Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́СИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 187-188

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

МО́СИ, мос­си, мои­си, мо­се, мо­оре (са­мо­на­зва­ния – moosi, mossi), на­род сев.-зап. под­груп­пы сев. груп­пы гур, круп­ней­ший эт­нос Бур­ки­на-Фа­со. Жи­вут в бас­сей­не рек На­кам­бе (Бе­лая Воль­та) и На­зи­нон (Крас­ная Воль­та) (ис­то­рич. обл. Мо­го – «стра­на мо­си»). Чис­лен­ность 7,4 млн. чел. (2012, оцен­ка). Жи­вут так­же на се­ве­ро-вос­то­ке Кот-д’Ивуара (2,4 млн. чел.), на се­ве­ре Га­ны (375 тыс. чел.), То­го (30 тыс. чел.), Бе­ни­на (30 тыс. чел.), юге Ма­ли (40 тыс. чел.), в Ни­ге­ре (150 тыс. чел.), Се­не­га­ле (35 тыс. чел.) и др.; св. 60 тыс. чел. про­жи­ва­ют во Фран­ции. Язык мо­оре; рас­про­стра­не­ны так­же дью­ла и франц. язы­ки. В осн. при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний; ок. 40% – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, ок. 10% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты и др.).

Со­глас­но эт­но­ге­не­тич. пре­да­ни­ям, пред­ки М. пе­ре­се­ли­лись из стра­ны мам­пру­си в Сев.-Вост. Га­не; их пра­ви­те­ли воз­во­дят се­бя к до­че­ри пред­во­ди­те­ля за­вое­ва­те­лей-«всад­ни­ков» Гбе­ва – Йен­нен­га (Ньен­не­га), став­шей же­ной Риа­ле, охот­ни­ка из ман­дея­зыч­но­го на­ро­да би­са (в др. ва­ри­ан­те ле­ген­ды она бы­ла до­че­рью пра­ви­те­ля да­гом­ба); их сын Уэдрао­го (букв. – же­ре­бец) счи­та­ет­ся пра­ро­ди­телем М. Ав­то­хтон­ные на­ро­ды Мо­го – до­гон­ы (б. ч. их бы­ла вы­тес­не­на на пла­то Бан­диа­га­ра), би­са и ряд на­ро­дов гур (ку­рум­ба, а так­же лье­ла, ну­ну­ма, кол­си и др. гру­си). В сер. 13–15 вв. вож­де­ст­ва М. (см. Мо­си го­су­дар­ст­ва), имев­шие мощ­ную во­ен. ор­га­ни­за­цию кон­ных вои­нов, вме­сте с др. воль­тий­ски­ми эт­но­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния­ми вое­ва­ли с го­су­дар­ст­ва­ми Ма­ли и Сон­гай за кон­троль над транс­са­хар­ски­ми тор­го­вы­ми пу­тя­ми (в 1330-е гг. ими был два­ж­ды взят Том­бук­ту). В 1483 экс­пан­сия М. ос­та­нов­ле­на пра­ви­те­ля­ми Сон­гай, и они бы­ли от­тес­не­ны на зем­ли к югу от Ни­ге­ра. Б. ч. зна­ти М. ис­ла­ми­зи­ро­ва­на в 17–18 вв. В 18 в. М. вое­ва­ли с Ашан­ти кон­фе­де­ра­ци­ей и фуль­бе Ма­си­на. В 1896–1897 стра­на М. бы­ла за­хва­че­на франц. ко­ло­ни­за­то­ра­ми. В 20 в. М. со­став­ля­ли боль­шин­ст­во т. н. се­не­галь­ских стрел­ков, в со­ста­ве ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли в 1-й и 2-й ми­ро­вых вой­нах. Пред­ста­ви­тель М. (П. Зунграна) стал пер­вым кар­ди­на­лом из Зап. Африки.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тия – тро­пич. руч­ное зем­ле­де­лие (на се­ве­ре – про­со, фо­нио, бо­бо­вые, на юге – клуб­не­пло­ды, крас­ное и бе­лое сор­го, ку­ку­ру­за, бо­бо­вые; на про­да­жу – кун­жут, ара­хис, ин­ди­го) и ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), а так­же реч­ное ры­бо­лов­ст­во, раз­ве­де­ние до­маш­ней пти­цы, сбор пло­дов ка­ри­те. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции Юж. Га­ны и Кот-д’Ивуара. Мно­гие жи­вут в го­ро­дах, со­став­ля­ют б. ч. гос. слу­жа­щих и ин­тел­ли­ген­ции Бур­ки­на-Фа­со. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные. Жи­ли­ще сыр­цо­вое круг­лое, кров­ля из со­ло­мы с за­ост­рён­ной вер­ши­ной; об­ра­ще­но вхо­дом на за­пад. Усадь­ба об­не­се­на гли­но­бит­ной ог­ра­дой, ря­дом по­ме­ща­ет­ся се­мей­ное клад­би­ще. У жи­ли­ща во­ж­дя ста­вят­ся два стол­ба с муж­ской и жен­ской фи­гу­ра­ми на вер­ши­нах. Жен­щи­ны об­ма­ты­ва­ют верх­нюю и ниж­нюю часть те­ла тка­нью, муж­чи­ны-му­суль­ма­не но­сят ши­ро­кие вы­ши­тые ру­ба­хи (бу­бу), хри­стиа­не – ев­роп. одеж­ду. При­чёс­ка за­муж­них жен­щин – в фор­ме про­доль­но­го греб­ня (гьон­фо). Осн. пи­ща – гус­тая про­ся­ная ка­ша (са­га­бо) с соу­сом и при­пра­ва­ми. Из сор­го ва­рят пи­во. Во вре­мя це­ре­мо­ний при­ни­ма­ют на­стой­ку оре­хов ко­лы (доо­ло). Пи­ще­вые за­пре­ты (напр., на упот­реб­ле­ние со­бачь­е­го мя­са) раз­лич­ны у раз­ных ро­дов.

Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют боль­ше­се­мей­ные (за­ка) и де­ре­вен­ские (сак­се) об­щи­ны, а так­же па­три­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция (бу­ду) и ин­сти­тут вож­дей (кас­ма, на­ба). Вер­хов­ным вож­дём М. счи­та­ет­ся мо­ро-на­ба (мо­го-на­ба) – пра­ви­тель Уага­ду­гу. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на знать – по­том­ков за­вое­ва­те­лей-«всад­ни­ков» (на­ком­се; букв. – лю­ди вла­сти) и по­том­ков мест­но­го на­се­ле­ния (тен­га­би­си; букв. – лю­ди зем­ли); ср­еди пос­лед­них вы­де­ля­ют­ся груп­пы ти­па каст: зем­ле­дель­цы (ньонь­о­се), тор­гов­цы (яр­се), куз­не­цы (са­а­ба), юве­ли­ры и скульп­то­ры (сайя), мас­те­ра по из­го­тов­ле­нию ла­тун­ной скульп­ту­ры (ньог­се), гон­ча­ры, ко­жев­ни­ки и ба­ра­бан­щи­ки; из тен­га­би­си про­ис­хо­дят и ре­лиг. ли­де­ры М. Брак ви­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп, ле­ви­рат, со­ро­рат и крос­ску­зен­ный брак, муж­ское и жен­ское об­ре­за­ние, ска­ри­фи­ка­ция. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па.

Моси. Женская скульптура биига (воспроизводится причёска гьонфо).

