Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОГО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 180-181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Р. Арсеньев
Догоны. Традиционное гончарство.

ДОГО́НЫ (са­мо­на­зва­ния – Dogon, Do­gonm; фульб­ское ха­бе – чу­же­зе­мец, языч­ник), на­род на юго-вос­то­ке Ма­ли (юг об­лас­ти Моп­ти), се­ве­ре Кот-д’Ивуара и Бур­ки­на-Фа­со. Чис­лен­ность до 800 тыс. чел. (2007, оцен­ка). Жи­вут в осн. в изо­ли­ро­ван­ном рай­оне пла­то Бан­диа­га­ра и рав­ни­ны Сено. Го­во­рят на до­гон­ских язы­ках. По язы­ку вы­де­ля­ют­ся юж., центр., вост. и сев.-зап. Д. К юж. Д. от­но­сят­ся: до­он (яз. то­мо-кан – 168 тыс. чел. на юго-за­па­де от г. Бан­кас в Ма­ли, ок. 10 тыс. чел. в Кот-д’Ивуа­ре и Бур­ки­на-Фа­со), тен­гу (67,8 тыс. чел.) и то­го (92,2 тыс. чел.); к вост. Д. – дьям­сай (164 тыс. чел. ме­ж­ду го­ро­да­ми Ко­ро и Бум­бум) и то­ро-те­гу (3,7 тыс. чел.); к цен­траль­ным Д. (го­во­рят на на­ре­чи­ях центр.-до­гон­ских язы­ков) – то­ро (бом­му, яз. то­ро-со – 63 тыс. чел.), до­ном (яз. дон­но-со – 57 тыс. чел. в рай­оне г. Бан­диа­га­ра) и том­мом (яз. то­мо-со – 75,9 тыс. чел.); к сев.-зап. Д. – мом­бо (ко­лум – 24 тыс. чел.), ам­па­ри (6,6 тыс. чел.), бу­ду (яз. бу­но­ге – 0,9 тыс. чел.), ти­ра­ни­ге (ду­ле­ри – 5,3 тыс. чел.), нан­га (3,2 тыс. чел.), ян­да (2,5 тыс. чел.), бон­дум (до­вой – 31 тыс. чел. к се­ве­ру от пла­то Бан­диа­га­ра, осн. по­се­ле­ние – Бор­ко), до­гул (до­гу­лу, омо­го – 20 тыс. чел. к се­ве­ро-­вос­то­ку от г. Бан­диа­га­ра) и др. Не­боль­шая груп­па бан­га­на на се­ве­ро-за­па­де го­во­рит на изо­ли­ров. яз. бан­ге­ри. Д. в осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба, до 15% – хри­стиа­не.

Д. воз­во­дят се­бя к пра­вя­щим груп­пам Древ­не­го Ма­ли. Со­глас­но эт­но­ге­не­тич. пре­да­ни­ям, их пред­ки под на­тис­ком фуль­бе при­шли в 15–16 вв. со сред­не­го и верх­не­го Ни­ге­ра – из стра­ны Ман­ден, вы­тес­нив ме­ст­ное на­се­ле­ние (те­лем, воз­мож­но жи­ли в ср. По­ни­ге­рье на ру­бе­же н. э.) и час­тич­но ус­во­ив его куль­ту­ру и, ве­ро­ят­но, ряд язы­ко­вых осо­бен­но­стей. От те­лем ос­та­лись пе­щер­ные свя­ти­ли­ща и по­гре­баль­ные ком­плек­сы в ска­ли­стых от­ро­гах вост. и юж. Бан­диа­га­ры (сре­ди ин­вен­та­ря – ке­ра­ми­ка, на­ко­неч­ни­ки стрел и ко­пий, брон­зо­вые и же­лез­ные брас­ле­ты, де­рев. скульп­ту­ра, фраг­мен­ты тка­ни, пле­те­ния и т. п.). О пря­мых кон­так­тах Д. с те­лем тра­ди­ция не со­об­ща­ет. Связь с на­ро­да­ми ман­ден под­твер­жда­ет­ся со­ци­аль­ны­ми свя­зя­ми ро­до­вых групп, бли­зо­стью ис­кус­ст­ва, тан­цев, об­ря­дов и т. п. В 16 в. Д. вхо­ди­ли в ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ние Сон­гай, в 16–19 вв. (в раз­ной сте­пе­ни во­вле­чён­но­сти для разл. групп) – Ма­си­на. Кон­так­ты Д. с ис­ла­ми­зи­ро­ван­ны­ми фуль­бе, на­чав­шие­ся на ру­бе­же 18–19 вв., при­ве­ли к за­хва­ту по­след­ни­ми Бан­диа­га­ры к сер. 19 в.

