Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́РУБА ГОСУДА́РСТВА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 297

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Статуя правителя Ифе. Бронза. Нигерийский музей (Лагос).

ЙО́РУБА ГОСУДА́РСТВА, ран­не­го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния в Зап. Аф­ри­ке (юго-за­пад совр. Ни­ге­рии и юго-вос­ток Бе­ни­на). Соз­да­ны разл. под­груп­па­ми йо­ру­ба. Со­глас­но уст­ной тра­ди­ции, за­ро­ди­лись из об­ще­го цен­тра – Ифе (2-я пол. 1-го тыс.). В 1-й пол. 2-го тыс. во­круг Ифе воз­ник­ли го­ро­да-го­су­дар­ст­ва Ид­же­ша, Иг­бо­ми­на, Ойо, Ову, Эг­ба, Эг­ба­до, Ид­же­бу, Аво­ри, На­го, Ла­гос, Ке­ту, Ша­бе, Да­са, Он­до, Ма­хин, Ово, Эки­ти. Боль­шие по­ли­гин­ные се­мьи (иди­ле, эби, ори­гун, иди) со­став­ля­ли до­мо­хо­зяй­ст­ва (иле, оли, аг­бо­ле), в ос­но­ве ко­то­рых был пат­ри­ли­нидж (иди­ле, букв. – ко­рень до­ма) во гла­ве со стар­шим муж­чи­ной (ба­ле, оло­ри эби). До­мо­хо­зяй­ст­ва объ­е­ди­ня­лись в квар­та­лы (адуг­бо), гла­вы ко­то­рых со­став­ля­ли го­род­ской со­вет. Во гла­ве центр. го­ро­да (илу ала­де) сто­ял са­краль­ный пра­ви­тель (оба), под­чи­нён­ны­ми ему го­ро­да­ми (илу эре­ко) уп­рав­ля­ли его на­ме­ст­ни­ки (ба­ле). Го­ро­да бы­ли ок­ру­же­ны 1–3 поя­са­ми гли­но­бит­ных стен и рва­ми с во­дой, име­ли мос­то­вые из ке­ра­мич. че­реп­ков, свя­ти­ли­ща и свя­щен­ные ро­щи; в цен­тре го­ро­да на­хо­ди­лись ок­ру­жён­ная сте­ной двор­цо­вая тер­ри­то­рия и ры­нок. Илу эре­ко под­раз­де­ля­лись на два ти­па: го­род с рын­ком (илу олод­жа) и по­се­ле­ние без рын­ка (иле­то). Жи­те­ли го­ро­дов за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и во вре­мя с.-х. ра­бот жи­ли во врем. по­сёл­ках (аба). Су­ще­ст­во­ва­ли так­же проф. сою­зы тор­гов­цев, ре­мес­лен­ни­ков (час­то сов­па­дав­шие с родств. объ­е­ди­не­ния­ми), охот­ни­ков (при дво­рах пра­ви­те­лей имелись от­ря­ды, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шие­ся на до­бы­че оп­ре­де­лён­ных ви­дов ди­чи – сло­нов, ле­о­пар­дов, ан­ти­лоп) и др., тай­ные сою­зы (Ог­бо­ни, Ге­ле­де, Эпа, Эгун­гун, Оро, Элу­ку и др.), проф. жре­че­ст­во. Существовало раб­ст­во (долж­ни­ков и во­ен­но­плен­ных), иму­ще­ст­вен­ное не­ра­вен­ст­во, рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния. Бы­ли раз­ви­ты тор­гов­ля на даль­ние рас­стоя­ния, ре­мёс­ла: куз­неч­ное де­ло, тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние руч­ной ке­ра­ми­ки, из­го­тов­ле­ние ла­тун­ной и тер­ра­ко­то­вой скульп­ту­ры, резь­ба по де­ре­ву и сло­но­вой кос­ти. В 16–19 вв. йо­ру­ба вы­сту­па­ли по­сред­ни­ка­ми в транс­ат­лан­тич. ра­бо­тор­гов­ле. В 16–18 вв. Ойо уси­лил­ся и пре­вра­тил­ся в мо­гу­ще­ст­вен­ную дер­жа­ву. Вме­сте с при­шед­ши­ми с се­ве­ра тор­гов­ца­ми к йо­ру­ба про­ни­кал ис­лам: в 18–19 вв. в сев. го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли му­сульм. квар­та­лы. В 1-й пол. 19 в. воз­ник­ли го­ро­да-го­су­дар­ст­ва Иба­дан и Абе­о­ку­та. В 1-й пол. 19 в. Й. г. бо­ро­лись с экс­пан­си­ей с се­ве­ра ха­ли­фа­та Со­ко­то, в кон. 1830–40-х гг. на­чал­ся пе­ри­од меж­до­усоб­ных войн. С сер. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во, сфор­ми­ро­ва­лось йо­руб­ское ду­хо­вен­ст­во, соз­да­ва­лась бо­го­слов­ская лит-ра и гим­но­ло­гия на яз. йору­ба, сфор­ми­ро­ва­лись хри­сти­ан­ско-афр. куль­ты. В 1893 над боль­шин­ст­вом Й. г. был ус­та­нов­лен брит. про­тек­то­рат (Ке­ту, Ша­бе и Да­са во­шли во франц. ко­ло­нию Да­го­мея), в 1906 вклю­чён­ный в про­тек­то­рат Юж. Ни­ге­рия.

Лит.: Ко­ча­ко­ва Н. Б. Го­ро­да-го­су­дар­ст­ва йору­бов. М., 1968; Johnson S. The history of the Yorubas. 4th ed. L., 1973; Smith R. S. Kingdoms of the Yoruba. 3rd ed. Madison, 1988; Ко­ча­ко­ва Н. Б. Свя­щен­ный Иле-Ифе: идеа­ли­зи­ро­ван­ный об­раз и ис­то­ри­че­ская ре­аль­ность. М., 2007.

Вернуться к началу