Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЯ́ПО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский; Г. В. Дзибель (социальная структура)

КАЯ́ПО, кай­а­по, каи­а­по (на язы­ках ту­пи – по­доб­ные обезь­я­нам), 1) ин­дей­ский на­род (юж. К.), ве­ро­ят­но, груп­пы же на юго-за­па­де Бра­зи­лии. Жи­ли в верх­нем и сред­нем те­че­нии р. Па­ра­на и по её пра­вым при­то­кам (юго-вос­ток шта­та Ма­ту-Гро­су, се­ве­ро-за­пад шта­та Сан-Пау­лу, за­пад шта­та Ми­нас-Же­райс и юг шта­та Го­яс). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. В 17–19 вв. вы­мер­ли или ас­си­ми­ли­ро­ва­ны бра­зиль­ца­ми.

2) Ин­дей­ский на­род груп­пы се­вер­ных же (сев. К.) в Центр. Бра­зи­лии. Са­мо­на­зва­ние – ме бе нгок­ре (букв. – лю­ди, жи­ву­щие там, где сте­ка­ют­ся ре­ки). Жи­вут в бас­сей­не р. Шин­гу на ин­дей­ских тер­ри­то­ри­ях (AI) в шта­тах Па­ра, То­кан­тинс и на се­ве­ре шта­та Ма­ту-Гро­су. Чис­лен­ность ок. 7,5 тыс. чел. Язык кая­по сев. вет­ви же язы­ков. Ок. 50% вла­де­ют так­же пор­туг. язы­ком. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ок. 35% – ка­то­ли­ки.

До 18 в. жи­ли в мес­те слия­ния рек То­кан­тинс и Ара­гу­ая (ве­ро­ят­но, от­сю­да са­мо­на­зва­ние). К. де­лят­ся на груп­пы го­ро­ти, шик­рин и вы­мер­ших иран-ам­рань-ре. Го­ро­ти (са­мо­на­зва­ние кум­реньч) под­раз­де­ля­ют­ся на ме­краг­но­ти (се­вер­ные – в AI Бау, цен­траль­ные – в AI Ку­бен­кок­ре и Пу­ка­ну, юж­ные – в AI Ме­тук­ти­ре и Ка­пото в шта­те Ма­ту-Гро­су; тшу­кар­ра­мае – с 1963 жи­вут на се­ве­ре Нац. пар­ка Шин­гу) и го­ро­ти­ре (собст­вен­но го­ро­ти­ре – в AI Го­ро­ти­ре и Кик­ре­тум; ко­край­мор – в AI Ко­край­мо­ро; ка­ра­рао – в AI Ка­ра­рао; ку­бен­кран­кень – в AI Ку­бен­кран­кень и Аук­ре). В со­став шик­рин, кро­ме соб­ст­вен­но шик­рин (са­мо­на­зва­ние – пу­ру­кар­вит) в AI Ка­те­те и Триншейра/Ба­ка­жа, вхо­ди­ли вы­мершие ко­ко­рек­ре и джо-ре. Иран-ам­рань-ре под­раз­де­ля­лись на крен-ре, ньян­га­гак­рин, ку­бен-кен-кам-ме-мрань и ме­жо­тир. Отд. груп­пы К. вра­ж­до­ва­ли друг с дру­гом. Кон­так­ты с при­шлым на­се­ле­ни­ем с нач. 19 в., по­сто­ян­ные кон­так­ты – с 1950-х гг. Хри­сти­ан­ст­во рас­про­стра­ня­лось с кон. 19 в. Дол­го со­про­тив­ля­лись браз. пра­ви­тель­ст­ву. Пер­вы­ми (1936) уми­ро­тво­ре­ны го­ро­ти­ре, не­ко­то­рые пле­ме­на (шик­рин) про­дол­жа­ли воо­руж. кон­флик­ты до 1980-х гг. Не ме­нее 6 об­щин К. со­хра­ня­ют изо­ли­ров. об­раз жиз­ни, пол­но­стью из­бе­гая кон­так­тов с внеш­ним ми­ром. С 1980-х гг. К. ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дви­же­нии в за­щи­ту сво­их по­ли­тич. и эко­но­мич. прав, вы­сту­пая про­тив ле­со- и зо­ло­то­до­быт­чи­ков. Ны­не зо­ло­тые при­ис­ки на­хо­дят­ся под конт­ро­лем К. Они – ор­га­ни­за­то­ры съез­да або­ри­ген­ных на­ро­дов Ама­зо­нии в г. Ал­та­ми­ра (штат Па­ра) в 1989. Ли­де­ры по­ли­тич. дви­же­ния К. – во­ж­ди Рао­ни и Беп­ко­ро­ти. Мн. К. за­ни­ма­ют­ся пред­при­ни­ма­тель­ст­вом (в част­но­сти, экс­пор­ти­ру­ют оре­хо­вое мас­ло для амер. кос­ме­тич. фирм).

