КАДИРИ́ЙЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАДИРИ́ЙЯ, суфийское братство, основанное в сер. 13–14 вв. на территории Ирака потомками Абд аль-Кадира аль-Джилани и названное его именем. Входит в число 12 материнских братств, возводящих свою духовную генеалогию (сильсиля) к Мухаммеду, в зависимости от ветви – через Али ибн Аби Талиба или Абу Бекра. Суннитская по взглядам, К. следует восходящей к Джунайду рационалистич. школе суфизма. Члены братства приписывают его создание самому Абд аль-Кадиру, хотя он скончался за 200 лет до появления первых общин кадиритов.
К. никогда не была единой, включая множество разнородных групп, объединённых именем Абд аль-Кадира – святого и заступника, согласно общей кадиритской традиции, продолжающего руководить братством через посредников. Часть групп К. обожествила его. Социальный состав К. был и остаётся пёстрым. В К. нет обязательного для всех членов особого мистич. «пути» и соответствующей ритуальной практики его прохождения, общим является приём в члены братства от имени Абд аль-Кадира. К. практикует коллективные радения (сама, хадра, лейлия), тихий и громкий зикр. Кадириты носят на голове маленькие войлочные шапки с эмблемой К. – зелёной розой с тремя рядами лепестков. Гл. праздник – ежегодные торжества в честь Абд аль-Кадира. Организац. основа К. – самостоятельная обитель (ханака, рибат, завия, текке), руководство которой по традиции переходит по наследству. Центр. обитель К. находится в Багдаде. В неё входят медресе, укрепление с общежитием суфиев (рибат) и мечеть, возведённая над могилой Абд аль-Кадира.
История распространения К. по мусульм. миру начинается с 14 в. Первые общины К. появились в Ираке и Сирии, затем в Йемене, откуда в 18 в. братство проникло в Индонезию, а к 20 в. – на п-ов Малакка. В 15 в. обители К. возникли в Ливане, Палестине, Египте и Хиджазе, в 16 в. – в Магрибе и Чёрной Африке (на территории современных Судана, Сенегала, Гвинеи, Нигера). Основание османской ветви К. связывают с деятельностью Исмаила Руми (ум. в 1631 или 1643). В Турции эта ветвь была очень активной и многочисленной. В кон. 19 в. в Стамбуле действовали 33 обители-текке. В Иране К. не получила распространения, но в Курдистане сложились 3 влиятельные ветви братства. В ряде регионов оно приобрело политич. вес. В Судане и Алжире 19 в. его шейхи участвовали в вооруж. сопротивлении европ. колонизаторам [см. Абд аль-Кадир (1808–83)]. На рос. Сев.-Вост. Кавказе, где отд. ветвь К. появилась в сер. 19 в. благодаря проповеди Кунта-хаджи, деятельность кадиритов (названных рус. наблюдателями зикристами) отличалась пацифизмом, за что их преследовал Шамиль.
Особенно сильны позиции К. в Зап. и Сев. Африке, Судане, Ираке и Пакистане (группы К. в двух последних признают главу центр. обители в Багдаде главой всего братства). В России общины К. есть среди мусульман Чечни, Ингушетии и Сев. Дагестана.