БАМБАРА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАМБАРА́ (самоназвание – бамана), народ группы манден в Зап. Африке (верховья рек Нигер и Сенегал). Живут в центре зап. части Мали (3,4 млн. чел. – 2000, оценка), в Кот-д’Ивуаре (св. 700 тыс. чел.), Сенегале (69 тыс. чел., в осн. в районе г. Тамбакунда), Гвинее (37 тыс. чел.), Мавритании (13 тыс. чел.), Гамбии (6 тыс. чел.), а также Буркина-Фасо (4 тыс. чел.). Со 2-й пол. 20 в. значит. группы Б. живут во Франции (41 тыс. чел.), США и др. странах. Общая численность 4,2 млн. чел. (2000, оценка). Язык – бамана, распространён также франц. яз. Большинство – мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиц. верования. Ранее арабы называли словом «Б.» немусульм. население Зап. Судана.
Предки Б. жили на востоке древнего Мали (13–16 вв.). Сложение Б. связано с возвышением гос-ва Сегу, где они составили управленческий и воен. аппарат. Экспансия Сегу вызвала выделение локальных групп Б. в границах государств Каарта, Беледугу, Кенедугу, Мегетан и др. С сер. 19 в. распространяется ислам. До кон. 19 в. Б. сопротивлялись мусульм. завоевателям (в осн. фульбе и тукулёрам), стремившимся объединить Зап. Судан под своей властью. При этом лидеры Б. опирались на поддержку французов. Б. составили значит. часть франц. колониальных войск – «сенегальских стрелков», отличившихся в боях 1-й мировой войны. Б. участвовали в антиколониальном движении, возглавили крупное восстание 1915–16 в Беледугу. В совр. Мали составляют ядро этнокультурной консолидации.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – ручное переложное земледелие. Зерновые культуры выращивают мужчины, огородные – женщины. Разводят коз и овец, крупный рогатый скот выменивают у фульбе. Особую социальную роль у Б. играет традиц. охота; охотничьи союзы оказывают влияние на властные отношения и политич. жизнь. Традиц. ремёсла – кузнечное, ювелирное, ткачество (среди мужчин), прядение (среди женщин), гончарное (среди жён кузнецов). Традиц. одежда у мужчин – короткие штаны (куруси) и короткая рубаха без рукавов (глоки), на голове – ромбовидная хлопчатобумажная шапочка (бамада), у женщин – запашная юбка (тафе). В традиц. кастовой иерархии высший слой составляли земледельцы-воины (они же могли заниматься ткачеством), средний – кузнецы, низший – певцы-гриоты. Сохраняется деление на патрилинейные роды (с предпочтительной эндогамией в пределах объединения союзных родов), отражающееся в системе родовых имён (джаму), половозрастные институты, мужские и женские тайные союзы (Комо, Коре, Нтомо и др.), большие семьи; распространено многожёнство. Деревенская община (дугу) управляется советом старейшин и возглавляется старшим мужчиной из семьи основателя деревни (дугу-тиги). Каждая семья занимает в деревне отд. квартал. Сохраняются культы предков, сил плодородия. Гипотеза исследователей школы М. Гриоля о существовании у Б. космогонич. мифов и политеистич. пантеона, возглавляемого божеством воды Фаро, подвергается сомнению. В рамках тайных союзов проводятся эзотерические обряды с масками. У Б. имеется исполняемый певцами-гриотами развитый героич. эпос («Мамари Битон Кулибали», «Да Монзон Джара» и др.), охотничий эпос. Распространены сказки, поговорки, песни (свадебные; производственные; сопровождающие инициации мальчиков и девочек). Праздники приурочены к началу и концу с.-х. работ, открытию и закрытию сезона охоты и др. Распространены массовые ритуалы с участием ряженых, масок, марионеток, с танцами, в т. ч. хороводными. Развита резьба по дереву (маски, наголовники, ритуальная скульптура и др.), крашение хлопчатобумажных тканей, батикование, роспись по ткани в технике «боголан» (ткань пропитывается особой глиной), узорное ткачество. Керамика окрашивается с помощью растит. отваров, орнаментируется гравировкой и штампами, в 20 в. распространяется роспись масляными красками.