Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАМПРУ́СИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 720

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

МАМПРУ́СИ (мам­пу­лу­си, мам­пу­ли­га; са­мо­на­зва­ния – mamprusi, dagbamba), на­род юго-вост. под­груп­пы сев. груп­пы на­ро­дов гур на се­ве­ро-вос­то­ке Га­ны. Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье Бе­лой Воль­ты и На­сиа (рай­оны Вост. Мам­пру­си и Зап. Мам­пру­си на се­ве­ре Сев. обл.). Чис­лен­ность ок. 350 тыс. чел. (2009, оцен­ка). До 20 тыс. чел. жи­вёт так­же на се­ве­ро-за­па­де То­го и юго-вос­то­ке Бур­ки­на-Фа­со. Го­во­рят на яз. мам­пру­ли (ман­пел­ле) зап. под­груп­пы груп­пы оти-воль­та сев. вет­ви цен­траль­ных гур язы­ков (близ­ки по язы­ку к да­гом­ба и ку­са­си). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки (ал­фа­вит «Аф­ри­ка»). Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки фа­ре­фа­ре, би­мо­ба, бис­са, хау­са, чви и др. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, ок. 40% – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, есть не­боль­шое чис­ло бап­ти­стов.

Стра­на М. – Мам­пру­гу счи­та­ет­ся ко­лы­бе­лью на­ро­дов гур. Со­глас­но пре­да­ни­ям, пред­ки М. – за­вое­ва­те­ли-«всад­ни­ки», при­шед­шие в 14–15 вв. с се­ве­ро-вос­то­ка (воз­мож­но, из стран хау­са по­сле па­де­ния фульб­ских эми­ра­тов). Их пред­во­ди­тель Гбе­ва (Ба­ва) ос­но­вал г. Гам­ба­га – по­ли­тич. и куль­тур­ный центр воль­тий­ских эт­но­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний (т. н. ком­плекс Мо­си – Мам­пру­си – Да­гом­ба). Пра­ви­те­ля­ми Мам­пру­гу и Да­гом­ба ста­ли со­от­вет­ст­вен­но его стар­ший и млад­ший сы­но­вья, Мо­си воз­гла­ви­ли вну­ки – де­ти един­ст­вен­ной до­че­ри. Взаи­мо­от­но­ше­ния меж­ду эти­ми по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния­ми в ри­ту­аль­но-по­ли­тич. кон­тек­стах со­от­вет­ст­во­ва­ли этим родств. от­но­ше­ни­ям, в ко­то­рых М. иг­ра­ли роль стар­ше­го бра­та по от­но­ше­нию к Да­гом­ба и дя­ди по ма­те­ри по от­но­ше­нию к Мо­си. Мам­пру­гу име­ло сто­ли­цу в На­ле­ри­гу, воз­глав­ля­лось вы­бор­ным во­ж­дём (на-йи­ри) и со­ве­том ста­рей­шин из глав де­ре­вен­ских об­щин. В 18 в. сфор­ми­ро­ва­лось де­ле­ние на 5 про­вин­ций: На­ле­ри­гу, Кпа­син­кпе, Вун­гу, Ян­га и Юньо. Су­ще­ст­во­ва­ло де­ле­ние на знать, сво­бод­ных об­щин­ни­ков и за­ви­си­мых (ра­бов и ка­баль­ни­ков). В 1-й пол. 19 в. б. ч. зна­ти при­ня­ла ис­лам; на-йи­ри до кон. 20 в. за­пре­ща­лось быть му­суль­ма­ни­ном. До сер. 18 в. М. вхо­ди­ла в тор­го­вую сис­те­му Зап. Су­да­на. В 1745–1874 – в за­ви­си­мо­сти от Ашан­ти кон­фе­де­ра­ции, во вре­ме­на ко­то­рой М. вос­при­ня­ли мн. эле­мен­ты по­ли­тич. и ду­хов­ной куль­ту­ры ашан­ти, в т. ч. во­ен. ор­га­ни­за­цию (от­ря­ды вои­нов кам­бон­си, бое­вой по­ря­док из аван­гар­да, осн. вой­ска, воо­ру­жён­но­го ме­ча­ми, арь­ер­гар­да с ме­тат. копь­я­ми и ле­во­го и пра­во­го флан­гов из луч­ни­ков). В нач. 20 в. М. в со­ста­ве Сев. тер­ри­то­рий во­шли в со­став брит. ко­ло­нии Зо­ло­той Бе­рег (ны­не Га­на).