Догоны: 1 – маска-наголовник. Раскрашенное дерево, растительное волокно. Музей человека (Париж); 2 – парная статуэтка предков. Дерево. Музей Ритберг (Цюрих).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. В куль­тур­ном от­но­ше­нии раз­ли­ча­ют­ся Д. пла­то и пред­го­рий, под­сту­паю­щих к до­ли­не р. Ни­гер (центр. и сев.-зап. Д.), и Д. це­пи гор­ных ус­ту­пов и рав­ни­ны Се­но к юго-во­сто­ку от них (юж. и вост. Д.). Изо­ли­ро­ван­ное по­ло­же­ние стра­ны Д. спо­соб­ст­во­ва­ло кон­сер­ва­ции ар­ха­ич. эле­мен­тов куль­ту­ры ли­бо вто­рич­ной ар­хаи­за­ции. Осн. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, в го­рах – тер­рас­ное, мес­та­ми – ир­ри­га­ци­он­ное (сор­го, про­со-элев­си­на, рис, бо­бы; осн. пред­метом об­ме­на и тор­гов­ли слу­жит лук). Круп­ный ро­га­тый скот на обмен­ной ос­но­ве от­но­ше­ний вы­па­са­ет­ся фуль­бе. С фуль­бе и бо­зо Д. свя­зы­ва­ют от­но­ше­ния шу­точ­но­го род­ст­ва (см. Под­шу­чи­ва­ние). Раз­ви­ты куз­неч­ное де­ло (ха­рак­тер­ны пла­виль­ные пе­чи фал­ли­че­ской фор­мы, сход­ные с пе­ча­ми ман­ден), ан­тро­по­морф­ная и зоо­морф­ная пла­сти­ка [же­ле­зо, де­ре­во, гли­на, ка­мень: ко­ва­ные ан­тро­по­морф­ные на­вер­шия жез­лов, мас­ки, ста­ту­эт­ки жен­щин (с деть­ми, со­су­да­ми на го­ло­ве, ме­лю­щих зер­но), оран­тов, му­зы­кан­тов, всад­ни­ков, двой­ные изо­бра­же­ния, ри­ту­аль­ные си­де­нья с «ка­риа­тида­ми», под­го­лов­ни­ки, тан­це­валь­ные тро­сти, куб­ки, ут­варь, ар­хитектурные де­та­ли]. Для скульп­ту­ры ха­рак­тер­ны уг­ло­ва­тые очер­та­ния, мас­ки име­ют объ­ём­ные ли­бо пло­ские ли­чи­ны, на­вер­шия с под­чёрк­ну­той вер­ти­каль­ной осью (дли­на до 10 м). Резь­бой по де­ре­ву за­ни­ма­ют­ся куз­не­цы (со­став­ляю­щие замк­ну­тую кас­ту и жи­ву­щие в осо­бом квар­та­ле или в от­да­ле­нии от де­рев­ни), их жёны – гон­чар­ст­вом. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная. Де­ре­вен­ская об­щи­на со­сто­ит из не­сколь­ких боль­ших се­мей – пат­ри­ла­те­раль­ных родств. групп, управ­ля­ет­ся со­ве­том ста­рей­ших муж­чин (гин­на, букв. – боль­шой дом). Ду­хов­ный ли­дер об­щи­ны – жрец (огон) куль­та ми­фич. пред­ка Д. Ле­бе, из­би­рае­мый об­щи­ной и про­хо­дя­щий по­сле из­бра­ния дли­тель­ный пе­ри­од ини­циа­ции. Ле­бе пред­став­ля­ет­ся в ви­де змеи, счи­тает­ся, что от его сы­но­вей про­изош­ли тер­ри­то­ри­аль­ные и ро­до­вые груп­пы Д. (дь­он, дом­но, оно и ару). Пер­во­пред­ком и куль­тур­ным ге­ро­ем счи­та­ет­ся так­же Ном­мо, ук­рав­ший у не­бес­ных куз­нецов огонь, раз­де­лив­ший зем­лю ме­ж­ду 8 ро­да­ми Д. и нау­чив­ший лю­дей зем­ле­де­лию; его по­чи­та­ние свя­за­но с близ­неч­ным куль­том. По­се­ле­ния рас­по­ла­га­ют­ся тер­ра­са­ми на скло­нах хол­мов у под­но­жий скал. Име­ют­ся скаль­ные по­строй­ки. