ДОГО́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОГО́НЫ (самоназвания – Dogon, Dogonm; фульбское хабе – чужеземец, язычник), народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти), севере Кот-д’Ивуара и Буркина-Фасо. Численность до 800 тыс. чел. (2007, оценка). Живут в осн. в изолированном районе плато Бандиагара и равнины Сено. Говорят на догонских языках. По языку выделяются юж., центр., вост. и сев.-зап. Д. К юж. Д. относятся: доон (яз. томо-кан – 168 тыс. чел. на юго-западе от г. Банкас в Мали, ок. 10 тыс. чел. в Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо), тенгу (67,8 тыс. чел.) и того (92,2 тыс. чел.); к вост. Д. – дьямсай (164 тыс. чел. между городами Коро и Бумбум) и торо-тегу (3,7 тыс. чел.); к центральным Д. (говорят на наречиях центр.-догонских языков) – торо (бомму, яз. торо-со – 63 тыс. чел.), доном (яз. донно-со – 57 тыс. чел. в районе г. Бандиагара) и томмом (яз. томо-со – 75,9 тыс. чел.); к сев.-зап. Д. – момбо (колум – 24 тыс. чел.), ампари (6,6 тыс. чел.), буду (яз. буноге – 0,9 тыс. чел.), тираниге (дулери – 5,3 тыс. чел.), нанга (3,2 тыс. чел.), янда (2,5 тыс. чел.), бондум (довой – 31 тыс. чел. к северу от плато Бандиагара, осн. поселение – Борко), догул (догулу, омого – 20 тыс. чел. к северо-востоку от г. Бандиагара) и др. Небольшая группа бангана на северо-западе говорит на изолиров. яз. бангери. Д. в осн. сохраняют традиц. верования, есть мусульмане-сунниты маликитского мазхаба, до 15% – христиане.
Д. возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетич. преданиям, их предки под натиском фульбе пришли в 15–16 вв. со среднего и верхнего Нигера – из страны Манден, вытеснив местное население (телем, возможно жили в ср. Понигерье на рубеже н. э.) и частично усвоив его культуру и, вероятно, ряд языковых особенностей. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах вост. и юж. Бандиагары (среди инвентаря – керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, дерев. скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах Д. с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В 16 в. Д. входили в раннегосударств. образование Сонгай, в 16–19 вв. (в разной степени вовлечённости для разл. групп) – Масина. Контакты Д. с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже 18–19 вв., привели к захвату последними Бандиагары к сер. 19 в.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. В культурном отношении различаются Д. плато и предгорий, подступающих к долине р. Нигер (центр. и сев.-зап. Д.), и Д. цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (юж. и вост. Д.). Изолированное положение страны Д. способствовало консервации архаич. элементов культуры либо вторичной архаизации. Осн. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие, в горах – террасное, местами – ирригационное (сорго, просо-элевсина, рис, бобы; осн. предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С фульбе и бозо Д. связывают отношения шуточного родства (см. Подшучивание). Развиты кузнечное дело (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика [железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин (с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно), орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с «кариатидами», подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали]. Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длина до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы (составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни), их жёны – гончарством. Система терминов родства бифуркативная. Деревенская община состоит из нескольких больших семей – патрилатеральных родств. групп, управляется советом старейших мужчин (гинна, букв. – большой дом). Духовный лидер общины – жрец (огон) культа мифич. предка Д. Лебе, избираемый общиной и проходящий после избрания длительный период инициации. Лебе представляется в виде змеи, считается, что от его сыновей произошли территориальные и родовые группы Д. (дьон, домно, оно и ару). Первопредком и культурным героем считается также Номмо, укравший у небесных кузнецов огонь, разделивший землю между 8 родами Д. и научивший людей земледелию; его почитание связано с близнечным культом. Поселения располагаются террасами на склонах холмов у подножий скал. Имеются скальные постройки. Жилище глинобитное, прямоугольное с плоской крышей; дома тесно примыкают друг к другу. Амбары – прямоугольные или округлые. Встречаются мужские дома (тогу-на) – низкие (чтобы во время ссор спорщики не могли выпрямиться во весь рост), с соломенной в неск. слоёв крышей, опирающейся на резные столбы; женские менструальные дома за пределами деревни; мужские и женские глинобитные кладовые на подставках – круглые в плане с конич. крышей, с рельефными антропоморфными изображениями на дверях. Традиц. одежда – набедренная повязка и рубаха у мужчин, повязанная на бёдрах юбка у женщин. Д. имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке Номмо; о «божествах воды» – полулюдях и полузмеях; о вредоносном шакале Йуругу. Им приписываются сложные космогонич. представления о многослойной Вселенной и др. С культом предков связано мужское Об-во масок Ава, при посвящении в которое (9–12 лет) совершается обрезание. Практикуется и женское обрезание. Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом с.-х. работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др. Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрич. фигуры). Со 2-й пол. 19 в. под влиянием тукулёров распространяется ислам, с кон. 19 – нач. 20 вв. – христианство. Д., получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влият. положение в политике и культуре. Изучение культуры Д. в сер. 20 в. было монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.).