КАЯ́ПО
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЯ́ПО, кайапо, каиапо (на языках тупи – подобные обезьянам), 1) индейский народ (юж. К.), вероятно, группы же на юго-западе Бразилии. Жили в верхнем и среднем течении р. Парана и по её правым притокам (юго-восток штата Мату-Гросу, северо-запад штата Сан-Паулу, запад штата Минас-Жерайс и юг штата Гояс). Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов Юж. Америки. В 17–19 вв. вымерли или ассимилированы бразильцами.
2) Индейский народ группы северных же (сев. К.) в Центр. Бразилии. Самоназвание – ме бе нгокре (букв. – люди, живущие там, где стекаются реки). Живут в бассейне р. Шингу на индейских территориях (AI) в штатах Пара, Токантинс и на севере штата Мату-Гросу. Численность ок. 7,5 тыс. чел. Язык каяпо сев. ветви же языков. Ок. 50% владеют также португ. языком. Сохраняют традиц. верования, ок. 35% – католики.
До 18 в. жили в месте слияния рек Токантинс и Арагуая (вероятно, отсюда самоназвание). К. делятся на группы гороти, шикрин и вымерших иран-амрань-ре. Гороти (самоназвание кумреньч) подразделяются на мекрагноти (северные – в AI Бау, центральные – в AI Кубенкокре и Пукану, южные – в AI Метуктире и Капото в штате Мату-Гросу; тшукаррамае – с 1963 живут на севере Нац. парка Шингу) и горотире (собственно горотире – в AI Горотире и Кикретум; кокраймор – в AI Кокрайморо; карарао – в AI Карарао; кубенкранкень – в AI Кубенкранкень и Аукре). В состав шикрин, кроме собственно шикрин (самоназвание – пурукарвит) в AI Катете и Триншейра/Бакажа, входили вымершие кокорекре и джо-ре. Иран-амрань-ре подразделялись на крен-ре, ньянгагакрин, кубен-кен-кам-ме-мрань и межотир. Отд. группы К. враждовали друг с другом. Контакты с пришлым населением с нач. 19 в., постоянные контакты – с 1950-х гг. Христианство распространялось с кон. 19 в. Долго сопротивлялись браз. правительству. Первыми (1936) умиротворены горотире, некоторые племена (шикрин) продолжали вооруж. конфликты до 1980-х гг. Не менее 6 общин К. сохраняют изолиров. образ жизни, полностью избегая контактов с внешним миром. С 1980-х гг. К. активно участвуют в движении в защиту своих политич. и экономич. прав, выступая против лесо- и золотодобытчиков. Ныне золотые прииски находятся под контролем К. Они – организаторы съезда аборигенных народов Амазонии в г. Алтамира (штат Пара) в 1989. Лидеры политич. движения К. – вожди Раони и Бепкороти. Мн. К. занимаются предпринимательством (в частности, экспортируют ореховое масло для амер. косметич. фирм).
Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов Юж. Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (батат, сахарный тростник, бананы, маниок, табак и др.), охотой с копьями и луком, собирательством. Развито плетение. До кон. 20 в. пищу готовили на открытом огне и в золе. Практиковалась геофагия. Сохраняются круглые поселения с одним или двумя мужскими домами (нгобе) в центре. Жилище каркасное, обмазанное глиной, крытое пальмовыми листьями; внешний торец слегка закруглён и шире, чем внутренний. Деревенская община делится на вост. и зап. экзогамные половины, каждая со своим мужским домом, вождём и советом во главе с шаманом (ваянга). Счёт родства матрилинейный, брак уксорилокальный. Система терминов родства бифуркативная с элементами генерац. скоса типов «кроу» и «омаха». Слияние альтернативных поколений проявляется в общности терминов для невестки и матери мужа. Сиблинги делятся по полу. Особые отношения связывают детей с сестрой их отца. Родственники объединяются в билатеральные группы (омбиква, букв. – мои люди). Братьям и ортокузенам запрещено брать жён из одного домохозяйства. Имеются 8 общеплеменных наследственных имён; мальчики наследуют имена от деда или брата матери, девочки – от бабки или сестры отца. Вместе с именами передаются ритуальные предметы (некреч). Большое значение имеют институты приёмных и ритуальных родителей (крабджуо), которые выбираются из неродственников. Членство в половинах наследуется от приёмных родителей (и таким образом не имеет отношения к реальным родственным связям) и вступает в силу после приёма юноши в мужской дом. Распространён обычай кувады. Во время церемонии присвоения младенцу имени (праздник Коко) мужчины танцуют в масках, изображающих обезьян. Мальчики (дйокре) с 10 до 17 лет воспитываются в мужском доме, затем проходят инициацию (во время испытаний юноши выдерживают укусы ос, поедают мясо анаконды и ягуара) и становятся воинами (мероронуре). Характерное оружие – дубинка (копкамюр) в форме меча из твёрдого дерева; атрибутами ваянга были каменные двойные топоры. Одежда отсутствовала. Мужчины носили фаллокрипт (мюдйик), сплетённый из листьев пальмы. И мужчины, и женщины носят характерную причёску (йокар): отращивают длинные волосы, надо лбом выбривают треугольник до макушки. У мужчин в нижней губе – лабретки (ака како), выкрашенные в красный цвет, различающиеся в зависимости от ранга и авторитета; у тшукаррамае они достигают диаметра 10 см. Дети носят ушные вставки, которые затем заменяются спускающимися на грудь бисерными украшениями. Шейные украшения состоят из перламутровых пластинок, зубов хищных зверей и бисера. Верхние части рук обвязывают шнурком, украшенным перьями и бисером. Во время праздников надевают головные уборы из птичьих перьев и колпаки (кутоп) из пчелиного воска. Практикуется ритуальная раскраска лица и тела. Характерны конич. курительные трубки (варикоко), заимствованные во 2-й пол. 19 в. у каража. В представлениях К. Вселенная состоит из многих, расположенных друг над другом миров. К. верят, что их предки первоначально жили на небе; бог дождя и грозы Бебгоророти даровал им огонь и выточил первую мечеподобную дубинку. Характерен миф о двух братьях-великанах, убивших орла-людоеда, чтобы освободить человечество. Умерших хоронят в сидячем положении лицом на восток.