МО́СИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́СИ, мосси, моиси, мосе, мооре (самоназвания – moosi, mossi), народ сев.-зап. подгруппы сев. группы гур, крупнейший этнос Буркина-Фасо. Живут в бассейне рек Накамбе (Белая Вольта) и Назинон (Красная Вольта) (историч. обл. Мого – «страна моси»). Численность 7,4 млн. чел. (2012, оценка). Живут также на северо-востоке Кот-д’Ивуара (2,4 млн. чел.), на севере Ганы (375 тыс. чел.), Того (30 тыс. чел.), Бенина (30 тыс. чел.), юге Мали (40 тыс. чел.), в Нигере (150 тыс. чел.), Сенегале (35 тыс. чел.) и др.; св. 60 тыс. чел. проживают во Франции. Язык мооре; распространены также дьюла и франц. языки. В осн. приверженцы традиц. верований; ок. 40% – мусульмане-сунниты, ок. 10% – христиане (католики и протестанты: пятидесятники, адвентисты и др.).
Согласно этногенетич. преданиям, предки М. переселились из страны мампруси в Сев.-Вост. Гане; их правители возводят себя к дочери предводителя завоевателей-«всадников» Гбева – Йенненга (Ньеннега), ставшей женой Риале, охотника из мандеязычного народа биса (в др. варианте легенды она была дочерью правителя дагомба); их сын Уэдраого (букв. – жеребец) считается прародителем М. Автохтонные народы Мого – догоны (б. ч. их была вытеснена на плато Бандиагара), биса и ряд народов гур (курумба, а также льела, нунума, колси и др. груси). В сер. 13–15 вв. вождества М. (см. Моси государства), имевшие мощную воен. организацию конных воинов, вместе с др. вольтийскими этнополитич. образованиями воевали с государствами Мали и Сонгай за контроль над транссахарскими торговыми путями (в 1330-е гг. ими был дважды взят Томбукту). В 1483 экспансия М. остановлена правителями Сонгай, и они были оттеснены на земли к югу от Нигера. Б. ч. знати М. исламизирована в 17–18 вв. В 18 в. М. воевали с Ашанти конфедерацией и фульбе Масина. В 1896–1897 страна М. была захвачена франц. колонизаторами. В 20 в. М. составляли большинство т. н. сенегальских стрелков, в составе которых участвовали в 1-й и 2-й мировых войнах. Представитель М. (П. Зунграна) стал первым кардиналом из Зап. Африки.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. традиц. занятия – тропич. ручное земледелие (на севере – просо, фонио, бобовые, на юге – клубнеплоды, красное и белое сорго, кукуруза, бобовые; на продажу – кунжут, арахис, индиго) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), а также речное рыболовство, разведение домашней птицы, сбор плодов карите. Развито отходничество на плантации Юж. Ганы и Кот-д’Ивуара. Многие живут в городах, составляют б. ч. гос. служащих и интеллигенции Буркина-Фасо. Поселения разбросанные. Жилище сырцовое круглое, кровля из соломы с заострённой вершиной; обращено входом на запад. Усадьба обнесена глинобитной оградой, рядом помещается семейное кладбище. У жилища вождя ставятся два столба с мужской и женской фигурами на вершинах. Женщины обматывают верхнюю и нижнюю часть тела тканью, мужчины-мусульмане носят широкие вышитые рубахи (бубу), христиане – европ. одежду. Причёска замужних женщин – в форме продольного гребня (гьонфо). Осн. пища – густая просяная каша (сагабо) с соусом и приправами. Из сорго варят пиво. Во время церемоний принимают настойку орехов колы (дооло). Пищевые запреты (напр., на употребление собачьего мяса) различны у разных родов.
Основу традиц. социальной организации составляют большесемейные (зака) и деревенские (саксе) общины, а также патрилинейная родовая организация (буду) и институт вождей (касма, наба). Верховным вождём М. считается моро-наба (мого-наба) – правитель Уагадугу. Сохраняется деление на знать – потомков завоевателей-«всадников» (накомсе; букв. – люди власти) и потомков местного населения (тенгабиси; букв. – люди земли); среди последних выделяются группы типа каст: земледельцы (ньоньосе), торговцы (ярсе), кузнецы (сааба), ювелиры и скульпторы (сайя), мастера по изготовлению латунной скульптуры (ньогсе), гончары, кожевники и барабанщики; из тенгабиси происходят и религ. лидеры М. Брак вирилокальный, практикуются полигиния, брачный выкуп, левират, сорорат и кросскузенный брак, мужское и женское обрезание, скарификация. Система терминов родства бифуркативного типа.
Распространены культы духов природы и предков; значительна роль культа земли и его жрецов (тенгдана, тенгсоба – ‘хранители земли’). Культы накомсе связаны с верховным солнечным божеством – демиургом Венде (Веннам). Во время похорон вождей и ежегодного поминального ритуала (На-поосум) используют дерев. скульптуры (нинанде), одетые в костюмы (среди них есть с индивидуальными и бытовыми характеристиками, напр. в виде футболиста). До сер. 20 в. сохранялась традиция изготовления литых латунных многофигурных композиций с конной фигурой умершего правителя в центре, помещавшихся в гробницах правителей в дер. Лумбила (к северо-востоку от Уагадугу). У ньоньосе развит культ предков и символизирующих их масок (ванго), которые хранят на домашних алтарях и используют в танцах во время погребально-поминальных церемоний и сезонных аграрных обрядов. Танцы исполняются молодыми мужчинами – членами танцевальных обществ (вискоамба – «дети танца»). У каждого рода существует миф о происхождении своей маски. Важнейшие типы масок: карансе, или стиля Ятенга, близкие к догонским (имеют овальную вогнутую или выпуклую личину с прорезью для глаз в центре и вертикальное навершие выс. до 2 м, часто – с рогами антилопы или женской фигурой), – к северу от верховьев Накамбе (Белой Вольты); сукомсе, или стиля Уагадугу, близкие к маскам груси (условно-зооморфные маски, шлемовидные и личины, с геометрич. бело-красно-чёрной росписью и с бахромой из растит. волокон, скрывающей фигуру танцора), – на юго-западе. На похоронах накомсе используются маски-наголовники залаиго с навершием в виде парных фигурок животных. Распространены женские фигурки (биига), которые передаются от матери к дочери. Фольклор включает мифы (в т. ч. о высшем существе Отиосе), сказки, пословицы и др. Устная традиция передаётся сказителями-гриотами. Муз. инструменты – музыкальный лук, лютня, барабаны, флейты, струнные. Гл. праздник – праздник урожая проса Басега (в декабре).