Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНДЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 746

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Выдрин

МАНДЕ́Н (ман­дин­го), груп­па на­ро­дов в Зап. Аф­ри­ке (юго-за­пад Ма­ли, за­пад Бур­ки­на-Фа­со, се­вер Кот-д’Ивуара, Ли­бе­рии и Сьер­ра-Ле­о­не, вос­ток Гви­неи, се­вер Гви­неи-Би­сау, юг Се­не­га­ла, Гам­бия). Вклю­ча­ет на­ро­ды: бам­ба­ра, дью­ла, ма­лин­ке, ман­дин­ка, ха­сон­ка, мар­ка-да­фин (225 тыс. чел. в Бур­ки­на-Фа­со и 35 тыс. чел. в Ма­ли), ко­нья (200 тыс. чел. в Гви­нее), ма­нья (70 тыс. чел. в Ли­бе­рии и 63 тыс. чел. в Гви­нее), джа­хан­ка (90 тыс. чел. в Се­не­га­ле, Гам­бии, Гви­нее, Гви­нее-Би­сау и Ма­ли), ка­го­ро (30 тыс. чел. в Ма­ли), бо­лон (25 тыс. чел.), си­нин­ке­ре (8 тыс. чел.) и др. в Бур­ки­на-Фа­со, мау, или мау­ка (255 тыс. чел.), во­ро­ду­гу­ка (100 тыс. чел.), койя­га­ка (75 тыс. чел.), ко­ро­ка (50 тыс. чел.) и др. на за­па­де и в центр. час­ти Кот-д’Ивуа­ра. Об­щая чис­лен­ность 10–15 млн. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на ман­ден язы­ках. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Пра­ро­ди­ной М. счи­та­ет­ся рай­он гор Ман­де (ме­ж­ду Ба­ма­ко и Си­ги­ри в Ма­ли и Гви­нее). Фор­ми­ро­ва­ние М. свя­за­но с соз­да­ни­ем и воз­вы­ше­ни­ем Древ­не­го Ма­ли (13–17 вв.), упа­док ко­то­ро­го имел след­ст­ви­ем обо­соб­ле­ние отд. эт­нич. групп М. в рам­ках собств. по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний. На­ро­ды М. в зна­чит. ме­ре со­хра­ня­ют общ­ность са­мо­соз­на­ния, под­дер­жи­вае­мо­го об­ществ. дви­же­ни­ем, сло­жив­шим­ся во­круг нко пись­ма. Их объ­еди­ня­ют так­же общ­ность со­ци­аль­ной струк­ту­ры (воз­рас­тные груп­пы; со­сло­вия «бла­го­род­ных» – зем­ле­дель­цев и/или вои­нов, «ре­мес­лен­ни­ков», нья­ма­ка­ла – куз­не­цов и гор­шеч­ниц, ко­же­вен­ни­ков, грио­тов и др.), фольк­ло­ра (твор­че­ст­во ска­зи­те­лей-грио­тов и др.), иск-ва (де­рев. резь­ба и др.). Пат­ри­ли­ней­ные кла­ны ха­рак­те­ри­зу­ют­ся об­щи­ми то­те­мич. пи­ще­вы­ми за­пре­та­ми и фа­миль­ны­ми име­на­ми (джа­му, кон­тонг). Брак ви­ри­ло­каль­ный, практикуется по­ли­ги­ния. Рас­про­стра­не­ны от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния (са­нан­куйя, са­на­уйя, си­нан­ку­нья). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва в осн. би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги под­раз­де­ля­ют­ся по от­но­сит. воз­рас­ту без раз­гра­ни­че­ния по по­лу.

Лит.: Person Y. Samori: Une révolution dyula. Dakar, 1968–1975. Vol. 1–3; Papers on the Man­ding. Bloomington, 1971; Mande – Man­ding: Background reading for ethnographic re­search in the region south of Bamako (Mali) / Ed. J. Jansen. Leiden, 2004.

Вернуться к началу