Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБЬЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

КАБЬЕ́, каб­ре, ка­бу­ре, бу­ка­бу­рум, ка­ти­ба, ко­ре­ти­ба и др. (са­мо­на­зва­ния – Ka­biye, Kabre), на­род в Зап. Аф­ри­ке. Вто­рой по чис­лен­но­сти в То­го (св. 1 млн. чел.; 2008, оцен­ка). Тра­ди­ци­он­но про­жи­ва­ют в обл. Ка­ра на се­ве­ро-вос­то­ке (осн. цен­тры в пре­фек­ту­рах Ко­за и Би­на); ны­не боль­шин­ст­во жи­вёт в об­лас­тях Пла­то и Цен­траль­ная. Оби­та­ют так­же на се­ве­ре Га­ны (св. 30 тыс. чел., в осн. в Се­вер­ной обл.) и на за­па­де Бе­ни­на (св. 30 тыс. чел., гл. обр. в деп-те Дон­га). Язык – ка­бийе (ка­бье, каб­ре), вхо­дит в се­мью гур язы­ков (по язы­ку близ­ки к вост. гру­си); один из нац. язы­ков То­го. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та (с 1978). Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки эве, тем и фран­цуз­ский. Св. 50% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тестан­ты, в осн. пятидесятники), ок. 30% при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию с се­ве­ра в 17–18 вв., в 18–19 вв. бы­ли дан­ни­ка­ми Ашан­ти кон­фе­де­ра­ции, мам­пру­си, бар­ба и др. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное пе­ре­лож­ное и тер­рас­ное зем­ле­де­лие (в го­рах – про­со, сор­го, фо­нио, фа­соль, ара­хис; в до­ли­не р. Ка­ра – хло­пок, рис, ямс), мес­та­ми при­ме­ня­ют ир­ри­га­цию. Дер­жат круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот (упот­реб­ля­ют мо­ло­ко), до­маш­нюю пти­цу, едят мя­со со­бак. Со­би­ра­ют пло­ды ди­ко­рас­ту­щей мас­лич­ной паль­мы. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции ка­као и пред­при­ятия на юг То­го и в Га­ну, мно­гие ра­бо­та­ли по най­му на зем­лях эве в юж. То­го. Су­ще­ст­ву­ет серь­ёз­ная на­пря­жён­ность в от­но­ше­ни­ях с эве, вплоть до воо­руж. столк­но­ве­ний. Ре­мёс­ла – куз­неч­ное, гон­чар­ное, ткац­кое, об­ра­бот­ка де­ре­ва, из­го­тов­ле­ние ук­ра­ше­ний из де­ре­ва и со­ло­мы, пле­те­ние кор­зин и ци­но­вок и др. Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное и круг­лое, усадь­бы (су­ка­ла) об­не­се­ны гли­но­бит­ной ог­ра­дой. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция – боль­ше­се­мей­ные и де­ре­вен­ские об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи (до 3–4 по­ко­ле­ний), воз­рас­тные груп­пы, тай­ные муж­ские сою­зы. Раз­ви­та сис­те­ма ме­жоб­щин­но­го об­ме­на. Брач­ное по­се­ле­ние пер­во­на­чаль­но (до 2–4 лет) ви­ри­ло­каль­ное, за­тем нео­ло­каль­ное, прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп и от­ра­бот­ки (5–10 лет), со­ро­рат и ле­ви­рат. Пре­об­ла­да­ют крос­ску­зен­ные пат­ри­ла­те­раль­ные бра­ки и от­вет­ные бра­ки че­рез по­ко­ле­ние (ому­ла ог­би­ди ро, букв. – ‘она вер­ну­лась на своё ра­бо­чее ме­сто на кух­не’), объ­еди­нён­ные ими до­мо­хо­зяй­ст­ва со­став­ля­ют со­ци­аль­ную еди­ни­цу (па ве ко­рум – ‘один, еди­ный’). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­ная для пат­ри­ла­те­ра­тов и ге­не­ра­ци­он­ная для мат­ри­ла­те­ра­тов пер­во­го вос­хо­дя­ще­го по­ко­ле­ния. Про­сле­жи­ва­ет­ся сколь­зя­щий счёт по­ко­ле­ний (что уни­каль­но для Аф­ри­ки) и ге­не­ра­ци­он­ный скос ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту и по­лу. Со­хра­ня­ют­ся об­ря­ды ини­циа­ций. Рас­про­стра­не­ны куль­ты пред­ков и сил при­ро­ды (зем­ли, во­ды, ог­ня), вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Эсо, ве­дов­ст­во. Осн. жан­ры фольк­ло­ра – пес­ни, сказ­ки, по­сло­ви­цы. Часть К. жи­вёт в го­ро­дах, есть ин­тел­ли­ген­ция; они мно­го­чис­лен­ны сре­ди гос. чи­нов­ни­ков, пре­об­ла­да­ют в ар­мии и си­ло­вых струк­ту­рах. С 1960-х гг. до­ми­ни­ру­ют в по­ли­тич. жиз­ни То­го (из К. про­ис­хо­дили пре­зи­денты Гна­син­гбе Эть­енн Эя­де­ма, 1967–2005, и его сын Фор Эсо­зим­на Гна­син­гбе).

Лит.: Puig F. Étude sur les coutumes des cabrais. Toulouse, 1934; Froelich J. C. Généra­lités sur les Kabre du Nord-Togo // Bulletin de l’Institut Français d’Afrique Noire. 1949. № 11; Patokidéou H. K. Les civilisations patriarcales des Kabré face aux programmes modernes de développement économique et social. Lomé, 1970.

Вернуться к началу