ЙО́РУБА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙО́РУБА, йорубо (самоназвание – Yorùbа́), народ на юго-западе Нигерии (штаты Квара, Ойо, Огун, Лагос, Ошун, Экити, Ондо, Коги). Численность 27,6 млн. чел. Живут также в Гане (343 тыс. чел.), Бенине (наго, анаго; 181 тыс. чел.), Того (83 тыс. чел.) и др. Креолизированные потомки Й. в разл. странах Зап. Африки часто называют себя аку; живут также в Великобритании (св. 20 тыс. чел.), США (ок. 1 тыс. чел. – 2000, перепись) и др.; потомки Й. живут в странах Лат. Америки (в Вест-Индии их называют лукуми). Общая численность 28,5 млн. чел. (2007, оценка). Подразделяются на группы: ифе, ойо, иджеша, экити, игбомина, ово, ондо, иджебу, эгба, эгбадо. Говорят на яз. йоруба. Св. 50% – христиане (англикане, католики, последователи синкретич. христианско-афр. Церквей), часть – мусульмане (в осн. сунниты маликитского мазхаба), остальные придерживаются традиц. верований.
Со 2-й пол. 1-го тыс. у Й. существовали раннегосударственные образования (см. Йоруба государства). Традиц. культура типична для народов Гвинейской подобласти Зап. Африки (см. в ст. Африка). Традиц. хозяйство – ручное подсечно-огневое земледелие (осн. культура – ямс). Животноводство развито слабо из-за распространения мухи цеце. Сохраняются традиц. охота, ремёсла, торговля. Сельские поселения линейной планировки. Усадьба, населённая большесемейной общиной (агболе), включает неск. домов для нуклеарных семей. Жилище прямоугольное с плетнёвыми или столбовыми, обмазанными глиной, стенами. Традиц. пища – каша из ямса (фуфу), заменяющая хлеб, бобы, кукуруза, бананы, маниок, мясо и рыба с острыми специями, пальмовое масло и др. Из сока масличной пальмы приготовляют алкогольный напиток (эму). Сохраняются традиц. социальная структура, тайные союзы, институт правителей (оба), праздники. Система терминов родства генерационного типа. Сиблинги обозначаются либо общим термином без различия по полу и возрасту, либо описательными конструкциями с указанием родства по отцу или по матери. Счёт родства патрилинейный с элементами билинейности. Брак запрещён в пределах билатеральной группы родственников в пределах 3, у иджебу и ондо – 5–6 поколений. До сер. 19 в. имущество мужчины переходило по наследству его братьям. В настоящее время имущество, унаследованное от отца, переходит к братьям, а имущество, накопленное мужчиной самим, делится между детьми. Имущество женщины наследуется только детьми. После смерти мужчины управление его имуществом переходит к старшему сыну, жена с остальными детьми возвращается в дом своих родителей.
Йорубский пантеон возглавляется верховным божеством Олоруном (Хозяин Неба), или Олудумаре; включает от 201 до 401 божества (ориша): покровители стихий, божества грома (Шанго), солнца (Орун), луны (Ошу), войны и железа (Огун), судьбы (Орунмила), врачевания (Осанъин), прорицания (Ифа), охоты (Ошоси), земледелия (Ориша Око), трикстера Эшу (посредника между ориша и людьми, покровителя путешественников, проводника душ в царство мёртвых и т. п.) и др.; верили в ведьм (адже). Выделяются мифы о творении Олоруном демиурга Обатала, создавшего первых мужчину и женщину, ориша и т. п.; об Одудува – первопредке и царе-основателе Ифе (по некоторым мифам, он также создатель мира, иногда выступает в женском облике); этиологич. и историч. предания (рассказываются под муз. аккомпанемент), сказки о животных и др. Развита практика гаданий (ифа). Календарные праздники – ежегодные инициации мальчиков (в марте) и девочек (в июне), мужские церемонии культа предков (Адимуориша, Оро, Эгунгун), праздник урожая ямса (Ока; в июле); Новый год отмечается в начале июня. Религия Й. легла в основу синкретич. культов в Африке и Америке (сантерия в Вест-Индии, кандомбле в Бразилии и др.).
Развито инструментальное музицирование, в т. ч. на двухсторонних барабанах в форме песочных часов (дундун); др. виды барабанов: односторонний – в форме песочных часов (косо), двухсторонние – конический (бата), цилиндрический (бембе); используются наборы барабанов (сакара, орунса). В ансамблях к ним могут добавляться металлич. колокол (агого), ламеллафон (агидигбо), музыкальный лук (годже), погремушка из высушенной тыквы (секере, адже оба). Для запоминания ритмоинтонационных формул широко используется система слогов. В вокальной музыке выделяется респонсорное пение (орин). Распространены хвалебные вокально-речевые жанры: священные похвалы-пророчества (ийере), похвалы охотникам (иджала), шуточные похвалы (иви), похвалы по разным поводам (рара). С нач. 20 в. хвалебные скандирования и песни исполняются с инструментальным сопровождением. Под влиянием зап. культуры развилась гор. популярная музыка, напр. джуджу (гитара, гармоника соединяются с традиц. муз. инструментами). В 1940-е гг. появились муз. драмы на историч. сюжеты, опирающиеся на традиц. музыку (среди ведущих авторов – Г. Огунде, К. Огунмола, Д. Ладипо).
Деревянная и бронзовая скульптура восходит к традиции иск-ва Ифе; отличается реалистич. трактовкой и пластич. моделировкой, подтреугольной формой глаз, коротким горизонтально срезанным носом, вытянутыми вперёд губами и др. Характерны парные (мужская и женская) фигурки с остриём внизу (эдан); фигурки близнецов (ибеджи), божеств: Эшу (на дверных рельефах, столбах, поддерживающих кровлю, барабанах и др.), Шанго (обычно в виде всадника на коне) и его жриц (навершия жезлов в виде коленопреклонённых фигур, часто с чашей или ребёнком на руках или за спиной, с головным убором в форме двойного топора и т. д.); маски-шлемы тайного союза Эпа с многофигурным навершием (выс. до 0,5 м); маски тайного союза Эгунгун (агбегиджо) из растит. волокон, перьев, раковин на деревянном или плетёном каркасе; головы барана или человеческие с бараньими рогами (связаны с праздником урожая Ока); ритуальные подносы (опон ифа), молоточки (ироке), сосуды с многофигурной скульптурой; рельефы с изображением бытовых и мифологич. сцен и др.
Многие Й. живут в городах, имеют высшее образование (крупнейшие ун-ты Нигерии находятся в Лагосе, Ибадане и Ифе). С 1930-х гг. развивается худож. лит-ра и проф. искусство. Из Й. наиболее известны – нобелевский лауреат в области лит-ры В. Шойинка, учёные-гуманитарии С. О. Биобаку, Дж. Ф. Аджайи, О. Елуйеми, В. Абимбола и др. Й. играют важную роль в политич. жизни Нигерии, составляя этнич. основу партий и организаций; в частности, к Й. принадлежат президент Нигерии О. Обасанджо (1976–79, 1999–2007) и «временный президент» Э. Шонекан (1993). В диаспоре (США и др.) проводятся фестивали йоруба.