Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ВЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 201-202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

Э́ВЕ, 1) груп­па на­ро­дов в Зап. Аф­ри­ке (юго-вос­ток Га­ны, юг То­го и Бе­ни­на, юго-за­пад Ни­ге­рии). Вклю­ча­ют: за­пад­ных Э., или собствен­но Э.; вост. Э., или фон; центр. Э. – ад­жа (1,7 млн. чел. на юго-за­па­де Бе­ни­на и 650 тыс. чел. на юго-вос­то­ке То­го); уа­чи (св. 1 млн. чел. на вос­то­ке При­мор­ской обл. То­го и 40 тыс. чел. в деп-те Мо­но на юге Бе­ни­на); ген, или ге, ге­бе, гу­ин, ми­на, по­по (0,5 млн. чел. к вос­то­ку от Ло­ме на юге То­го и св. 80 тыс. чел. на юго-за­па­де; под­раз­де­ля­ют­ся на глид­жи, ане­хо, агои, то­фи, гбе­си и кпе­си). Чис­лен­ность ок. 16 млн. чел. (2017, оцен­ка). Про­жи­ва­ют так­же в Бур­ки­на-Фа­со, Ли­бе­рии, Кот-д’Иву­аре, Га­бо­не и др. Бо­лее 100 тыс. Э. пе­ре­се­лились во Фран­цию и др. стра­ны Зап. Евро­пы, а так­же в США и Ка­на­ду. Го­во­рят на язы­ках вет­ви гбе ква язы­ков. В ре­зуль­та­те транс­ат­лан­тич. ра­бо­тор­гов­ли в 17–19 вв. по­том­ки Э.-ра­бов во­шли в со­став бра­зиль­цев и ря­да кре­оль­ских эт­но­сов стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на (см. Кре­о­лы).

2) Соб­ст­вен­но Э. (зап. Э., ве, эб­ве, эфе, кре­пи), на­род груп­пы Э. (са­мо­на­зва­ния – эвеа­во, эве­ду­ко – «на­род эве»). Жи­вут ме­ж­ду ни­зовь­я­ми рек Воль­та и Куф­фо на юго-вос­то­ке Га­ны (обл. Воль­та) и юге То­го (При­мор­ская обл. и юг обл. Пла­то). Чис­лен­ность в Га­не ок. 4 млн. чел. (зап. Э., вто­рая по чис­лен­но­сти эт­нич. общ­ность), в То­го – 2,5 млн. чел. (вост. Э., круп­ней­ший на­род). Про­жи­ва­ют так­же в Бе­ни­не, Бур­ки­на-Фа­со, Ли­бе­рии, Кот-д’Ивуаре и стра­нах Зап. Ев­ро­пы. Под­раз­де­ля­ют­ся на су­бэт­но­сы: ан­ло, аву­на (агу­на), ху­ду, ко­та­фоа, адан, агу, аве­но, бе, гбин, хо, кпе­лен, то­го, пе­ки, влин, во и др. К зап. Э. близ­ки уа­чи и ген; к вост. Э. – аджа. Го­во­рят на яз. эве, рас­про­стра­не­ны так­же англ. (в Га­не) и франц. язы­ки. При­дер­жи­ва­ют­ся в осн. тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть хри­стиа­не (гл. обр. ка­то­ли­ки, а так­же ме­то­ди­сты, еван­ге­ли­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки) и му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Со­глас­но эт­но­ге­не­тич. ле­ген­дам, пред­ки совр. Э. при­шли в 13–14 вв. из Юго-Зап. Ни­ге­рии. В пред­ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в ра­бо­тор­гов­ле. В кон. 16 в. у Э. сло­жи­лось неск. ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний (круп­ней­шее – Ан­ло в совр. То­го). В 1884 б. ч. тер­ри­то­рии Э. по­па­ла под герм. про­тек­то­рат, в кон. 19 в. бы­ла по­де­ле­на ме­ж­ду брит. и герм. вла­де­ния­ми, в 1919 вошла в со­став Зап. То­го (Ве­ли­ко­бри­та­ния) и То­го (Фран­ция). В 1947 бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка соз­да­ния еди­но­го гос-ва Э. (Эве­лен­да); сре­ди его сто­рон­ни­ков – бу­ду­щий пер­вый пре­зи­дент То­го С. Олим­пио. Сре­ди Э. Зап. То­го, по ре­зуль­та­там ре­фе­рен­ду­ма 1956 во­шед­ше­го в до­ми­ни­он Зо­ло­то­го Бе­ре­га (с 1957 Га­на), сфор­ми­ро­ва­лось се­па­ра­ти­ст­ское дви­же­ние, под­дер­жи­вае­мое из То­го. По­сле ус­та­нов­ле­ния в 1972 до­ми­ни­рую­щей в Гане ро­ли ашан­ти об­ра­зо­ва­лось Нац. дви­же­ние за ос­во­бо­ж­де­ние Зап. То­го­лен­да. С 1993 ган­ские Э. ста­ли по­лу­чать под­держ­ку от Дж. Ро­линг­са (Э.-ан­ло по ма­те­рин­ской ли­нии). В То­го по­сле пе­ре­во­ро­та 1967 Э. ут­ра­ти­ли до­ми­ни­рую­щие по­зи­ции. В нач. 1990-х гг. в ре­зуль­та­те столк­но­ве­ний с ка­бье неск. со­тен ты­сяч Э. бе­жа­ли в Га­ну и Бе­нин.

