КАБЬЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБЬЕ́, кабре, кабуре, букабурум, катиба, коретиба и др. (самоназвания – Kabiye, Kabre), народ в Зап. Африке. Второй по численности в Того (св. 1 млн. чел.; 2008, оценка). Традиционно проживают в обл. Кара на северо-востоке (осн. центры в префектурах Коза и Бина); ныне большинство живёт в областях Плато и Центральная. Обитают также на севере Ганы (св. 30 тыс. чел., в осн. в Северной обл.) и на западе Бенина (св. 30 тыс. чел., гл. обр. в деп-те Донга). Язык – кабийе (кабье, кабре), входит в семью гур языков (по языку близки к вост. груси); один из нац. языков Того. Письменность на основе лат. алфавита (с 1978). Распространены также языки эве, тем и французский. Св. 50% – христиане (католики и протестанты, в осн. пятидесятники), ок. 30% придерживаются традиц. верований, есть мусульмане-сунниты.
Переселились на совр. территорию с севера в 17–18 вв., в 18–19 вв. были данниками Ашанти конфедерации, мампруси, барба и др. Традиц. культура типична для Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – ручное переложное и террасное земледелие (в горах – просо, сорго, фонио, фасоль, арахис; в долине р. Кара – хлопок, рис, ямс), местами применяют ирригацию. Держат крупный и мелкий рогатый скот (употребляют молоко), домашнюю птицу, едят мясо собак. Собирают плоды дикорастущей масличной пальмы. Распространено отходничество на плантации какао и предприятия на юг Того и в Гану, многие работали по найму на землях эве в юж. Того. Существует серьёзная напряжённость в отношениях с эве, вплоть до вооруж. столкновений. Ремёсла – кузнечное, гончарное, ткацкое, обработка дерева, изготовление украшений из дерева и соломы, плетение корзин и циновок и др. Жилище прямоугольное и круглое, усадьбы (сукала) обнесены глинобитной оградой. Социальная организация – большесемейные и деревенские общины, патрилинейные линиджи (до 3–4 поколений), возрастные группы, тайные мужские союзы. Развита система межобщинного обмена. Брачное поселение первоначально (до 2–4 лет) вирилокальное, затем неолокальное, практикуются полигиния, брачный выкуп и отработки (5–10 лет), сорорат и левират. Преобладают кросскузенные патрилатеральные браки и ответные браки через поколение (омула огбиди ро, букв. – ‘она вернулась на своё рабочее место на кухне’), объединённые ими домохозяйства составляют социальную единицу (па ве корум – ‘один, единый’). Система терминов родства бифуркативно-линейная для патрилатератов и генерационная для матрилатератов первого восходящего поколения. Прослеживается скользящий счёт поколений (что уникально для Африки) и генерационный скос типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Сохраняются обряды инициаций. Распространены культы предков и сил природы (земли, воды, огня), верховного божества Эсо, ведовство. Осн. жанры фольклора – песни, сказки, пословицы. Часть К. живёт в городах, есть интеллигенция; они многочисленны среди гос. чиновников, преобладают в армии и силовых структурах. С 1960-х гг. доминируют в политич. жизни Того (из К. происходили президенты Гнасингбе Этьенн Эядема, 1967–2005, и его сын Фор Эсозимна Гнасингбе).