ДАГО́МБА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАГО́МБА (самоназвания – dagomba, dagbamba, ед. ч. – dagbana; дагбома, нгвана), народ группы гур на северо-востоке Ганы (восток Северной обл.). Живут в междуречье Белой Вольты и Оти. Численность 785 тыс. чел. (2006, оценка), 8 тыс. чел. живут также в Того. Говорят на языке дагбани (дагбане, дагбанли) оти-вольтийской группы сев. подветви центр. ветви гур языков – одном из офиц. языков Ганы. Письменность с нач. 20 в. на основе лат. графики (алфавит «Африка»). Большинство Д. – мусульмане-сунниты, значит. часть придерживается традиц. верований, есть христиане (католики и протестанты).
В 15 в. создали раннеполитич. образование Дагомба (Дагбон) со столицей в Енди – самое южное из гл. вольтийских этнополитич. образований (т. н. комплекс Моси – Мампруси – Дагомба, см. в статьях Моси, Мампруси), созданных, по данным устной традиции, потомками Гбевы (Бавы) – предводителя завоевателей-«всадников», вторгшихся с северо-востока (возможно, из стран хауса). Во главе Дагомбы стояли выборный верховный вождь (яна) и совет старейшин из вождей (на) деревенских общин. Существовало деление на знать, свободных общинников и рабов. В 1-й пол. 18 в. б. ч. знати приняла ислам. До сер. 18 в. Дагомба входила в торговую систему Зап. Судана, соперничала с федерацией Нгбанья (см. в ст. Гонжа) за осуществление контроля над торговыми путями между лесной зоной Золотого берега и странами манде и хауса. В период зависимости от Ашанти конфедерации (1745–1874) Д. восприняли мн. элементы политич. и духовной культуры ашанти. Традиц. культура типична для Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – ручное, в осн. подсечно-огневое, земледелие (ямс, просо, сорго, фонио, арахис и др.), а также разведение мелкого рогатого скота, охота, собирательство, рыболовство. Развиты кузнечное, гончарное, ткацкое ремёсла, плетение, резьба по дереву. Распространено отходничество на плантации и рудники в юж. районы Ганы. Сохраняются традиционная социальная организация, деревенские и большесемейные общины, патрилинейные роды. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Брачное поселение вирилокальное, практикуется полигиния. Жилище круглое глинобитное. Традиц. мужская одежда – длинная полосатая рубаха с короткими рукавами, по праздникам – аканское кенте, женская одежда – несшитая юбка длиной до колен. Традиц. верования – культ предков и сил природы, важную роль играют жрецы культа земли тенгдана («хранители земли»), а также барабанщики – хранители устной традиции и историч. преданий. Муз. инструменты – музыкальный лук, флейта, лютня, труба (из слонового бивня) и др.