Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИНГУА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 32-33

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский

ШИНГУА́НО (са­мо­на­зва­ние – уку­че), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов, со­цио­куль­тур­ная общ­ность в Бра­зи­лии в вер­ховь­ях р. Шин­гу (штат Ма­ту-Гро­су, Ин­дей­ский парк Шин­гу). По язы­ку от­но­сят­ся к ту­пи [аве­ти (арау­и­не, арауи­те, ау­эти, ау­это, ау­и­ти, аутл, аве­тэо) – р. Ку­ли­зеу, 192 чел. (2014, дан­ные Ин-та эко­ло­гии – Мин-ва здра­во­охра­не­ния); ка­маю­ра (ка­маи­у­ра) – оз. Ипа­ву и р. Шин­гу, 604 чел.], юж. ара­ва­кам [вау­ра (ау­ра, уа­у­ра, вау­жа) – ре­ки Ба­то­ви и Ро­ну­ру, 540 чел.; ме­хи­на­ку (меи­на­ку, маи­на­ку, ми­на­ко) – р. Ку­ри­зе­ву, 286 чел.; ява­ла­пи­ти (яу­ла­пи­ти) – 2 де­рев­ни ок. По­ста Ле­о­нар­до, 262 чел.] и ка­ри­бам [куй­куро (куи­ку­ру, гуи­ку­ру, кур­ку­ро, са­мо­на­зва­ния – ипа­це-ото­мо, аху­ку­ги-ото­мо, ла­ха­туа-ото­мо) – р. Ку­лу­эни, 653 чел.; на­ху­к­ва (на­у­к­ва, на­фу­к­ва, на­фу­куа, на­ква) – р. Ку­лу­эни, 143 чел.; ка­ла­па­ло – р. Ку­лу­эни, 669 чел.; ма­ти­пу (ма­риа­пе-на­у­к­ва) – р. Ку­ри­зе­ву, 157 чел. и др.]; яз. тру­маи (258 чел. на р. Шин­гу) изо­ли­ро­ван­ный. Рас­про­стра­нён так­же пор­туг. яз. Ряд пле­мён, жи­ву­щих на тер­ри­то­рии Ш. [суйя и тшу­кар­ра­мае (часть сев. кая­по) груп­пы же, кай­я­би и жу­ру­на груп­пы ту­пи], вос­при­ни­ма­ют куль­ту­ру Ш. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. куль­ты, ок. 18% – хри­стиа­не (из них ок. 1% про­тес­тан­ты).

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с кон. 19 в., по­сто­ян­ные с 1950-х гг. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ня­тия – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, ку­ку­ру­за, ямс, фа­соль, ба­тат, са­хар­ный тро­ст­ник, ты­к­ва и др.; куль­ти­ви­ру­ют де­ре­вья пе­ки), ры­бо­лов­ст­во (в т. ч. с по­мо­щью ло­ву­шек и рас­тит. яда), со­би­ра­тель­ст­во, охо­та (во­дя­ные че­ре­па­хи, пти­цы – ра­ди опе­ре­ния); аве­ти до­бы­ва­ют из реч­ных рас­те­ний соль. Часть Ш. жи­вёт в го­ро­дах. Раз­ви­ты тра­диц. ре­мёс­ла (в т. ч. на про­да­жу в го­ро­дах) – пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву (це­ре­мо­ни­аль­ные ска­мьи), в про­шлом – из­го­тов­ле­ние ло­док из ко­ры и др.; вау­ра и мехи­на­ку спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на про­из-ве тра­диц. ке­ра­ми­ки, куй­ку­ро и ка­ла­па­ло – оже­ре­лий из реч­ных ра­ко­вин, тру­маи (в про­шлом) – камен­ных то­по­ров. Ш. име­ют схо­жую со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию, об­щие ми­фо­ло­гич. сю­же­ты (о со­тво­ре­нии ми­ра и Мо­ре­не – мес­те про­ис­хо­ж­де­ния Ш., об­ре­те­нии гон­чар­но­го мас­тер­ст­ва, куль­тур­ных пред­ме­тов и муз. ин­ст­ру­мен­тов), прак­ти­ку­ют ме­жэт­нич. бра­ки, об­щие празд­ни­ки (куа­руп – об­ряд по­ми­но­ве­ния мёрт­вых), ри­ту­аль­ный об­мен мои­та­ра, со­рев­но­ва­ния по борь­бе ука-ука и др. Тра­диц. по­се­ле­ние кру­го­вой пла­ни­ров­ки, в цен­тре – муж­ской дом, в ко­то­ром хра­нят­ся за­прет­ные для жен­щин муз. ин­ст­ру­менты (флей­ты). Жи­ли­ще для боль­шой се­мьи уль­е­вид­ной фор­мы со вхо­да­ми с про­ти­во­по­лож­ных сто­рон. Оде­ж­да от­сут­ст­во­ва­ла; жен­щи­ны но­си­ли ма­лень­кий тре­уголь­ный пе­ред­ник (улу­ри). Не­пре­мен­ный ат­ри­бут муж­чин и жен­щин Ш. – оже­ре­лье из бе­лых пла­стин реч­ных ра­ко­вин, но­сят серь­ги и го­лов­ные ук­ра­ше­ния из перь­ев. Прак­ти­ку­ют рас­крас­ку ли­ца и те­ла крас­ной и чёр­ной рас­тит. крас­ка­ми.

Счёт род­ст­ва би­ли­ней­ный. Муж­чи­ны и жен­щи­ны на­хо­дят­ся в со­стоя­нии ри­ту­аль­ной вра­ж­ды. Де­рев­ни воз­глав­ля­ют­ся во­ж­дём (как пра­ви­ло, с на­следств. вла­стью) и ша­ма­ном (их ат­ри­бу­ты – оже­ре­лье из клы­ков ягуа­ра). Ини­циа­ции маль­чи­ков (со ска­ри­фи­ка­ци­ей, в про­шлом – с при­ня­ти­ем ядо­ви­то­го на­пит­ка тим­бо) и де­во­чек (с пе­ре­тя­ги­ва­ни­ем ниж­них ко­неч­но­стей) со­про­во­ж­да­ют­ся дли­тель­ной (до по­лу­го­да) изо­ля­ци­ей.

Лит.: Almanaque socioambiental: parque in­dí­gena do Xingu: 50 anos. São Paulo, 2011; Alto Xingu: Uma sociedade multilíngue. Rio de J., 2011; Ма­ту­сов­ский А. А. Не­ко­то­рые ас­пек­ты ти­по­ло­гии тра­ди­ци­он­ных при­че­сок яно­ма­мо и шин­гуа­но // Про­шлое и на­стоя­щее эт­но­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 2011; он же. Празд­ник пе­ки у ин­дей­цев вау­ра // Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 2015. № 3.

Вернуться к началу