Женщины каяпо в ритуальном уборе. Фото Г. Версвейвера 1980–90-е гг.
Каяпо: 1 – мальчик в традиционном уборе; 2–3 – индейцы с трубкой варикоко и лабреткой ака како. Фото Г. Версвейвера 1980–90-е гг.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ба­тат, са­хар­ный тро­ст­ник, ба­на­ны, ма­ни­ок, та­бак и др.), охо­той с копь­я­ми и лу­ком, со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­то пле­те­ние. До кон. 20 в. пи­щу го­то­ви­ли на от­кры­том ог­не и в зо­ле. Прак­ти­ко­ва­лась гео­фа­гия. Со­хра­ня­ют­ся круг­лые по­се­ле­ния с од­ним или дву­мя муж­ски­ми до­ма­ми (нго­бе) в цен­тре. Жи­ли­ще кар­кас­ное, об­ма­зан­ное гли­ной, кры­тое паль­мо­вы­ми ли­сть­я­ми; внеш­ний то­рец слег­ка за­круг­лён и ши­ре, чем внут­рен­ний. Де­ре­вен­ская об­щи­на де­лит­ся на вост. и зап. эк­зо­гам­ные по­ло­ви­ны, ка­ж­дая со сво­им муж­ским до­мом, во­ж­дём и со­ве­том во гла­ве с ша­ма­ном (ва­ян­га). Счёт род­ст­ва мат­ри­ли­ней­ный, брак ук­со­ри­ло­каль­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная с эле­мен­та­ми ге­не­рац. ско­са ти­пов «кроу» и «ома­ха». Слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний про­яв­ля­ет­ся в общ­но­сти тер­ми­нов для не­вест­ки и ма­те­ри му­жа. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. Осо­бые от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют де­тей с се­ст­рой их от­ца. Родст­вен­ни­ки объе­ди­ня­ют­ся в би­ла­те­раль­ные груп­пы (ом­бик­ва, букв. – мои лю­ди). Бра­тьям и ор­то­ку­зе­нам за­пре­ще­но брать жён из од­но­го до­мо­хо­зяй­ст­ва. Име­ют­ся 8 об­ще­пле­мен­ных нас­лед­ст­вен­ных имён; маль­чи­ки на­сле­ду­ют име­на от де­да или бра­та ма­те­ри, де­воч­ки – от баб­ки или се­ст­ры от­ца. Вме­сте с име­на­ми пе­ре­да­ют­ся ри­ту­аль­ные пред­ме­ты (не­креч). Боль­шое зна­че­ние име­ют ин­сти­ту­ты при­ём­ных и ри­ту­аль­ных ро­ди­те­лей (крабд­жуо), ко­то­рые вы­би­ра­ют­ся из не­родст­вен­ни­ков. Член­ст­во в по­ло­ви­нах на­сле­ду­ет­ся от при­ём­ных ро­ди­те­лей (и та­ким об­ра­зом не име­ет от­но­ше­ния к ре­аль­ным родст­вен­ным свя­зям) и всту­па­ет в си­лу пос­ле приё­ма юно­ши в муж­ской дом. Рас­про­стра­нён обы­чай ку­ва­ды. Во вре­мя це­ремо­нии при­свое­ния мла­ден­цу име­ни (празд­ник Ко­ко) муж­чи­ны тан­цу­ют в мас­ках, изо­бра­жаю­щих