Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАГО́МБА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ДАГО́МБА (са­мо­на­зва­ния – dagomba, dag­bamba, ед. ч. – dagbana; даг­бо­ма, нгва­на), на­род груп­пы гур на се­ве­ро-вос­то­ке Га­ны (вос­ток Се­вер­ной обл.). Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье Бе­лой Воль­ты и Оти. Чис­лен­ность 785 тыс. чел. (2006, оцен­ка), 8 тыс. чел. жи­вут так­же в То­го. Го­во­рят на язы­ке даг­ба­ни (даг­ба­не, даг­бан­ли) оти-воль­тий­ской груп­пы сев. под­вет­ви центр. вет­ви гур язы­ков – од­ном из офиц. язы­ков Га­ны. Пись­мен­ность с нач. 20 в. на ос­но­ве лат. гра­фи­ки (ал­фа­вит «Аф­ри­ка»). Боль­шин­ст­во Д. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, зна­чит. часть при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты).

В 15 в. соз­да­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Да­гом­ба (Даг­бон) со сто­ли­цей в Ен­ди – са­мое юж­ное из гл. воль­тий­ских эт­но­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний (т. н. ком­плекс Мо­си – Мам­пру­си – Да­гом­ба, см. в стать­ях Мо­си, Мам­пру­си), соз­дан­ных, по дан­ным уст­ной тра­ди­ции, по­том­ка­ми Гбе­вы (Ба­вы) – пред­во­ди­те­ля за­вое­ва­те­лей-«всад­ни­ков», вторг­ших­ся с се­ве­ро-вос­то­ка (воз­мож­но, из стран хау­са). Во гла­ве Да­гом­бы стоя­ли вы­бор­ный вер­хов­ный вождь (яна) и со­вет ста­рей­шин из во­ж­дей (на) де­ре­вен­ских об­щин. Су­ще­ст­во­ва­ло де­ле­ние на знать, сво­бод­ных об­щин­ни­ков и ра­бов. В 1-й пол. 18 в. б. ч. зна­ти при­ня­ла ис­лам. До сер. 18 в. Да­гом­ба вхо­ди­ла в тор­го­вую сис­те­му Зап. Су­да­на, со­пер­ни­ча­ла с фе­де­ра­ци­ей Нгба­нья (см. в ст. Гон­жа) за осу­ще­ст­в­ле­ние кон­тро­ля над тор­го­вы­ми пу­тя­ми ме­ж­ду лес­ной зо­ной Зо­ло­то­го бе­ре­га и стра­на­ми ман­де и хау­са. В пе­ри­од за­ви­си­мо­сти от Ашан­ти кон­фе­де­ра­ции (1745–1874) Д. вос­при­ня­ли мн. эле­мен­ты по­ли­тич. и ду­хов­ной куль­ту­ры ашан­ти. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное, в осн. под­сеч­но-ог­не­вое, зем­ле­де­лие (ямс, про­со, сор­го, фо­нио, ара­хис и др.), а так­же раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та, охо­та, со­би­ра­тель­ст­во, ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­ты куз­неч­ное, гон­чар­ное, ткац­кое ре­мёс­ла, пле­тение, резь­ба по де­ре­ву. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции и руд­ни­ки в юж. рай­оны Га­ны. Со­хра­ня­ют­ся тра­диционная со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция, де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ные ро­ды. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. Брач­ное по­се­ле­ние ви­ри­ло­каль­ное, прак­ти­ку­ет­ся по­ли­ги­ния. Жи­ли­ще круг­лое гли­но­бит­ное. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – длин­ная по­ло­са­тая ру­ба­ха с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми, по празд­ни­кам – акан­ское кен­те, жен­ская оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка дли­ной до ко­лен. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – культ пред­ков и сил при­ро­ды, важ­ную роль иг­ра­ют жре­цы куль­та зем­ли тен­гда­на («хра­ни­те­ли зем­ли»), а так­же ба­ра­бан­щи­ки – хра­ни­те­ли уст­ной тра­ди­ции и ис­то­рич. пре­да­ний. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – му­зы­каль­ный лук, флей­та, лют­ня, тру­ба (из сло­но­во­го бив­ня) и др.

Лит.: Rattray R. S. The tribes of the Ashanti hinterland. Oxf., 1932. Vol. 1–2; Manou­kian M. Tribes of the northern territories of the Gold Coast. L., 1951; Benzing B. Die Ge­schichte und das Herrschaftssystem der Da­gom­ba. Me­i­sen­heim am Glan, 1971; Staniland M. The lions of Dagbon: political change in Nort­hern Ghana. Camb.; N. Y., 1975.

Вернуться к началу