Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́УСА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 792

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Добронравин, В. А. Попов

ХА́УСА, хау­сан­цы (са­мо­на­зва­ние – Hau­sawa), круп­ней­ший на­род Тро­пич. Аф­ри­ки. Жи­вут на се­ве­ре Ни­ге­рии (в осн. в шта­тах Ка­но, Ка­ци­на, Джи­га­ва, Со­кото, Зам­фа­ра, Кеб­би, Бау­чи, на се­ве­ре шта­та Ка­ду­на; св. 40 млн. чел. – са­мый мно­го­числ. на­род стра­ны) и юге Ни­ге­ра (вос­ток деп-тов До­со и Тил­ла­бе­ри, юг деп-та Тахуа, деп-т Ма­ра­ди и за­пад деп-та Зин­дер; св. 10 млн. чел. – круп­ней­ший на­род), а так­же в Га­не, То­го, Бе­ни­не, Ка­ме­ру­не, Ча­де, Кот-д’Ивуа­ре, Су­да­не и др. Об­щая чис­лен­ность св. 60 млн. чел. (2016, оцен­ка). Го­во­рят на яз. хау­са. Де­лят­ся на за­пад­ных (ада­ра­ва, кур­фая­ва, ара­ва, го­би­ра­ва, ка­ба­ва, зам­фа­ра­ва и др. в Ни­ге­ре и Сев.-Зап. Ни­ге­рии) и вос­точ­ных (дау­ра­ва, ка­на­ва, гуд­ди­ра­ва и др. в Ни­ге­рии); про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду ни­ми за­ни­ма­ют ка­ци­на­ва в Ни­ге­рии и Ни­ге­ре. Су­ще­ст­ву­ет зна­чит. ди­ас­по­ра Х. в стра­нах Сев. Аф­ри­ки и Ближ­не­го Вос­то­ка (наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная – в Са­уд. Ара­вии); с 20 в. – эмиг­ра­ция в стра­ны Зап. Ев­ро­пы и др. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба; боль­шим влия­ни­ем поль­зу­ют­ся та­ри­ка­ты (су­фий­ские брат­ст­ва) Ка­ди­рийя и Тид­жа­нийя, в 20 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние са­ла­физм (вах­ха­бизм) и уче­ние ах­ма­дие, с кон. 20 в. – ши­изм. Есть про­тес­тан­ты (анг­ли­ка­не, ме­то­ди­сты, бап­ти­сты) и при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний (груп­пы ар­на, или аз­на, в Ни­ге­ре и ма­гу­за­ва в Ни­ге­рии).

Эт­но­ге­не­тич. пре­да­ния Х. го­во­рят о «се­ми хау­са» (хау­са ба­к­вай) – хау­са го­су­дар­ст­вах, ос­но­ван­ных сы­ном и ше­стью вну­ка­ми ро­до­на­чаль­ни­ка Х. – Аба­яд­жи­ды (Ба­яд­жи­ды): Дау­ра, Ка­но, Ка­ци­на, За­рия, Го­бир, Ра­но и Би­рам; им под­чиня­лись «семь ино­род­цев» (бан­за ба­к­вай) – Кеб­би, Зам­фа­ра, а так­же гос. об­ра­зо­ва­ния йо­ру­ба, ну­пе и др. на­ро­дов на тер­ри­то­рии совр. Ни­ге­рии. В 19 в. Х. со­став­ля­ли осн. гор. и зем­ле­дельч. на­се­ле­ние (та­ла­ка­ва) в гос-ве Со­ко­то. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од (1903–60) с Х. ас­си­ми­ли­ро­ва­лись быв. не­воль­ни­ки – на­се­ле­ние «раб­ских де­ре­вень» (ринд­жи), за­хва­чен­ное в хо­де войн. Тра­диц. знать (са­ра­ку­на) пред­став­ле­на в осн. фуль­бе (фу­ла­ни), пе­ре­шед­ши­ми на язык хау­са в 19 в.; од­на­ко в не­ко­то­рых мест­но­стях (эми­ра­ты Дау­ра и Абуд­жа и др.) со­хра­ни­лись пра­вив­шие до Со­ко­то ди­на­стии Х. (ха­бе). Вме­сте с ас­си­ми­ли­ро­ван­ны­ми фуль­бе Х. об­ра­зу­ют общ­ность Х.-фу­ла­ни.

Хауса из Нигерийского полка. Фото сэра Б. Стоуна. 1907. Национальная портретная галерея (Лондон).

Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное по­лив­ное зем­ле­де­лие и тор­гов­ля; раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во. Раз­во­дят коз, овец, ло­ша­дей, на се­ве­ре – верб­лю­дов; у ар­на и ма­гу­за­ва со­хра­ня­ет­ся охо­та. К тра­диц. за­ня­ти­ям от­но­сят­ся проф. ни­щен­ст­во и во­ров­ст­во. По­се­ле­ния Х. де­лят­ся на обо­соб­лен­ные квар­та­лы; в го­ро­дах Х. со­став­ля­ют на­се­ле­ние Ста­ро­го го­ро­да (бир­ни). Жи­ли­ще сыр­цо­вое или гли­но­бит­ное, обыч­но пря­мо­уголь­ное с пло­ской кры­шей, сте­ны ук­ра­ша­ют­ся леп­ным, ино­гда рас­кра­шен­ным, ор­на­мен­том; усадь­ба об­не­се­на гли­но­бит­ной ог­ра­дой. Муж­ская оде­ж­да – ша­ро­ва­ры (ван­до) и ши­ро­кая ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха дли­ной до бё­дер или ко­ле­на с на­груд­ным кар­ма­ном или бу­бу (ри­га, та­гу­ва), на го­ло­ве – вы­ши­тая ци­лин­д­рич. ша­поч­ка (ху­ла) или тюр­бан (в осн. у зна­ти); жен­ская оде­ж­да – по­лот­ни­ще тка­ни (за­не), час­то с на­бив­ным ри­сун­ком, и го­лов­ной пла­ток (дан­ква­ли). Осо­бую роль в куль­ту­ре Х. иг­ра­ют оре­хи ко­ла. Ма­гу­за­ва и ар­на го­то­вят ри­ту­аль­ные спирт­ные на­пит­ки из про­са и сор­го (бур­ку­ту, фи­то). Прак­ти­ку­ют­ся от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния ме­ж­ду разл. груп­па­ми, ре­мес­лен­ни­ка­ми разл. про­фес­сий, а так­же ме­ж­ду Х. и со­сед­ни­ми на­ро­да­ми; со­хра­ня­ют­ся (в т. ч. в ди­ас­по­ре) вра­че­ва­тель­ные ри­туа­лы (бо­ри). У ар­на и ма­гу­за­ва про­сле­жи­ва­ют­ся сле­ды воз­рас­тных клас­сов и то­те­миз­ма. Фольк­лор вклю­ча­ет эт­но­ге­не­тич. ле­ген­ды, сказ­ки, пес­ни. Раз­ви­ты це­ре­мо­ни­аль­ная му­зы­ка, ис­кус­ст­во при­двор­ных пев­цов. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – дву­сто­рон­ний ба­ра­бан (ка­лан­гу), ли­тав­ры (там­ба­ри), 1–3-струн­ные лют­ни (го­ге, кун­ти­ги, мо­ло и др.), ме­тал­лич. горн дли­ной до 4 м (ка­ка­ки). На язы­ке хау­са су­ще­ст­ву­ют раз­ви­тые ли­те­ра­ту­ра в араб­ской (ад­жа­ми) и ла­тин­ской (бо­ко) гра­фи­ке (из пи­са­те­лей наи­бо­лее из­вес­тен А. Имам – 1911–1981) и ки­но­ин­ду­ст­рия («Нол­ли­вуд»). Мно­гие Х. име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние, уча­ст­ву­ют в биз­не­се (ни­ге­рий­ский мил­ли­ар­дер А. Дан­го­те – са­мый бо­га­тый че­ло­век в Аф­ри­ке) и по­ли­ти­ке. Сре­ди Х. Ни­ге­ра – пре­зи­ден­ты М. Ус­ман (1993–96), И. Б. Маи­нас­са­ра (1996–99), Д. М. Ван­ке (1999) и М. Ис­су­фу (с 2011).

Лит.: Оль­де­рог­ге Д. А. За­пад­ный Су­дан в XV–XIX вв. Очер­ки по ис­то­рии и ис­то­рии куль­ту­ры. М.; Л., 1960; Hill P. Rural Hausa. Camb., 1972; След­зев­ский И. В. Хау­сан­ские эми­ра­ты Се­вер­ной Ни­ге­рии. М., 1973; Ки­се­лев Г. С. Хау­са. Очер­ки эт­ни­че­ской, со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской ис­то­рии (до XIX сто­ле­тия). М., 1981; Badru P. Imperialism and ethnic politics in Nigeria, 1960–1996. Trenton, 1998; Доб­ро­нра­вин Н. А. Ис­то­ри­че­ские пес­ни хау­са. СПб., 2004; Salamone F. A. The Hausa of Nigeria. Lanham, 2010.

Вернуться к началу