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное, пря­мо­уголь­ное с пло­ской кры­шей; до­ма тес­но при­мы­ка­ют друг к дру­гу. Ам­ба­ры – пря­мо­уголь­ные или ок­руг­лые. Встре­чают­ся муж­ские до­ма (то­гу-на) – низ­кие (что­бы во вре­мя ссор спо­рщи­ки не мог­ли вы­пря­мить­ся во весь рост), с со­ло­мен­ной в неск. сло­ёв кры­шей, опи­раю­щей­ся на рез­ные стол­бы; жен­ские мен­ст­руаль­ные до­ма за пре­де­ла­ми де­рев­ни; муж­ские и жен­ские гли­но­бит­ные кла­до­вые на под­став­ках – круг­лые в пла­не с ко­нич. кры­шей, с рель­еф­ны­ми ан­тро­по­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми на две­рях. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка и ру­ба­ха у муж­чин, по­вязан­ная на бёд­рах юб­ка у жен­щин. Д. име­ют бо­га­тую ми­фо­ло­гию: о бо­ге-твор­це Ам­ма; о пер­во­пред­ке Ном­мо; о «бо­же­ст­вах во­ды» – по­лу­лю­дях и по­лу­зме­ях; о вре­до­нос­ном ша­ка­ле Йуру­гу. Им при­пи­сы­ва­ют­ся слож­ные космо­го­нич. пред­став­ле­ния о мно­го­слой­ной Все­лен­ной и др. С куль­том пред­ков свя­за­но муж­ское Об-во ма­сок Ава, при по­свя­ще­нии в ко­то­рое (9–12 лет) со­вер­ша­ет­ся об­ре­за­ние. Прак­ти­ку­ет­ся и жен­ское об­ре­за­ние. Про­цес­сии и пля­ски с мас­ка­ми про­во­дят­ся в свя­зи с по­хо­ро­на­ми, на­ча­лом с.-х. ра­бот, еже­год­ны­ми ри­туа­ла­ми в честь Ам­ма и Ле­бе, 60-лет­ни­ми куль­то­вы­ми цик­ла­ми и др. Час­тич­но со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ции на­скаль­ной жи­во­пи­си (изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных, гео­мет­рич. фи­гу­ры). Со 2-й пол. 19 в. под влия­ни­ем ту­ку­лё­ров рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам, с кон. 19 – нач. 20 вв. – хри­сти­ан­ст­во. Д., по­лу­чив­шие об­ра­зо­ва­ние и жи­ву­щие в го­ро­дах, об­ла­да­ют вы­со­ким ста­ту­сом, за­ни­ма­ют вли­ят. по­ло­же­ние в по­ли­ти­ке и куль­ту­ре. Изу­че­ние куль­ту­ры Д. в сер. 20 в. бы­ло мо­но­поли­зи­ро­ва­но пред­ста­ви­те­ля­ми шко­лы М. Грио­ля, что при­ве­ло к иг­но­ри­ро­ва­нию сло­жив­ших­ся ра­нее аль­тер­на­тив­ных взгля­дов (Л. Де­плань и др.).

Лит.: Desplagnes L. Le Plateau central nige­rien. P., 1907; Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. S. l., 1948; Palau Marti M. Les Dogon. P., 1957; Laude J. African art of the Dogon, the myths of the cliff dwellers. N. Y., 1973; Guerrier E. Essai sur la cosmogonie des Dogon, l’arche du Nommo. P., 1975; Calame-Griaule G. Ethnologie et lan­ga­ge: la parôle chez les Dogon. 2 éd. P., 1987; Paulme D. Organisation sociale des Dogon. P., 1988; Wanono N., Renaudea M. Les Dogon. P., 1996; Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997; Griaule M. Masques dogons. 4 éd. P., 2004; idem. Dieu d’eau, entretiens avec Ogo­temmêli. P., 2006.

Вернуться к началу