МАМПРУ́СИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАМПРУ́СИ (мампулуси, мампулига; самоназвания – mamprusi, dagbamba), народ юго-вост. подгруппы сев. группы народов гур на северо-востоке Ганы. Живут в междуречье Белой Вольты и Насиа (районы Вост. Мампруси и Зап. Мампруси на севере Сев. обл.). Численность ок. 350 тыс. чел. (2009, оценка). До 20 тыс. чел. живёт также на северо-западе Того и юго-востоке Буркина-Фасо. Говорят на яз. мампрули (манпелле) зап. подгруппы группы оти-вольта сев. ветви центральных гур языков (близки по языку к дагомба и кусаси). Письменность на основе лат. графики (алфавит «Африка»). Распространены также языки фарефаре, бимоба, бисса, хауса, чви и др. В осн. придерживаются традиц. верований, ок. 40% – мусульмане-сунниты, есть небольшое число баптистов.
Страна М. – Мампругу считается колыбелью народов гур. Согласно преданиям, предки М. – завоеватели-«всадники», пришедшие в 14–15 вв. с северо-востока (возможно, из стран хауса после падения фульбских эмиратов). Их предводитель Гбева (Бава) основал г. Гамбага – политич. и культурный центр вольтийских этнополитич. образований (т. н. комплекс Моси – Мампруси – Дагомба). Правителями Мампругу и Дагомба стали соответственно его старший и младший сыновья, Моси возглавили внуки – дети единственной дочери. Взаимоотношения между этими политич. образованиями в ритуально-политич. контекстах соответствовали этим родств. отношениям, в которых М. играли роль старшего брата по отношению к Дагомба и дяди по матери по отношению к Моси. Мампругу имело столицу в Налеригу, возглавлялось выборным вождём (на-йири) и советом старейшин из глав деревенских общин. В 18 в. сформировалось деление на 5 провинций: Налеригу, Кпасинкпе, Вунгу, Янга и Юньо. Существовало деление на знать, свободных общинников и зависимых (рабов и кабальников). В 1-й пол. 19 в. б. ч. знати приняла ислам; на-йири до кон. 20 в. запрещалось быть мусульманином. До сер. 18 в. М. входила в торговую систему Зап. Судана. В 1745–1874 – в зависимости от Ашанти конфедерации, во времена которой М. восприняли мн. элементы политич. и духовной культуры ашанти, в т. ч. воен. организацию (отряды воинов камбонси, боевой порядок из авангарда, осн. войска, вооружённого мечами, арьергарда с метат. копьями и левого и правого флангов из лучников). В нач. 20 в. М. в составе Сев. территорий вошли в состав брит. колонии Золотой Берег (ныне Гана).
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Занимаются подсечно-огневым земледелием (просо, сорго, фонио, арахис, бобовые, кукуруза, рис, ямс), разведением крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, речным рыболовством. Были развиты обработка металла, плетение, гончарство. Распространено отходничество на плантации какао в юж. районы Ганы. Поселение состоит из 5–10 домохозяйств. Дома глинобитные круглые, нередко двухэтажные (обычно с хозяйств. помещениями в нижнем этаже). Усадьбы огорожены стеной, двор перекрыт плоской кровлей, над которой в виде башен возвышаются вторые этажи домов. Традиц. мужская одежда – полосатая рубаха с короткими рукавами, женская – ткань, повязанная вокруг бёдер. Сохраняются большесемейные и деревенские общины, патрилинейная родовая организация. Брак патрилокальный, практикуются полигиния, отработки за невесту (брачный выкуп менее распространён по сравнению с др. народами Зап. Африки), левират, кросскузенный брак; сороральная полигиния допускается, но не поощряется. Распространено обрезание. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу, деды и внуки связаны взаимной терминологией. Обязательны отношения подшучивания (деем) – между братом матери и детьми сестры, дедами и внуками, кросскузенами; подчинения и уважения (геелма) – между родителями и детьми и др.; избегания (чисугу) – между др. категориями родственников. Традиц. верования – культы духов природы и предков; значительна роль культа земли и его жрецов (тенгдана – хранители земли). Фольклор включает мифы (в т. ч. о творце и демиурге Наавуни), сказки, пословицы и др. Характерные муз. инструменты: барабаны в форме песочных часов (используются в однородном ансамбле), однострунный смычковый, музыкальный лук, лютня.