Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРАЗИ́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 149-150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Котовская

БРАЗИ́ЛЬЦЫ (са­мо­на­зва­ние – brasilie­ros), на­род, осн. на­се­ле­ние Бра­зи­лии. Чис­лен­ность 176,3 млн. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на бра­зиль­ском ва­риан­те пор­ту­галь­ско­го язы­ка. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз., сре­ди ин­дей­цев и ме­ти­сов – лин­гуа же­рал (на ос­но­ве яз. ту­пи­нам­ба), сре­ди нег­ров – язы­ки мбун­ду (под­груп­пы бан­ту язы­ков) и йо­ру­ба, сре­ди нег­ров, час­ти ме­ти­сов и бе­лых – нег­ри­тян­ский ва­ри­ант пор­туг. яз. (каи­пи­ра). Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки (73,6%), про­тес­тан­ты (15,4%; бап­ти­сты, ме­то­ди­сты и др.), есть по­сле­до­ва­те­ли ву­ду (0,3%) и др. син­кре­тич. куль­тов.

Бразильские дети.

Ко­рен­ное на­се­ле­ние стра­ны – ин­дей­цы, от­но­ся­щие­ся к груп­пам ту­пи (в т. ч. ту­пи­нам­ба), же, ара­ва­ков, ка­ри­бов, яно­ма­ма и др., за­ни­мав­шие­ся к на­ча­лу пор­туг. ко­ло­ни­за­ции (нач. 16 в.) под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ма­ни­ок, кар­то­фель) и охо­той. Наи­бо­лее за­жи­точ­ные пор­туг. ко­ло­ни­сты – гл. обр. круп­ные зем­ле­вла­дель­цы – се­ли­лись в осн. на се­ве­ре Бра­зи­лии, на юге пре­обла­да­ли вы­ход­цы из бед­ных рай­онов Юж. Пор­ту­га­лии; до сер. 19 в. бе­лые здесь со­став­ля­ли мень­шин­ст­во. Сре­ди бе­лых раз­ли­ча­ли им­ми­гран­тов из Пор­ту­га­лии (рей­нос) и ме­ст­ных уро­жен­цев (кре­о­лы-крио­луш; позд­нее тер­мин был пе­ре­не­сён на ме­ст­ных нег­ров). До сер. 18 в. сре­ди ин­дей­цев ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли ие­зу­ит­ские мис­сио­не­ры, кре­щё­ные ин­дей­цы ссе­ля­лись в по­сёл­ки при мис­си­ях (ре­дук­ции). Для Б. ха­рак­тер­на ран­няя ме­ти­са­ция им­ми­гран­тов. Пор­ту­га­ло-ин­дей­ские ме­ти­сы на се­ве­ре (ка­бок­ло) за­ни­ма­лись в основном зем­ле­де­лием, на юге (ма­ме­лу­ко) – жи­ли в го­родах, бы­ли ак­тив­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми во­ен. экс­пе­ди­ций (бан­дей­рас) во внутр. рай­оны (сер­та­ны). Ме­ти­сы, жи­ву­щие в сер­та­нах (сер­та­не­жу), бы­ли в осн. пасту­ха­ми в ско­то­водч. хо­зяй­ст­вах бе­лых. В сте­пях Юж. Бра­зи­лии (штат Риу-Гран­ди-ду-Сул) к кон. 16 в. сфор­ми­ро­ва­лась ме­тис­ная груп­па кон­ных ско­то­во­дов-гау­шу. С раз­ви­ти­ем с сер. 16 в. план­та­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва на­ча­лось об­ра­ще­ние ин­дей­цев в раб­ст­во (за­пре­ще­но в 1680) и ввоз ра­бов из Аф­ри­ки (в осн. из Кон­го, Ан­го­лы, с Гви­ней­ского по­бе­ре­жья); аф­ри­кан­цы (бан­ту, йо­ру­ба, эве, акан, хау­са) объ­е­ди­ня­лись в эт­нич. груп­пы (на­со­инш – ‘наро­ды’). С кон. 17 в. чёр­ные ра­бы за­ме­ни­ли ин­дей­цев на план­та­ци­ях и руд­ни­ках; в го­ро­дах се­ве­ро-вос­то­ка осо­бую груп­пу со­став­ля­ли не­гры-му­суль­ма­не – в осн. пред­ста­ви­те­ли «сво­бод­ных про­фес­сий» (учи­те­ля, вра­чи, ре­мес­лен­ни­ки), ра­нее дру­гих ос­во­бо­див­шие­ся от раб­ст­ва. Сло­жи­лась ра­со­во-со­ци­аль­ная ие­рар­хия: выс­шие сту­пе­ни за­ни­ма­ли бе­лые, сле­дую­щие – ме­ти­сы и му­ла­ты, за­тем – кафу­зо (по­том­ки ин­дей­цев и аф­ри­кан­цев), и на­ко­нец, – не­гры-ра­бы; при­над­леж­ность к груп­пе час­то оп­ре­де­ля­лась не по ра­со­во­му, а по со­ци­аль­но­му при­зна­ку. В 19 в. сре­ди тор­гов­цев, ре­меслен­ни­ков, ин­тел­ли­ген­ции сло­жи­лась груп­па бран­ко («бе­лые»), в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли так­же ме­ти­сы и му­ла­ты; бран­ко стоя­ли ни­же, чем «чис­тые» бе­лые – гос. чи­нов­ни­ки, ла­ти­фун­ди­сты, круп­ные тор­гов­цы.

