Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖУНА́ЙД АБУ-ЛЬ-КАСИМ ИБН МУХАММЕД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 685

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ДЖУНА́ЙД Абу-ль-Ка­сим ибн Му­хам­мед (год рож­де­ния не­изв., г. Не­ха­венд, Иран, или Ба­гдад, Ирак – 910, Ба­гдад), перс. мис­тик, соз­да­тель ра­цио­на­ли­стич. шко­лы пол­но­го са­мо­кон­тро­ля в су­физ­ме в про­ти­во­вес шко­ле «опь­я­не­ния лю­бо­вью к Бо­гу». При­над­ле­жал к тор­го­во-ре­мес­лен­ным кру­гам, тор­го­вал шёл­ком-сыр­цом. Хо­ро­шо знал ха­ди­сы и пра­во, ко­то­ро­му обу­чал­ся у ша­фии­та Абу Сау­ра Иб­ра­хи­ма аль-Ба­гда­ди (ум. 854). Его на­став­ни­ка­ми в су­физ­ме бы­ли дя­дя по ма­те­ри Са­ри ас-Са­ка­ти (ум. 867) и соз­да­тель ба­гдад­ской шко­лы су­физ­ма аль-Ха­рис аль-Му­ха­си­би (ум. 857). При­няв уче­ние Бис­та­ми о рас­тво­ре­нии в Бо­ге (фа­на), Д. сфор­му­ли­ро­вал на его ос­но­ве «уче­ние трез­во­сти», рас­смат­ри­вая фа­на не как цель, а как про­ме­жу­точ­ную ста­дию пу­ти к Бо­гу, по­сле ко­то­рой су­фий, со­хра­няя пол­ный кон­троль над свои­ми чув­ст­ва­ми и по­сто­ян­но пре­бы­вая в Бо­ге, по­лу­ча­ет об­рат­но оду­хо­тво­рён­ные Бо­же­ст­вен­ным бы­ти­ем свои вре­мен­но ут­ра­чен­ные че­ло­ве­че­ские ка­че­ст­ва, со­хра­ня­ясь для но­вой жиз­ни в Бо­ге (ба­ка). Это по­зво­ля­ет ему вы­пол­нять Бо­же­ст­вен­ную мис­сию слу­же­ния лю­дям, на­став­ляя и про­све­щая их.

Со­хра­ни­лось од­но со­чи­не­ние Д. – пись­ма (ра­са­иль) на су­фий­ские те­мы, час­тич­но в фор­ме ком­мен­та­ри­ев к отд. ая­там Ко­ра­на. Уче­ние Д. по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди му­сульм. мис­ти­ков. К не­му тер­пи­мо от­но­си­лись рев­ни­те­ли му­сульм. бла­го­чес­тия, по­это­му имя Д. вклю­че­но в боль­шин­ст­во ду­хов­ных ге­неа­ло­гий (силь­си­ля) бо­лее позд­них братств, что га­ран­ти­ро­ва­ло им в гла­зах уле­мов и вла­стей уме­рен­ность и «пра­во­ве­рие».

Лит.: Бер­тельс Е. Э. Из­бран­ные тру­ды. М., 1965. Т. 3: Су­физм и су­фий­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1965; Три­мин­гэм Дж. С. Су­фий­ские ор­де­ны в ис­ла­ме. М., 2002.

Вернуться к началу