Эве. Женская фигурка-фетиш аклама. Частная коллекция.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие (ямс, ма­ни­ок, ку­ку­ру­за, ово­щи; экс­порт­ные куль­ту­ры – ко­фе, ка­као-бо­бы, хлоп­чат­ник, пло­ды ко­ко­со­вой и мас­лич­ной пальм), ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, сви­ньи, домаш­няя пти­ца), на по­бе­ре­жье – ры­бо­лов­ст­во; мно­гие за­ня­ты в тор­гов­ле. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во. Ре­мёс­ла: ткац­кое, гон­чар­ное, резь­ба по де­ре­ву, пле­те­ние, ок­ра­ска тка­ней. Тра­диц. жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ное гли­но­бит­ное с кры­шей из со­ло­мы и паль­мо­вых ли­сть­ев, на по­бе­ре­жье – свай­ное. В цен­тре се­ле­ния – пло­щадь, где про­во­дят­ся празд­ни­ки и нар. со­б­ра­ния, в боль­ших де­рев­нях – ба­за­ры. Празд­нич­ная оде­ж­да у муж­чин – акан­ский кен­те из до­мо­тка­ной ма­те­рии, у жен­щин – обёр­ну­тая во­круг поя­са ткань. Ха­рак­тер­ное блю­до – ка­ша из тол­чё­но­го су­шё­но­го ма­нио­ка (га­ри). Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют во­ж­де­ст­ва, де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная, у ан­ло и глид­жи – мат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция. Брач­ное по­се­ле­ние ви­ри­ло­каль­ное, рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат и ле­ви­рат. Тра­диц. куль­ты – пред­ков и сил при­ро­ды (близ­ки к ву­ду), твор­ца Ма­ву. Ри­туа­лы ис­пол­ня­ют­ся жре­ца­ми в со­стоя­нии тран­са. Фольк­лор – ми­фы, ис­то­рич. ле­ген­ды, сказ­ки, пес­ни, тан­цы (охот­ни­чий – аде­ву, во­ин­ские – аг­бад­за и атам­га и др.). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – двой­ной же­лез­ный ко­ло­кол (ган­ко­гуи, близ­кий к йо­руб­ско­му аго­го), по­гре­муш­ка (ахах­чай). Сфор­ми­ро­ва­лись муз. ас­со­циа­ции, ка­ж­дая – со сво­им муз. сти­лем, в т. ч. осо­бый стиль иг­ры на ба­ра­ба­нах со­ву. Раз­ви­ты ис­кус­ст­во де­ре­вян­ной (ста­ту­эт­ки, тро­ны во­ж­дей) и гли­ня­ной (фи­гур­ки жи­вот­ных) скульп­ту­ры, ли­тьё из ме­ди и брон­зы.

Лит.: Ellis A. B. The Ewe-speaking peoples of the slave coast of West Africa. L., 1890. Chi., 1965; Во­ло­гди­на В. Н. На­род эве // Аф­ри­кан­ский эт­но­гра­фи­че­ский сб. М., 1956. Вып. 1; Mamattah C. M. K. The Ewes of West Africa. Accra, 1976; Greene S. Gender, ethnicity, and social change on the upper slave coast: a history of the Anlo-Ewe. Portsmouth, 1996; A handbook of Eweland. Accra, 1997–2005. Vol. 1–3.

Вернуться к началу