В 19 в. и осо­бен­но по­сле ли­к­ви­да­ции ра­бо­тор­гов­ли (за­ко­ны 1831 и 1850) и отмены рабства (1888) на юг Бра­зи­лии ста­ли при­бы­вать вы­ход­цы из Ев­ро­пы. Нем­цы, по­ля­ки об­ра­зо­вы­ва­ли замк­ну­тые ко­ло­нии и зем­ля­че­ст­ва, италь­ян­цы, ис­пан­цы и пор­тугаль­цы в осн. вклю­ча­лись в со­став бе­лых. В 20 в. им­ми­гра­ция из Ев­ро­пы (в осн. италь­ян­цы, пор­ту­галь­цы и ис­пан­цы), с 1920-х гг. – так­же из Азии (б. ч. япон­цы), уси­ли­лась. В 1930-е гг. вы­шли за­ко­ны, ог­ра­ни­чи­ваю­щие им­ми­гра­цию. То­гда же и осо­бен­но с 1960-х гг. уси­ли­лась им­ми­гра­ция в го­ро­да из де­ре­вень за счёт об­ра­зо­ва­ния тру­щоб-фа­вел (час­то пу­тём «втор­же­ния» – за­хва­та не­за­стро­ен­но­го уча­ст­ка), осн. на­се­ле­ние ко­то­рых со­став­ля­ли не­гры и му­ла­ты. В го­ро­дах из по­том­ков бран­ко, ка­бок­ло, нег­ров и му­ла­тов, ев­роп. и ази­ат. им­ми­гран­тов об­ра­зо­ва­лась сме­шан­ная груп­па пар­до («бу­рый»). В 1930–50-е гг. сре­ди за­жи­точ­ных нег­ров и му­ла­тов юга воз­ник­ло на­цио­на­ли­стич. дви­же­ние, фор­ми­ро­ва­лись нег­ри­тян­ские ор­га­ни­за­ции (Со­юз цвет­ных лю­дей; Еди­ная Аф­ри­кан­ская ре­лиг. кон­фе­де­ра­ция, под­дер­жи­ваю­щая свя­зи с ре­лиг. ор­га­ни­за­ция­ми Ни­ге­рии и Ан­го­лы, и др.). За­ко­ном 1951 в Бра­зи­лии бы­ла за­пре­ще­на ра­со­вая дис­кри­ми­на­ция.

День независимости в г. Салвадор.

Б. ев­роп. про­ис­хо­ж­де­ния ны­не пре­обла­да­ют на юго-вос­то­ке, в центр. и зап. рай­онах, не­гры и му­ла­ты – на се­веро-вос­то­ке, ин­дей­цы и ме­ти­сы (сбор­щи­ки кау­чу­ка – се­рин­гей­ро, мас­лич­ных оре­хов и др.) – в рай­оне Ама­зо­нии на се­ве­ре. Куль­ту­ру Б. ха­рак­те­ри­зу­ет син­тез ин­дей­ских, пор­туг. и афр. эт­нич. тра­ди­ций: афр. кух­ня, ин­дей­ские и афр. чер­ты в ар­хит. ор­на­мен­те 17–18 вв., аф­ро-хри­сти­ан­ско-ин­дей­ские куль­ты кан­домб­ле, шанго, макумба и др.

