Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ЙЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Суйя. Мужчина киседже с лабреткой (кон. 1950-х гг.).

СУ́ЙЯ, ин­дей­ский на­род груп­пы же в Бра­зи­лии. Жи­вут в вер­ховь­ях р. Шин­гу на се­ве­ре шта­та Ма­ту-Гро­су (Ин­дей­ский парк Шин­гу, ин­дей­ская тер­ри­то­рия Ва­ви, со­вме­ст­но с кая­по – ин­дей­ская тер­ри­то­рия Ка­по­ту-Жа­ри­на). Де­лят­ся на вост. С. (са­мо­на­зва­ние – кисед­же, kisêdjê; 0,5 тыс. чел. – 2013, оцен­ка) и зап. С. (та­паю­на, бей­су ду пау; са­мо­на­зва­ние – кажк­вак­ра­чи, kajkwakratxi – «путь к не­бу», ука­зы­ва­ет на пра­ро­ди­ну С. на вос­то­ке; 0,2 тыс. чел. – 2010, оцен­ка). Язык суйя сев. вет­ви же язы­ков; с нач. 21 в. на нём ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Око­ло по­ло­ви­ны вост. С. вла­де­ют пор­туг. яз. Ок. 60% вост. С. и ок. 20% зап. С. – ка­то­ли­ки, до 2% – про­тес­тан­ты, ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

В Ма­ту-Гро­су пе­ре­мес­ти­лись в 19 в. с вос­то­ка (То­кан­тинс и Ма­рань­ян), раз­де­лив­шись на зап. (р. Ари­нус) и вост. (р. Шин­гу) С.; кон­такт ме­ж­ду ни­ми утра­чен, ви­ди­мо, к нач. 20 в. Пер­вые упо­ми­на­ния – в кон. 19 в. (К. фон ден Штей­нен). До 1960-х гг. ока­зы­ва­ли во­оруж. со­про­тив­ле­ние ко­ло­ни­стам, вост. С. вра­ж­до­ва­ли с кая­по, жу­ру­на, мун­ду­ру­ку и др. В 1970 зап. С. пе­ре­се­ле­ны к вост. С. на Шин­гу. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев са­ванн и тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, охо­той (пре­стиж­ное муж­ское за­ня­тие), ры­бо­лов­ст­вом (в т. ч. кол­лек­тив­ное с ис­поль­зо­вани­ем рас­тит. яда), со­би­ра­тель­ст­вом. По­се­ле­ния кру­го­вой пла­ни­ров­ки, в цен­тре – 1–2 муж­ских до­ма, управ­ля­ют­ся на­следств. во­ж­дя­ми. Прак­ти­ку­ет­ся рас­крас­ка те­ла, у муж­чин – ска­ри­фи­ка­ция (во вре­мя ини­циа­ций). Муж­чи­ны но­сят длин­ные сза­ди во­ло­сы, лаб­рет­ки крас­но­го цве­та в ниж­ней гу­бе и встав­ки в моч­ках ушей (до 2000-х гг.). Пе­ред во­ен. по­хо­дом кра­си­ли те­ло в чёр­ный цвет (та­паю­на на яз. ту­пи – «чёр­ные лю­ди»), во вре­мя ата­ки из­да­ва­ли клич, ими­ти­рую­щий рёв ягуа­ра. Тра­диц. ору­жие – па­ли­ца (дли­на до 1,5 м) и лук (до 2 м) со стре­ла­ми. Для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции ис­поль­зу­ет­ся ре­чи­та­тив­ное пе­ние. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – флей­ты и по­гре­муш­ка-ма­ра­ка. Ха­рак­тер­ны ми­фы об об­ре­те­нии по­лез­ных пред­ме­тов и на­вы­ков. Пе­ре­ня­ли у шин­гуа­но из­го­тов­ле­ние долб­лёных ло­док (до это­го де­ла­ли лод­ки из ко­ры), пле­те­ние га­ма­ков и др. Рас­про­стра­не­ны бра­ки с кая­по и кая­би.

Лит.: Steinen K. von den. Durch Central-Bra­silien. Expedition zur Erforschung des Schingú im Jahre 1884. Lpz., 1886; Frikel P. Migração, guerra e sobrevivência Suyá // Revista de Antropologia. 1969/1972. Vol. 17/20; Seeger A. Nature and society in Central Brazil. The Suyá indians of Mato Grosso. Camb.; L., 1981.

Вернуться к началу