 1–2; idem. Einführung in die By­zantinologie. Darmstadt, 1976; Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. 3. Aufl. Münch., 1963; Удаль­цо­ва З. В. Со­вет­ское ви­зан­ти­но­ве­де­ние за 50 лет. М., 1969; Кур­ба­тов Г. Л. Ис­то­рия Ви­зан­тии: ис­то­рио­гра­фия. Л., 1975; Beck H.-G. Byzantinistik heute. B.; N. Y., 1977; Mazal O. Handbuch der Byzanti­nistik. Graz, 1989; Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxf., 1991. Vol. 1–3; Ар­хи­вы рус­ских ви­зан­ти­ни­стов в Санкт-Пе­тер­бур­ге / Под ред. И. П. Мед­ве­де­ва. СПб., 1995; Ру­копис­ное на­сле­дие рус­ских ви­зан­ти­ни­стов в Санкт-Пе­тер­бур­ге / Под ред. И. П. Мед­ве­де­ва. СПб., 1999; Ле­бе­дев А. П. Цер­ков­ная ис­то­рио­гра­фия в глав­ных ее пред­ста­ви­те­лях с IV до ХХ в. 3-е изд. СПб., 2000; Мед­ве­дев И. П. Не­ко­то­рые раз­мыш­ле­ния о судь­бах рус­ско­го ви­зан­ти­но­ве­де­ния: ито­ги сто­ле­тия // Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. 2000. [Т.] 3 (121); он же. Пе­тер­бург­ское ви­зан­ти­но­ве­де­ние: Стра­ни­цы ис­то­рии. СПб., 2006; Мир Алек­сан­д­ра Ка­ж­да­на / Под ред. А. А. Че­ка­ло­вой. СПб., 2003; Ли­тав­рин Г. Г. и др. Обо­зре­ние ито­гов ХХ Ме­ж­ду­на­род­но­го кон­грес­са ви­зан­ти­но­вед­че­ских исслeдований (Па­риж, 15–25 ав­гу­ста 2001 г.) // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 2003. Т. 62 (87); Мир рус­ской ви­зан­ти­ни­сти­ки: ма­те­риа­лы ар­хи­вов Санкт-Пе­тер­бур­га / Под ред. И. П. Мед­ве­де­ва. СПб., 2004; По­пов И. Н., Чи­чу­ров И. С. Ви­зан­ти­но­ве­де­ние // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004. Т. 8.

Вернуться к началу