Рас­про­стра­не­ны куль­ты ду­хов при­ро­ды и пред­ков; зна­чи­тель­на роль куль­та зем­ли и его жре­цов (тенг­да­на, тенг­со­ба – ‘хра­ни­те­ли зем­ли’). Куль­ты на­ком­се свя­за­ны с вер­хов­ным сол­неч­ным бо­же­ст­вом – де­ми­ур­гом Вен­де (Вен­нам). Во вре­мя по­хо­рон во­ж­дей и еже­год­но­го по­ми­наль­но­го ри­туа­ла (На-по­осум) ис­поль­зу­ют де­рев. скульп­ту­ры (ни­нан­де), оде­тые в кос­тю­мы (сре­ди них есть с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми и бы­то­вы­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, напр. в ви­де фут­бо­ли­ста). До сер. 20 в. со­хра­ня­лась тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния ли­тых ла­тун­ных мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций с кон­ной фи­гу­рой умер­ше­го пра­ви­те­ля в цен­тре, по­ме­щав­ших­ся в гроб­ни­цах пра­ви­те­лей в дер. Лум­би­ла (к се­ве­ро-вос­то­ку от Уа­га­ду­гу). У ньонь­осе раз­вит культ пред­ков и сим­во­ли­зи­рую­щих их ма­сок (ван­го), ко­то­рые хра­нят на до­маш­них ал­та­рях и ис­поль­зу­ют в тан­цах во вре­мя по­гре­баль­но-по­ми­наль­ных це­ре­мо­ний и се­зон­ных аг­рар­ных об­ря­дов. Тан­цы ис­пол­ня­ют­ся мо­ло­ды­ми муж­чи­на­ми – чле­на­ми тан­це­валь­ных об­ществ (вис­ко­ам­ба – «де­ти тан­ца»). У ка­ж­дого рода су­ще­ст­ву­ет миф о про­ис­хо­ж­де­нии сво­ей мас­ки. Важ­ней­шие ти­пы ма­сок: ка­ран­се, или сти­ля Ятен­га, близ­кие к до­гон­ским (име­ют оваль­ную во­гну­тую или вы­пук­лую ли­чи­ну с про­ре­зью для глаз в цен­тре и вер­ти­каль­ное на­вер­шие выс. до 2 м, час­то – с ро­га­ми ан­ти­ло­пы или жен­ской фи­гу­рой), – к се­ве­ру от вер­ховь­ев На­кам­бе (Бе­лой Воль­ты); су­ком­се, или сти­ля Уа­га­ду­гу, близ­кие к мас­кам гру­си (ус­лов­но-зоо­морф­ные мас­ки, шле­мо­вид­ные и ли­чи­ны, с гео­мет­рич. бе­ло-крас­но-чёр­ной рос­пи­сью и с ба­хро­мой из рас­тит. во­ло­кон, скры­ваю­щей фи­гу­ру тан­цо­ра), – на юго-за­па­де. На по­хо­ро­нах на­ком­се ис­поль­зу­ют­ся мас­ки-на­го­лов­ни­ки за­лаи­го с на­вер­ши­ем в ви­де пар­ных фи­гу­рок жи­вот­ных. Рас­про­стра­не­ны жен­ские фи­гур­ки (бии­га), ко­то­рые пе­ре­да­ют­ся от ма­те­ри к до­че­ри. Фольк­лор вклю­ча­ет ми­фы (в т. ч. о выс­шем су­щест­ве Отио­се), сказ­ки, по­сло­ви­цы и др. Уст­ная тра­ди­ция пе­ре­да­ёт­ся ска­зи­те­ля­ми-грио­та­ми. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – му­зы­каль­ный лук, лют­ня, ба­ра­ба­ны, флей­ты, струн­ные. Гл. празд­ник – празд­ник уро­жая про­са Ба­се­га (в де­ка­бре).

Лит.: Hammond P. B. Yatenga: technology in the culture of a West African kingdom. N. Y., 1966; Guirma F. Tales of Mogho. N. Y., 1971; Skinner E. P. African urban life: the transfor­mation of Ouagadougou. Princeton, 1974; idem. The Mossi of Bur­k­ina Faso: chiefs, politicians, and soldiers. Pros­pect Heights, 1989; Benoît M. Oiseaux de mil: les Mossi du Bwamu (Haute-Volta). P., 1982; Roy C. The art of the Upper Volta Rivers. Meudon, 1987; Ilboudo P. Cro­yan­ces et pratiques religieuses traditionnelles des Mossi. P., 1990; Mack-Williams K. V. Mos­si. N. Y., 1996; Kawada J. Genèse et dyna­mique de la royauté: les Mossi méridionaux, Burkina Faso. P., 2002; Roy C., Wheelock T. G. B. Land of the flying masks: art and cul­ture in Burkina Faso. Munich; L., 2007.

Вернуться к началу