Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́НЖА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 405-406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ГО́НЖА (гонд­жа, гбанд­жа, гу­ан, гу­анг; са­мо­на­зва­ния – нгба­нья, гба­нья, гва­нья), на­род груп­пы акан в Га­не (в осн. на юге Се­вер­ной обл.). Вклю­ча­ет су­бэт­нич. груп­пы (или на­ро­ды), об­ра­зую­щие груп­пу сев. гу­ан (с за­па­да на вос­ток): собств. Г. (285 тыс. чел. – 2006, оцен­ка; в осн. к се­ве­ру от Чёр­ной Воль­ты и се­ве­ро-за­пад­но­го за­ли­ва во­до­хра­ни­ли­ща Воль­та, в ниж­нем те­че­нии р. Бе­лая Воль­та); на­ву­ру (16 тыс. чел.; к за­па­ду от се­вер­но­го за­ли­ва во­до­хра­ни­ли­ща Воль­та; яз. – на­ву­ри); нчу­му­ру (нчум­бу­ру, нчим­бу­ру – 53 тыс. чел.; ме­ж­ду во­до­хра­ни­ли­щем Воль­та и р. Да­ка; яз. – чум­бу­рунг); кра­чи (95 тыс. чел.; в рай­оне г. Ке­те-Кра­чи, обл. Воль­та; яз. – кра­че); нко­нья (32 тыс. чел.; к вос­то­ку от во­до­хра­ни­ли­ща Воль­та, обл. Воль­та) и др.; часть Г. при­мер­но в 17 в. пе­ре­се­ли­лась на се­ве­ро-за­пад совр. Бе­ни­на (фо­одо – 30 тыс. чел.; в рай­оне г. Се­ме­ре, пров. Ата­ко­ра), сбли­жа­ют­ся с тем. Го­во­рят на яз. нгбань­я­то (аг­бань­и­то), или гу­анг. Ок. по­ло­ви­ны Г. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба и ах­ма­дие, ок. 30% со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ос­таль­ные – хри­стиа­не (прес­ви­те­риа­не, пя­ти­де­сят­ни­ки, ка­то­ли­ки и др.); 90% кра­чи и 60% нко­нья – хри­стиа­не.

Со­глас­но пре­да­нию, Г. бы­ли за­хва­че­ны ман­дея­зыч­ны­ми пе­ре­се­лен­ца­ми, ли­дер (джак­па) ко­то­рых соз­дал в 1670-х гг. фе­де­ра­цию Нгба­нья (Гон­жа, Гонд­жа), объ­е­ди­няв­шую во­ж­де­ст­ва Яг­бум, Да­боя, Ту­лу­ве, Бо­ле, Гбуи­пе, Кпем­бе и др. и воз­глав­ляе­мую пра­ви­те­лем Яг­бум (яг­бум­ву­ра) и со­ве­том ста­рей­шин. Су­ще­ст­во­ва­ло де­ле­ние на знать, сво­бод­ных об­щин­ни­ков и за­ви­си­мых (не­воль­ни­ков, ка­баль­ни­ков). Г. за­ни­ма­лись по­сред­нич. тор­гов­лей ме­ж­ду стра­на­ми хау­са, ман­де (скот, тка­ни, ме­талл) и лес­ной зо­ной (ра­бы, зо­ло­то, сло­но­вая кость, соль, орех ко­ла, паль­мо­вое мас­ло). В 1744–1874 Нгба­нья бы­ла дан­ни­ком Ашан­ти кон­фе­де­ра­ции.

По тра­диц. куль­ту­ре Г. от­но­сит­ся к на­ро­дам Су­дан­ской и Гви­ней­ской по­д­об­ла­стей Зап. Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ямс, ма­ни­ок, та­ро, фо­нио, ку­ку­ру­за); раз­ви­ты ры­бо­лов­ст­во и охо­та. Тра­диц. ре­мёс­ла – куз­не­че­ст­во, тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и сло­но­вой кос­ти. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во в юж. рай­оны Га­ны, часть жи­вёт в го­ро­дах, есть ин­тел­ли­ген­ция. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще гли­но­бит­ное, в осн. круг­лое. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. по­ли­тическая струк­ту­ра во гла­ве с яг­бум­ву­рой, де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция; счёт род­ст­ва двой­ной уни­ли­ней­ный. Прак­ти­ку­ют­ся ле­ви­рат, со­ро­рат, кросс­ку­зен­ный брак, по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп, культ выс­ше­го су­ще­ст­ва Эбо­ри, ве­дов­ст­во, ма­гия; со­хра­ня­ет­ся влия­ние жре­цов куль­та зем­ли (тин­даа­на, или ка­са­ву­ле­ву­ра). Муз. фольк­лор об­ще­акан­ско­го ти­па.

Лит.: Rattray R. S. The tribes of the Ashanti Hinterland. Oxf., 1932. Vol. 1–2; Manou­kian M. Tribes of the Northern Territories of the Gold Coast. L., 1951; Goody E. N. Context of kinship; an essay in the family sociology of the Gonja of Northern Ghana. Camb., 1973.

Вернуться к началу