БРАЗИ́ЛЬЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАЗИ́ЛЬЦЫ (самоназвание – brasilieros), народ, осн. население Бразилии. Численность 176,3 млн. чел. (2005, оценка). Говорят на бразильском варианте португальского языка. Распространён также исп. яз., среди индейцев и метисов – лингуа жерал (на основе яз. тупинамба), среди негров – языки мбунду (подгруппы банту языков) и йоруба, среди негров, части метисов и белых – негритянский вариант португ. яз. (каипира). Верующие в осн. католики (73,6%), протестанты (15,4%; баптисты, методисты и др.), есть последователи вуду (0,3%) и др. синкретич. культов.
Коренное население страны – индейцы, относящиеся к группам тупи (в т. ч. тупинамба), же, араваков, карибов, яномама и др., занимавшиеся к началу португ. колонизации (нач. 16 в.) подсечно-огневым земледелием (маниок, картофель) и охотой. Наиболее зажиточные португ. колонисты – гл. обр. крупные землевладельцы – селились в осн. на севере Бразилии, на юге преобладали выходцы из бедных районов Юж. Португалии; до сер. 19 в. белые здесь составляли меньшинство. Среди белых различали иммигрантов из Португалии (рейнос) и местных уроженцев (креолы-криолуш; позднее термин был перенесён на местных негров). До сер. 18 в. среди индейцев активно действовали иезуитские миссионеры, крещёные индейцы сселялись в посёлки при миссиях (редукции). Для Б. характерна ранняя метисация иммигрантов. Португало-индейские метисы на севере (кабокло) занимались в основном земледелием, на юге (мамелуко) – жили в городах, были активными участниками воен. экспедиций (бандейрас) во внутр. районы (сертаны). Метисы, живущие в сертанах (сертанежу), были в осн. пастухами в скотоводч. хозяйствах белых. В степях Юж. Бразилии (штат Риу-Гранди-ду-Сул) к кон. 16 в. сформировалась метисная группа конных скотоводов-гаушу. С развитием с сер. 16 в. плантационного хозяйства началось обращение индейцев в рабство (запрещено в 1680) и ввоз рабов из Африки (в осн. из Конго, Анголы, с Гвинейского побережья); африканцы (банту, йоруба, эве, акан, хауса) объединялись в этнич. группы (насоинш – ‘народы’). С кон. 17 в. чёрные рабы заменили индейцев на плантациях и рудниках; в городах северо-востока особую группу составляли негры-мусульмане – в осн. представители «свободных профессий» (учителя, врачи, ремесленники), ранее других освободившиеся от рабства. Сложилась расово-социальная иерархия: высшие ступени занимали белые, следующие – метисы и мулаты, затем – кафузо (потомки индейцев и африканцев), и наконец, – негры-рабы; принадлежность к группе часто определялась не по расовому, а по социальному признаку. В 19 в. среди торговцев, ремесленников, интеллигенции сложилась группа бранко («белые»), в состав которой входили также метисы и мулаты; бранко стояли ниже, чем «чистые» белые – гос. чиновники, латифундисты, крупные торговцы.
В 19 в. и особенно после ликвидации работорговли (законы 1831 и 1850) и отмены рабства (1888) на юг Бразилии стали прибывать выходцы из Европы. Немцы, поляки образовывали замкнутые колонии и землячества, итальянцы, испанцы и португальцы в осн. включались в состав белых. В 20 в. иммиграция из Европы (в осн. итальянцы, португальцы и испанцы), с 1920-х гг. – также из Азии (б. ч. японцы), усилилась. В 1930-е гг. вышли законы, ограничивающие иммиграцию. Тогда же и особенно с 1960-х гг. усилилась иммиграция в города из деревень за счёт образования трущоб-фавел (часто путём «вторжения» – захвата незастроенного участка), осн. население которых составляли негры и мулаты. В городах из потомков бранко, кабокло, негров и мулатов, европ. и азиат. иммигрантов образовалась смешанная группа пардо («бурый»). В 1930–50-е гг. среди зажиточных негров и мулатов юга возникло националистич. движение, формировались негритянские организации (Союз цветных людей; Единая Африканская религ. конфедерация, поддерживающая связи с религ. организациями Нигерии и Анголы, и др.). Законом 1951 в Бразилии была запрещена расовая дискриминация.
Б. европ. происхождения ныне преобладают на юго-востоке, в центр. и зап. районах, негры и мулаты – на северо-востоке, индейцы и метисы (сборщики каучука – серингейро, масличных орехов и др.) – в районе Амазонии на севере. Культуру Б. характеризует синтез индейских, португ. и афр. этнич. традиций: афр. кухня, индейские и афр. черты в архит. орнаменте 17–18 вв., афро-христианско-индейские культы кандомбле, шанго, макумба и др.
Устное творчество. У индейцев сохранились реликтовые формы: у камаюра (тупиязычные шингуано) – ритуальные танцы и инструменты (в т. ч. разл. флейты), у суйа (группа же) – личные песни, песни, исполняющиеся строго определёнными социально-половыми группами, и др. Наряду с пением, в т. ч. многоголосным (у урубу-каапор группы тупи, у гуарани), встречаются архаич. вокальные способы звукоизвлечения. Вне контактов с др. муз. культурами существуют традиции ряда индейских народов тропич. лесов. Среди инструментов осн. место занимают шумовые, в т. ч. марака.
В фольклоре Б. сочетаются мотивы индейских и афр. сказок, легенды о бандейрас. Основу муз. фольклора составляет европ., преим. португальская, культура, испытавшая влияние афр. стилей. Гл. песенные жанры – мода, модинья, эмболада, лунду, среди совр. гор. танцев – самба, машиши. Популярны нар. театрализованные представления с музыкой и танцами, исполняющиеся в дни церковных и гос. праздников и на карнавале (мистерии на библейские сюжеты, «Избрание короля Конго» и др.). Среди муз. инструментов – гитара (виолан) и её разновидности (виола, кавакинью), барабаны (кайша, забумба), бубен пандейру. Наиболее распространённые типы инструментальных ансамблей – кабасал (сельский; сев.-вост. районы Бразилии) и шоро (городской). В популярной музыке применяются аккордеон, фп., духовые европ. происхождения, мембранофоны афр. происхождения. Афробразильская традиция представлена также песнопениями и танцами в сопровождении ударных и шумовых инструментов при отправлении культа кандомбле.