МАЛИНКЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛИНКЕ́ (на языках фула, сонинке и франц.), мандинго (в Либерии и Сьерра-Леоне) (самоназвание – maninka), народ группы манден в Зап. Африке. Живут на северо-востоке Гвинеи [2,4 млн. чел. (2009, оценка) – третий по численности народ страны; компактно – в префектуре Канкан и на востоке префектуры Фарана, дисперсно – на Фута-Джаллоне и в Лесной Гвинее], востоке Сенегала (460 тыс. чел., обл. Тамбакунда) и Гамбии (15 тыс. чел.) и юго-западе Мали (к западу от Бамако, 1,2 млн. чел.); диаспора М. проживает на севере и в центре Либерии (50 тыс. чел.), на севере Сьерра-Леоне (130 тыс. чел.); к М. иногда причисляют также дьюла и некоторые др. группы манден Кот-д’Ивуара (ок. 2 млн. чел.), а также конья, манья и уасулу Гвинеи и Либерии. Говорят на яз. манинка. Распространены также франц. яз., в Сьерра-Леоне и Либерии – англ. яз. В осн. мусульмане-сунниты; среди мусульм. элиты распространено знание араб. языка.
М. составляли ядро общности манден в Древнем Мали (13–17 вв.); укреплению их идентичности способствовала деятельность Самори Туре (2-я пол. 19 в.). С сер. 20 в. малийские М. проявляют тенденцию к интеграции с бамбара. Поддерживают тесные культурные и хозяйств. связи (разделение труда, подшучивание и др.) с фульбе; оказывают мощное языковое и культурное влияние на народы Лесной Гвинеи (являются в этом районе осн. проводниками ислама); в свою очередь испытывали влияние сонинке.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – мотыжное, со 2-й пол. 20 в. – плужное земледелие (рис, просо, сорго, арахис, кукуруза, фасоль, фонио); сохраняют значение охота и рыбная ловля. Осн. блюда – каши (то) из проса, кукурузы, маниока или бананов-плантен с соусами из пальмового или арахисового масла, листьев баобаба или маниока, с приправами из гвинейского щавеля или плодов нере (Parcia biglobosa). Престижная пища – варёный рис (кинин) с мясным или рыбным соусом; обильно применяются специи. Немусульмане варят просяное пиво. Занимаются коммерцией, доминируют во многих секторах торговли Зап. Африки (традиц. предметы торговли – орехи кола и золото). Развиты ткачество, красильное, кузнечное, кожевенное ремёсла, гончарство, резьба по дереву. Мужская одежда – длинная широкая рубаха и широкие штаны, женская – запашная юбка и кофта. Дома круглые глинобитные. Домохозяйство большой семьи (лю) имеет круговую планировку, часто обнесено изгородью. Общество М. делится на свободных (хорон) – земледельцев, воинов, охотников; членов ремесленных каст – кузнецов (нуму) и их жён-горшечниц, кожевенников (каранке), сказителей-гриотов (дьели), мусульм. сказителей (фина); несвободных (дьон). Сохраняются система патрилинейных кланов (джаму, си), связанных отношениями эквивалентности или подшучивания (сананкуйа), возрастные классы и тайные общества (важнейшие – мужское и женское общества Кома). Распространены полигиния, левират, предпочитается кросскузенный брак. Традиц. тип наследования – от старшего брата к младшему, вытесняется мусульманским – от отца к сыну. Система терминов родства бифуркативного типа с переходом к бифуркативно-линейному. Сиблинги и однополые сиблинги родителей делятся по относит. возрасту. Разнополые сиблинги, брат матери и дети сестры мужчины, бабки и внуки связаны взаимной терминологией; деды и внуки, кросскузены, женщина и младшие братья мужа, мужчина и младшие сёстры жены – шуточными отношениями. Практикуются мужские и женские инициации, сопровождаемые обрезанием и экцизией. Сохраняется богатая устная традиция: эпич. сказания о легендарном основателе Мали Сундьяте Кейта, охотничьи и земледельч. сказания, сказки, песни.
В политич. жизни Гвинеи М. представляют собой один из трёх этнич. полюсов; представителем М. был 1-й през. Гвинеи А. С. Туре (1958–84); к ним относится и нынешний през. Альфа Конде (с 2010).