МАРА́КА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРА́КА, маракас (кариб. maraca, мн. ч. maracas), лат.-амер. муз. инструмент; погремушка (класс идиофонов). В отеч. исполнительской практике закрепилось назв. «маракасы». Представляет собой шарообразную ёмкость на рукоятке (изготовленную из высушенной тыквы, глины, металла, сплетённую из веток и др.), частично заполненную мелкими камешками, бусинами, сухими семенами или др. мелкими твёрдыми предметами. При встряхивании издаёт характерный звук неопределённой высоты. В прошлом ритуальный инструмент индейцев (атрибут шамана); по премуществу обрядовым остаётся у индейцев Венесуэлы, арауканов, гуарани. Ныне во многих разновидностях и под разл. названиями распространён в традиц. музыке индейского, креольского, негритянского населения Лат. Америки. Широко используется в инструментальных ансамблях креольской музыки, особенно в Венесуэле, где является атрибутом нар. танца хоропо. Искусные маракеро, играя на 1–2 М., способны создавать разнообразные ритмы и необычные звуковые эффекты.
В 20 в. инструмент нашёл применение в проф. эстрадных ансамблях, вошёл в состав симфонич. оркестра. Первым в Европе его использовал Г. Спонтини в опере «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики» (1809) для придания характерности мекс. танцу. С. С. Прокофьев применил М. в «Танце антильских девушек» в балете «Ромео и Джульетта» (1938).