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (про­со, сор­го, фо­нио, ара­хис, бо­бо­вые, ку­ку­ру­за, рис, ямс), раз­ве­де­ни­ем круп­но­го и мел­ко­го ро­га­то­го ско­та, до­маш­ней пти­цы, реч­ным ры­бо­лов­ст­вом. Бы­ли раз­ви­ты об­ра­бот­ка ме­тал­ла, пле­те­ние, гон­чар­ст­во. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции ка­као в юж. рай­оны Га­ны. По­се­ле­ние со­сто­ит из 5–10 до­мо­хо­зяйств. До­ма гли­но­бит­ные круг­лые, не­ред­ко двух­этаж­ные (обыч­но с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми в ниж­нем эта­же). Усадь­бы ого­ро­же­ны сте­ной, двор пе­ре­крыт пло­ской кров­лей, над ко­то­рой в ви­де ба­шен воз­вы­ша­ют­ся вто­рые эта­жи до­мов. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – по­ло­са­тая ру­ба­ха с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми, жен­ская – ткань, по­вя­зан­ная во­круг бё­дер. Со­хра­ня­ют­ся боль­ше­се­мей­ные и де­ре­вен­ские об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция. Брак пат­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, от­ра­бот­ки за не­ве­сту (брач­ный вы­куп ме­нее рас­про­стра­нён по срав­не­нию с др. на­ро­да­ми Зап. Аф­ри­ки), ле­ви­рат, кросс­ку­зен­ный брак; со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния до­пу­ска­ет­ся, но не по­ощ­ря­ет­ся. Рас­про­стра­не­но об­ре­за­ние. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу, де­ды и вну­ки свя­за­ны вза­им­ной тер­ми­но­ло­ги­ей. Обя­за­тель­ны от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния (де­ем) – меж­ду бра­том ма­те­ри и де­тьми се­ст­ры, де­да­ми и вну­ка­ми, крос­ску­зе­на­ми; под­чи­не­ния и ува­же­ния (ге­ел­ма) – меж­ду ро­ди­те­ля­ми и де­ть­ми и др.; из­бе­га­ния (чи­су­гу) – меж­ду др. ка­те­го­рия­ми родст­вен­ни­ков. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты ду­хов при­ро­ды и пред­ков; зна­чи­тель­на роль куль­та зем­ли и его жре­цов (тен­гда­на – хра­ни­те­ли зем­ли). Фольк­лор вклю­ча­ет ми­фы (в т. ч. о твор­це и де­ми­ур­ге На­аву­ни), сказ­ки, по­сло­ви­цы и др. Ха­рак­тер­ные муз. ин­ст­ру­мен­ты: ба­ра­ба­ны в фор­ме пе­соч­ных ча­сов (ис­поль­зу­ют­ся в од­но­род­ном ан­самб­ле), од­но­струн­ный смыч­ко­вый, му­зы­каль­ный лук, лют­ня.

Лит.: Manoukian M. Tribes of the northern ter­ritories of the Gold Coast. L., 1951; Сказ­ки мам­пру­си. М., 1966; Naden T. Kinship Termi­nologies... in Ghanian culture. Legon, 1974; Dru­cker-Brown S. Ritual aspects of Mamprusi kingship. Leiden, 1975; Schlottner M. Sehen, Hören, Verstehen: Musikinstrumente und Schall­geräte bei den Kusasi und Mamprusi in Nordost-Ghana. Pfaffenweiler, 1996.

Вернуться к началу