обезь­ян. Маль­чи­ки (дйок­ре) с 10 до 17 лет вос­пи­ты­ва­ют­ся в муж­ском до­ме, за­тем про­хо­дят ини­циа­цию (во вре­мя ис­пы­та­ний юно­ши вы­дер­жи­ва­ют уку­сы ос, по­еда­ют мя­со ана­кон­ды и ягуа­ра) и ста­но­вят­ся вои­на­ми (ме­ро­ро­ну­ре). Ха­рак­тер­ное ору­жие – ду­бин­ка (коп­ка­мюр) в фор­ме ме­ча из твёр­до­го де­ре­ва; ат­ри­бу­та­ми ва­ян­га бы­ли ка­мен­ные двой­ные то­по­ры. Оде­ж­да от­сут­ст­во­ва­ла. Муж­чи­ны но­си­ли фал­лок­рипт (мюд­йик), спле­тён­ный из ли­сть­ев паль­мы. И муж­чи­ны, и жен­щи­ны но­сят ха­рак­тер­ную при­чёс­ку (йокар): от­ра­щи­ва­ют длин­ные во­ло­сы, на­до лбом вы­бри­ва­ют треу­голь­ник до ма­куш­ки. У муж­чин в ниж­ней гу­бе – лаб­рет­ки (ака ка­ко), вы­кра­шен­ные в крас­ный цвет, раз­ли­чаю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от ран­га и ав­то­ри­те­та; у тшу­кар­ра­мае они до­сти­га­ют диа­мет­ра 10 см. Де­ти носят уш­ные встав­ки, ко­то­рые за­тем за­ме­ня­ют­ся спус­каю­щи­ми­ся на грудь би­сер­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми. Шей­ные ук­ра­ше­ния со­сто­ят из пер­ла­мут­ро­вых пла­сти­нок, зу­бов хищ­ных зве­рей и би­се­ра. Верх­ние час­ти рук об­вя­зы­ва­ют шнур­ком, ук­ра­шен­ным перь­я­ми и би­се­ром. Во вре­мя празд­ни­ков на­де­ва­ют го­лов­ные убо­ры из птичь­их перь­ев и кол­па­ки (ку­топ) из пче­ли­но­го вос­ка. Прак­ти­ку­ет­ся ри­ту­аль­ная рас­крас­ка ли­ца и те­ла. Ха­рак­тер­ны ко­нич. ку­ри­тель­ные труб­ки (ва­ри­ко­ко), за­им­ст­во­ван­ные во 2-й пол. 19 в. у ка­ра­жа. В пред­став­ле­ни­ях К. Все­лен­ная со­сто­ит из мно­гих, рас­по­ло­жен­ных друг над дру­гом ми­ров. К. ве­рят, что их пред­ки пер­во­на­чаль­но жи­ли на не­бе; бог до­ж­дя и гро­зы Беб­го­ро­ро­ти да­ро­вал им огонь и вы­то­чил пер­вую ме­че­по­доб­ную ду­бин­ку. Ха­рак­те­рен миф о двух брать­ях-ве­ли­ка­нах, убив­ших ор­ла-лю­до­еда, что­бы ос­во­бо­дить че­ло­ве­че­ст­во. Умер­ших хо­ро­нят в си­дя­чем по­ло­же­нии ли­цом на во­сток.

Лит.: Hornborg A. Dualism and hierarchy in lowland South America. Uppsala, 1988; Ver­swijver G. Kaiapo. Materielle Kultur-spiri­tuel­le Welt. Fr./M., 1995; idem. Mekranoti: living among the painted people of the Amazon. Mu­nich; N. Y., 1996; Fuerst R. Xik­rin. Hommes oiseaux D’Amazonie. Мil., 2006.

Вернуться к началу