Уст­ное твор­че­ст­во. У ин­дей­цев со­хра­ни­лись ре­лик­то­вые фор­мы: у ка­маю­ра (ту­пия­зыч­ные шин­гуа­но) – ри­ту­аль­ные тан­цы и ин­ст­ру­мен­ты (в т. ч. разл. флей­ты), у суйа (груп­па же) – лич­ные пес­ни, пес­ни, ис­пол­няю­щие­ся стро­го оп­ре­де­лён­ны­ми со­ци­аль­но-по­ло­вы­ми груп­па­ми, и др. На­ря­ду с пе­ни­ем, в т. ч. мно­го­го­лос­ным (у уру­бу-каа­пор груп­пы ту­пи, у гуа­ра­ни), встре­ча­ют­ся ар­ха­ич. во­каль­ные спо­со­бы зву­ко­из­вле­че­ния. Вне кон­так­тов с др. муз. куль­тура­ми су­ще­ст­ву­ют тра­ди­ции ря­да ин­дей­ских на­ро­дов тро­пич. ле­сов. Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов осн. ме­сто за­ни­ма­ют шу­мо­вые, в т. ч. ма­ра­ка.

В фольк­ло­ре Б. со­че­та­ют­ся мо­ти­вы ин­дей­ских и афр. ска­зок, ле­ген­ды о бан­дей­рас. Ос­но­ву муз. фольк­ло­ра со­став­ля­ет ев­роп., пре­им. пор­ту­галь­ская, куль­ту­ра, ис­пы­тав­шая влия­ние афр. сти­лей. Гл. пе­сен­ные жан­ры – мо­да, мо­ди­нья, эм­бо­ла­да, лун­ду, сре­ди совр. гор. тан­цев – сам­ба, ма­ши­ши. По­пу­ляр­ны нар. те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния с му­зы­кой и тан­ца­ми, ис­пол­няю­щие­ся в дни цер­ков­ных и гос. празд­ни­ков и на кар­на­ва­ле (мис­те­рии на биб­лей­ские сю­же­ты, «Из­бра­ние ко­ро­ля Кон­го» и др.). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – ги­та­ра (вио­лан) и её раз­но­вид­но­сти (вио­ла, ка­ва­ки­нью), ба­ра­ба­ны (кай­ша, за­бум­ба), бу­бен пан­дей­ру. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные ти­пы ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей – ка­ба­сал (сель­ский; сев.-вост. рай­оны Бра­зи­лии) и шо­ро (го­род­ской). В по­пу­ляр­ной му­зы­ке при­ме­ня­ют­ся ак­кор­де­он, фп., ду­хо­вые ев­роп. про­ис­хож­де­ния, мем­бра­но­фо­ны афр. про­ис­хо­ж­де­ния. Аф­робра­зиль­ская тра­ди­ция пред­став­ле­на так­же пес­но­пе­ния­ми и тан­ца­ми в со­про­во­ж­де­нии удар­ных и шу­мо­вых ин­ст­ру­мен­тов при от­прав­ле­нии куль­та кан­домб­ле.

Лит.: Cunha E. da. Os Sertões. Rio de J., 1946; Лю­ди и ланд­шаф­ты Бра­зи­лии. М., 1958; Cortes G. de Menezes. Migração e co­lonização no Brazil. Rio de J., 1958; Flo­restan F. A integração do Negri na sociedade de classes. Rio de J., 1964; Atlas cultural do Brazil / Ed. A. C. F. Reis. Rio de J., 1972; Ал­ва­рен­га О. Бра­зиль­ские на­род­ные тан­цы-дей­ст­ва // Му­зы­каль­ная куль­ту­ра стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки. М., 1974; она же. Бра­зиль­ские на­род­ные тан­цы и пес­ни // Му­зы­ка стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки. М., 1983; Файн­берг Л. А. Ин­дей­цы Бра­зи­лии. М., 1975; Ко­тов­ская М. Г. Эт­ни­че­ские про­цес­сы в Бра­зи­лии. М., 1985; Freire G. Casa grande e senzala. São Paulo, 1994; Ribeiro D. O povo brasileiro. A formação e o sentido do Brasil. Rio de J., 1995; Ко­тов­ская М. Г., Файн­берг Л. А. Эт­ни­че­ские про­цес­сы в го­ро­дах Бра­зи­лии (1950–1970-е гг.) // Очер­ки по куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии аме­ри­кан­ско­го го­ро­да. М., 1997.

Вернуться к началу